Роль классного руководителя в адаптации студентов
статья

Лапушкина-Ерхова Елена Анатольевна

Не сразу все становятся большими, хотя мечты и желания стать самостоятельными приходят в наши головы еще в школьном возрасте. Кажется, что взрослым можно все: принимать решения, не спрашивать совета, поступать и действовать по желанию. Но наступает время, когда мы вырастаем и начинаем понимать, что все не так просто. За каждый поступок необходимо нести ответственность, а самостоятельность утомляет, потому что большую часть дел, которые ранее делали родители теперь приходится на самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в адаптации студентов

Представление педагогического опыта

преподавателя и классного руководителя

 ГБПОУ ВО «Муромский медицинский колледж»

Лапушкиной-Ерховой Е.А.

 

Не сразу все становятся большими, хотя мечты и желания стать самостоятельными приходят в наши головы еще в школьном возрасте. Кажется, что взрослым можно все: принимать решения, не спрашивать совета, поступать и действовать по желанию. Но наступает время, когда мы вырастаем и начинаем понимать, что все не так просто. За каждый поступок необходимо нести ответственность, а самостоятельность утомляет, потому что большую часть дел, которые ранее делали родители теперь приходится на самого себя.

Именно с такими сложностями сталкиваются студенты СПО в первый год обучения. Вчерашние школьники не готовы к таким резким переменам ни физически, ни психологически. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Режим обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в СПО. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны – это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник должен организовывать свое образовательное пространство.  Меняется режим дня. На усвоения материала и посещение лекций теперь приходится уделять значительно больше времени, нежели в школе. Уверенные в своих силах школьники после поступления в среднее специальное учреждение начинают испытывать сложности в обучении, общении. Многие из них морально не готовы к таким переменам.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека.Как утверждает Б.Г. Ананьев, студенческий возраст - это сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека. Когда обучение сопровождается благоприятными условиями, студенты имеют возможность развить все уровни психики. При этом для хорошего обучения в СПО необходимо, чтобы у студента были высоко развиты восприятие, память, мышление, внимание, а также общее интеллектуальное развитие [1].

Работая в медицинском колледже со студентами не первый год, понимаешь, что для успешного дальнейшего обучения важно помочь им спокойно и уверенно пройти период адаптации. От этого будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, личные и научные достижения. Получение медицинской специальности - ответственная задача и, поступая в колледж, студенты понимают, что трудности в обучении будут не только в первый год. Ведь процесс адаптации проходит не один год.

Адаптация в общем смысле рассматривается, как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Психологический аспект адаптации - это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями личности, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она же осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. К основным проявлениям социальной адаптации относят:

- взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми;

- активную деятельность человека.

Адаптация первокурсников к обучению в СПО имеет те же аспекты, как и любой другой адаптационный процесс. Колызаева Н.Г. в общем процессе адаптации выделяет две стадии:

– адаптивная реакция, которая характеризуется напряжением личностной системы, выражающимся в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

– адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик [2].

 Огромную роль в адаптации студента играет классный руководитель. Ведь именно он знает свою группу, студентов и их проблемы, и особенности характера.  Перед классным руководителем в начале учебного года ставятся следующие задачи:

- изучение социального положения студента (отношений в семье, группе)

- оказание помощи (моральной, психологической и т.д.);

 - исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах;

- организация деятельности ребенка на основе самовоспитания, самообучения, самостоятельной организации своей жизни и поступков.

В нашем колледже обучаются студенты, живущие в других городах и областях. Именно поэтому тема адаптации является актуальной. Работая классным руководителем не первый год, могу уверенно сказать, что похожих случаев не бывает. Первый набор, из-за неопытности, стал наглядным для дальнейшей работы и предотвращения проблем, возникших ранее. Дети, а в СПО приходят студенты 15-16 лет , очень быстро понимают и принимают правила ,которые им говорят, но не всегда хотят безукоризненно их выполнять. Они думают, что стали взрослыми и самостоятельными, пытаются действовать по-своему, из-за чего появляются проблемы в коллективе. Самые активные пытаются выдвинуть свою кандидатуру в «неформальные» лидеры, управлