Роль классного руководителя в адаптации первокурсника
методическая разработка по теме

Кулагина Ольга Семеновна

 

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Он сопровождается активностью субъекта адаптации, порождающей определенные изменения личности.

Особую значимость имеет процесс адаптации студентов первого курса. В этот период студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением; столкновением субъектного опыта и общественных норм.

Именно положительный опыт вхождения в новую социальную среду, приобретенный ими в данный период, способствует преодолению этих трудностей и успешной ориентации в быстро изменяющемся социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка
    на тему: «Роль классного руководителя в адаптации первокурсника»

Содержание.

1. Введение.                                                                                                                    3

2. Роль классного руководителя в адаптации первокурсника.                                  5

3. Адаптация студентов 1 курса к условиям обучения в ГОУ СПО «СМТТ».       13

4. Заключение.                                                                                                               16    

5. Литература.                                                                                                                17

6. Приложение.

  1. Результаты социологического обследования студентов группы 1АВТ
  2. Методика проведения тренинга общения.  

   

Введение.

Постоянно изменяющаяся социальная ситуация в нашей стране и во всем мире, наметившийся переход от техногенной к антропогенной цивилизации требует от общества нового взгляда на проблему включения человека в социальную целостность, структуру общества, на процесс подготовки специалистов высокого класса в различных областях человеческой деятельности. Наиболее активная часть этого процесса приходится на период обучения человека в среднеспециальном или высшем учебном заведении.

По утверждению Б.Г.Ананьева, студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Именно на этом жизненном этапе, при наличии определенных благоприятных условий, происходит актуализация, систематизация, концентрация развития различных сторон личности, усвоение социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, расширение социальных связей.

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Он сопровождается активностью субъекта адаптации, порождающей определенные изменения личности.

Особую значимость имеет процесс адаптации студентов первого курса. В этот период студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением; столкновением субъектного опыта и общественных норм.

Именно положительный опыт вхождения в новую социальную среду, приобретенный ими в данный период, способствует преодолению этих трудностей и успешной ориентации в быстро изменяющемся социуме.

Таким образом, процесс адаптации первокурсников требует от всех участников образовательного процесса особого внимания и изучения, поиска различных условий, способствующих успешной адаптации первокурсников.

  1. Предметно цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин работает над проблемой создания условий для адаптации студентов к новым образовательным условиям, поэтому данную методическую работу я посвятила этой же проблеме. Она содержит теоретическую и практическую части и приложение.
  2. Цель методической работы: выявить роль классного руководителя в адаптации первокурсника.

Цель работы раскрывается через решение следующих задач

– рассмотреть виды деятельности классного руководителя в адаптации первокурсников;

– разработать методические рекомендации для классных руководителей групп 1 курса;

– обобщить свой опыт работы поданной проблеме.

Методическая работа может быть использована классными руководителями первокурсников техникумов и колледжей в своей работе.

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника.                    

Современная ситуация смены парадигмы образования, подходов к обучению характеризуется изменением социальной ситуации в стране и сменой ценностных ориентиров нового поколения молодежи; необходимостью формирования специалистов более высокого уровня развития, готовых быстро, качественно и творчески реагировать на происходящие изменения в различных сферах человеческой деятельности и другие

К настоящему времени проведено и проводится довольно большое количество различных исследований, тем или иным образом связанных с различными сторонами проблемы адаптации, как студентов, так и школьников различных возрастов к новым условиям.

Работы Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, А.А.Ухтомского научно обосновывают проблему адаптации как общебиологических и психологических свойств живых организмов.

Восхождение взрослого к ценностям детства и юношества, возрастные особенности становления ценностного мира учащихся рассматриваются в трудах Т.К.Ахаян, И.С.Батраковой, В.П.Бездухова, М.Г.Казакиной, А.В.Кирьяковой, Т.Н.Мальковской, Р.Р.Насретдиновой, А.П.Тряпицыной, В.А.Ядова и других.

Психологические аспекты адаптации в своих работах рассматривали Б. Н. Алмазов, И.В.Дубровина, А.И.Захарова, И.С.Кон, Н.А.Менчинская, А.В.Петровский и другие.

Адаптацию детей к требованиям социальной среды изучали А.С.Белкин, М.К.Кваркин, СЕ.Матушкин, С.В.Сальцева, А.Т.Станин, Ю.И.Юричка и другие.

Перед классным руководителем в начале учебного года ставятся следующие задачи:

- изучение ребенка (отношений в семье, группе)

- оказание помощи  попавшему в беду ребенку;

 - исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах;

- организация деятельности ребенка на основе самовоспитания, самообучения, самостоятельной организации своей жизни и поступков

Основными направлениями работы были:

1.Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).

2. Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика правонарушений, распространения наркотиков, правовой всеобуч, организация мероприятий на сплочение коллектива).

1.  Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости, успеваемости).

Главные задачи данной работы:  -  отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;-  создание банка данных «трудных» детей и детей с девиантным поведением; систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся. К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения.

Одной из задач, которую решает классный руководитель, является создание условий для психолого-педагогической  поддержки подростков, в том числе с девиантным поведением, а также имеющих аномалии в психическом развитии.

Работа с трудными детьми ведется планомерно и систематически. В начале учебного года в группе собираются сведения о детях с девиантным поведением и детях «группы риска»,  на основе анализа этого материала составляется перспективный план  работы. Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходит на разных уровнях:

- индивидуальные беседы со студентами, беседы со студентами в присутствии родителей;  

- беседы с родителями;

-  психологические тренинги;

-  классные часы;

-  родительские собрания;  

- профилактическая работа совместно с инспектором КДН;

Для достижения цели я применяю специальные методики:

-  изучение мотивационной среды;

- социометрический опрос;

-  изучение потребностей и интересов;

-  составление карты наблюдений

-  изучение состояния тревожности;

-  диагностика социально-психологической адаптации;  

 -  изучение склонности к отклоняющемуся и агрессивному поведению.      

В сентябре классные руководители составили социальную карту группы. Студентов и семей, находящихся в социально опасном положении» ставят на внутритехникумовскийй учет:

1. Обучающиеся:- не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия;

- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

- совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие устав техникума и Правила поведения студентов;

- неуспевающие;

- склонные к употреблению наркотических средств или психотропных веществ;

- причисляющих себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

- состоящие на учете в ОПДН и КДН.

Постановка на учет осуществляется по представлению классного руководителя на основании решения Совета профилактики. В представлении указываются причины постановки обучающегося  и его характеристика. На каждого обучающегося классным руководителем:

-  заводится карточка учета студента;

- ведется карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

2. Семьи, в которых родители:- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;- злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространению и употреблению наркотиков, спиртных напитков и т.д.);

- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие. Постановка семьи на внутритехникумовский учет осуществляется решением Совета профилактики техникума на основании представления классного руководителя. При необходимости к представлению приобщается информация совместно из ОВД, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, КДН. В представлении обуславливаются причины постановки и акт обследования материально-жилищных условий. На каждую семью классным руководителем  заводится карточка учета семьи. Классный руководитель совместно со специалистами и педагогами школы, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы со студентом,  ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. На внутришкольном контроле состоят 12 учащиеся:

  Классный руководитель должен разъяснять преподавателям и родителям истинные причины трудностей в учебе и нарушения  поведения. Важность этого определяется тем, что часто стойкие формы неуспеваемости развиваются как вторичные нарушения, вследствие неверной интерпретации учителями их индивидуально психологических свойств. Характер проблем и определяет направленность мер социально-педагогической помощи и поддержки:

-  разрешение конфликтной ситуации;

- оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей;

-  восполнение выявленных пробелов в знаниях и способах их применения;

-  психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной оценки;

- преодоление отставания в психическом развитии;

-  прояснение искаженных представлений о себе, об окружающих, о собственных жизненных целях.

2.     Внеаудиторная.

В целях организации досуга «трудных» детей проводилась работа по:

- выявлению интересов и наклонностей детей;

- привлечению подростков в кружки и секции.

Отслеживание внеурочной деятельности ведется постоянно. По итогам года некоторые студенты, достигшие  определенных результатов, были сняты с внутритехникумовского контроля.

     Организация культурного досуга и отдыха подростков – это своеобразная педагогическая (воспитательная) подсистема общей системы воспитания и образования, важный фактор социализации детей.  

Большую социализирующую  роль играют предметные кружки, к которых студенты занимаются по желанию. Цели работы кружков:

-  формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

-  удовлетворение социальных и культурных потребностей студентов.

При работе с семьей ставились следующие задачи:

- сбор и накопление информации о многодетных и социально незащищенных семьях;

- оказание помощи в оформлении документов на получение пособий детей из многодетных семей;

- помощь в преодолении негативных явлений в семье.

Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально незащищенных семей на начало года были разработаны критерии социального паспорта класса. С каждым годом увеличивается количество студентов из неполных семей. В группе 1АВТ таких семей 7.

Задачи классного руководителя

1.  Формирование у студентов:

• представлений  об умениях,  навыках обучения  в техникуме;

• навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других;

• адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

• представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2.  Ознакомление студентов:

• с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

• с разными формами коммуникации;

• с нормами и правилами поведения в техникуме.

3.  Создание условий для:

• снижения тревожности;

• выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

• развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

• выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Методы работы

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые игры, групповая дискуссия, групповая беседа. В минимальной степени присутствуют психодиагностические задания.

Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала подростков, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.

Цель: Создание  психологических условий, необходимых для полноценного формирования     личности студента.

Задачи:

диагностика личностных способностей студентов и  преподавателей,    

оказание помощи студентам в профессиональном определении,

предупреждение возможных осложнений в учебной и психологической адаптации,

психологическая помощь  в решении проблемных ситуаций.

Для каждого первокурсника поступление в техникум сопровождается стрессовыми ситуациями. Прохождение вступительных испытаний, смена привычной обстановки, режима и ритма жизни – все это оказывает влияние на  психофизическое состояние подростков. Для того чтобы помочь начинающим студентам легче преодолеть дискомфорт,  вызванный   изменениям  в их жизни, приспособиться к новым условиям обучения, в учебных заведениях проводят адаптивные мероприятия.

В этом учебном году, изучив опыт проведения  мероприятий по адаптации студентов в России, проанализировав и преломив этот опыт к образовательному процессу, проводимому в нашем техникуме, предметно- цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин внесла ряд предложений по проведению адаптивных мероприятий.

В первый день адаптации, первого сентября, после торжественной линейки, проводились часы общения, в ходе которых первокурсники были вовлечены в тренинги и деловые игры, направленные на знакомство, сплочение коллектива и формирование положительного микроклимата внутри группы. Помимо этого деловые игры носили направленность по выявлению лидерских качеств у студентов, что способствовало объективному выбору и формированию актива группы.

Во второй день адаптации проходили знакомства со всеми службами техникума. Студенты были ознакомлены со структурой образовательного процесса, основными правилами обучения и поведения, деятельностью органами студенческого самоуправления, спортивных секций и предметных кружков.

Первые дни адаптации проходили с привлечением студентов-первокурсников к образовательному процессу. Это позволило им более подробно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими их деятельность во время учебы, а проведенные классными руководителями экскурсии по техникуму – ориентироваться в новом для них учебном заведении.

Для успешной адаптации первокурсников были разработаны информационные пособия « Памятка первокурсника!». В данном пособии содержится информация и полезные советы как лучше учиться, успешно пройти промежуточную аттестацию, а также фиксировать свой учебный прогресс и достижения во внеучебной деятельности.

Еще до поступления студентов в техникум мной была подготовлена методика тестирования первокурсников. Данное тестирование позволило в начале учебного года классным руководителям вновь набранных групп получить информацию о психологических особенностях первокурсников. Результаты тестирования являются полезными не только классным руководителям при организации воспитательной работы в группе, но и педагогам, для осуществления индивидуального подхода к студентам.

В конце сентября состоялись традиционные  родительские собрания в группах нового набора. Вниманию родителей был представлен материал об организации учебной деятельности техникума, материально-технической базе, информация о деятельности творческих студий, спортивных секций, клубов.

     82 % первокурсников указывают, что для успешного освоения знаний, предъявляемых техникумом, главным для них является интерес к предметам. Опыт последующей работы преподавателей-предметников показывает, что предметный интерес зачастую носит единичный, избирательный характер, основан на уже существующей успешности, и лишь немногие студенты готовы к системной работе, в том числе по преодолению возможных учебных нагрузок и трудностей. Ребята настороженно и неохотно воспринимают абсолютно новые для них дисциплины, выказывают непонимание целесообразности многих дисциплин. На классного руководителя в значительно мере ложится нагрузка постоянной разъяснительной работы, которая ведётся вплоть до старших курсов, до времени прохождения активных форм педагогической практики. И нужно сказать, что сопротивление иногда приобретает достаточно серьёзные формы, приводит к хронической неуспеваемости и даже конфликтным ситуациям. Парадокс подобных проблем заключается в том, что их инициируют студенты, обладающие достаточно высоким творческим потенциалом, но низкая учебная мотивация которых не способствует действительно творческому саморазвитию. На преодоление и снятие подобных конфликтов также должна быть направлена работа классного руководителя.

    Сегодняшнего абитуриента характеризует достаточно высокий уровень тревожности – средняя 55 %, повышенная – 27 %, высокая 9 %. Наиболее выражена тревожность по показателю «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Эта проблема, с одной стороны, очевидно, коренится в психологическом микроклимате современной школы (дети открыто говорят о причинах своего ухода из школы), с другой – в новизне той учебной обстановки и повышенных требованиях, которые предъявляет колледж по сравнению со школой. Классный руководитель в индивидуальной и групповой работе помогает таким ребятам пройти непростой процесс адаптации. При условии активной самостоятельной работы студента приходят и более долговременные результаты. Так, студенты, бывшие хроническими троечниками и неудачниками в школе, пришедшие в колледж с высоким уровнем тревожности, показывают впоследствии яркую динамику личностного и профессионального развития и нередко, заканчивая колледж с отличными дипломами, становятся ведущими учителями музыки в школах города и области.

В работе с группами нового набора большое внимание уделяется периоду адаптации студентов" От того, насколько успешно он: пройдет, зависит морально-психологический климат в группе, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе. Поэтому на первых классных часах студенты знакомятся с правилами внутреннего распорядка, со своими правами и обязанностями, с правилами проживания в общежитии.

Избирается студенческий совет группы. Уделяется большое внимание индивидуальной работе со студентами, оказывается помощь активу группы в работе по повышению % успеваемости и посещаемости.

Основные задачи нравственного воспитания это формирование у студентов потребности руководствоваться принципами общечеловеческой морали, такими, как гуманизм, милосердие, воспитание навыков и привычек культурного высоконравственного поведения в обществе, формирование высоких гражданских качеств: чувства долга, ответственности перед обществом. В этом направлении классными руководителями проводится большая работа. Проводятся классные часы, на нравственно-этические темы.

Студенты-первокурсники всегда с нетерпением ждут традиционного  «Посвящения в студенты", где происходит защита плана-проекта КТД.

Изучение родного края обычно начинается с посещения Краеведческого музея, экскурсии по городу. На классных часах и открытых классных часах студенты знакомятся с историей, традициями, обычаями своего народа. Классные руководители посвящают данной теме множество классных часов, посещают со студентами выставочный зал, спектакли драматического театра.

Беречь редкую природу это основная задача экологического воспитания. С этой целью проводятся экскурсии на природу, по достопримечательным местам г. Сызрань.

Не только высокий профессионализм отличает технического  работника, но и такие черты характера как доброта, отзывчивость, гуманизм. На средства, собранные преподавателями и студентами техникума каждый год готовятся подарки для Дома престарелых, Дома ребенка. В день пожилого человека студенты с поздравлениями и подарками навещают пожилых людей, обеспечивают уход за ними по мере необходимости.

Большое внимание уделяется военно-патриотическому и интернациональному воспитанию. Множество интересных классных часов проводится с приглашением военнослужащих, ветеранов ВОВ.

С целью осуществления социальной реабилитации студентов в техникуме разработала концепция воспитательной деятельности, направленная на формирование социально-активной личности.

Сферы социализации и реализации личности можно представить следующим образом:

-                  воспитание творческой индивидуальности студента, владеющего культурой умственного труда, знакомого с историей техникума, со спецификой его образовательной системы;

-                  воспитание профессионала, специалиста высокой квалификации;

-                  воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

-                  воспитание семьянина – носителя, хранителя и создателя семейных традиций, готового выступить в роли продолжения рода;

-                  воспитание гражданина с любовью относящегося к родному краю, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего все силы к его развитию и процветанию; россиянина, уважающего законы своего Отечества, признающего взаимную ответственность личности и социума, готового к труду на благо и процветание общества, способного интегрироваться в европейскую культуру, не теряя при этом национальной самобытности; человек Мира, признанного решать личные и социальные проблемы в XXI веке, носителя глобального мышления, ощущающего себя гражданином Земли.

Реализация указанных целей осуществляется в:

-                  сотрудничестве студентов и преподавателей в управлении учебно-воспитательным процессом, развитии студенческого самоуправления;

-                  оптимизации правовой, методической, организационно - экономической базы воспитания в техникуме;

-                  разработке содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям техникума, и в соответствии с моделями специалистов, которые готовятся в техникуме, а также использованием возможностей дополнительного образования;

-                  сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей для реализации профессионального потенциала будущего специалиста, повышение его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

-                  обеспечении необходимых условий для самореализации личности в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм и т.д.).

В соответствии с концепцией воспитательной деятельности студенты вовлекаются в различные кружки, спортивные секции, структуры студенческого самоуправления. Где находят применения своим талантам и способностям. Этому способствует созданная в техникуме материально – техническая база, которая включает актовый зал, спортивный зал, комнату отдыха в общежитии, помещение для Молодежного центра, помещение для проведения занятий танцевального кружка и вокального пения, зал для проведения дискотек.

В актовом зеле ежемесячно проводятся общетехникумовские мероприятия, собрания студентов. Спортивный зал задействован для проведения во внеучебное время различных соревнований, спортивных секций. Комната отдыха в общежитии оборудована телевизором и видеомагнитофоном. Также она используется для проведения заседаний совета общежития, культурно-массовых мероприятий: вечеров, огоньков, викторин и т.д.

Система воспитательной работы включает элементы гражданского, патриотического, духовно – нравственного воспитания.

В учебных группах проводятся классные часы с обсуждением вопросов занятости населения. Для воспитания гражданственности и патриотизма широко используется краеведческий материал.

Профилактическая работа с целью сокращения правонарушений, наркомании и ВИЧ – инфекций проводится по всем направлениям. Классные руководители и воспитатели в планах воспитательной работы планируют и проводят мероприятия по данной тематике в учебных группах, в общежитии.

Особого внимания в рамках данной программы требуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим воспитателями разрабатывается план индивидуальной работы с детьми-сиротами в общежитии, классными руководителями – в учебной группе. С ними проводится работа по социальной адаптации и вхождению в учебный коллектив, создаются условия для реализации их научно-технического, творческого потенциала, внедряются методы эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения молодежи. Целенаправленно проводится просвещение студентов по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, внедряются методы психологической защиты, препятствующие употреблению алкоголя и психоактивных веществ.

Адаптация студентов 1 курса к условиям обучения в ГОУ СПО «СМТТ».

Студенты всех специальностей обучаются в этом учебном году по новым учебным планам, которые учитывают особенности специальностей. Это позволяет подросткам быстрее адаптироваться к новым условиям. Проблема адаптации студентов нового набора существует во многих ГОУ СПО. Известно, что успех студентов в обучении во многом зависит от того, на сколько эффективным ими был пройден адаптационный период в новых образовательных условиях.

Успешность процесса адаптации зависит от целого ряда условий, основными из которых являются:

- сбор психолого – педагогической информации о каждом студенте нового набора в течение первого месяца;

- объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов первого курса;

- выбор технологий преподавания для студентов нового набора, повышающих мотивацию учения, учитывающих разноуровневый подход;

- учёт возрастных и личностных особенностей студентов нового набора;

- отбор преподавателей общеобразовательных дисциплин, имеющих опыт работы со студентами первого курса, понимающих проблемы адаптационного периода;

- особенности социально – психологического климата, сложившегося в группе;

- организация факультативных занятий для повышения интереса к выбранной профессии.

В отношении студентов преподаватели отделения общеобразовательных дисциплин ищут самостоятельно профессиональные пути выхода из адаптационной ситуации и принимают различные виды диагностики: анкетирование, устный и письменный  опросы, диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы, проводятся собеседования, беседы, дидактические игры. Все преподаватели провели первоначально анкетирование, которое помогло определить контингент подростков. В группах прошли классные часы по изучению традиций техникума, правил поведения, прав и обязанностей студентов.

Далее преподаватели по своей дисциплине провели входной контроль, что помогло определить уровень знаний студентов и их пробелы, теперь преподаватели знают, что необходимо повторить перед изучением нового материала.

Во всех группах 1 курса прошли родительские собрания, где родителей познакомили с требованиями преподавателей техникума, выбрали попечительский совет в каждой группе, предоставили графики учебных занятий и внеаудиторных мероприятий.

С ребятами, оставшимися без попечения родителей педагогом-организатором Молчановой Т.А. проводится особая работа, это сбор документов, собеседование с ребенком и с опекуном (если таковой имеется), оформление документов по материальному обеспечению, посещение студента в общежитие или в приемной семье.

Большую роль в эффективной адаптации студентов играет такая форма вне учебной организации как самоуправления. Она помогает оптимизировать процесс адаптации студентов  нового набора по следующем направлениям:

- содействие гражданское, социальный и профессиональный самореализации студентов;

- проведения работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям техникума;

- обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через информ-дайджест.

В группах 1 курса были избраны советы групп, которые организуют вместе с классным руководителем внеурочную работу, создали планы-проекты деятельности группы на учебный год, 8 и 9 октября прошла презентация этих проектов, где все студенты приняли активное участие, особенно выделились группы 1М, 1П (классные руководители Калитова Н.Н., Андреева Л.И.).

Классные руководители посетили студентов своих групп в общежитие, проверили, как они устроились, есть ли место для занятий, кто соседи по комнате.

С некоторыми ребятами, а также их родителями уже проведены индивидуальные беседы по поводу ответственного отношения к учебным занятиям и воспитанию своего ребенка

Процесс адаптации уже в начале обучения студентов помогает реально привлечь их к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высоко квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам.  

Заключение.

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Он сопровождается активностью субъекта адаптации, порождающей определенные изменения личности.

Особую значимость имеет процесс адаптации студентов первого курса. В этот период студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением; столкновением субъектного опыта и общественных норм.

Именно положительный опыт вхождения в новую социальную среду, приобретенный ими в данный период, способствует преодолению этих трудностей и успешной ориентации в быстро изменяющемся социуме.

Таким образом, процесс адаптации первокурсников требует от всех участников образовательного процесса особого внимания и изучения, поиска различных условий, способствующих успешной адаптации первокурсников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей".

Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей"....

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

Роль классного руководителя в становлении коллектива группы и личности каждого отдельного студента.

Выступление из опыта работы на методическом объединении классных руководителей и мастеров производственного обучения...

2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании

2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль  классного руководителя в современном образовании...

Роль классного руководителя в адаптации студентов

Не сразу все становятся большими, хотя мечты и желания стать самостоятельными приходят в наши головы еще в школьном возрасте. Кажется, что взрослым можно все: принимать решения, не спрашивать совета, ...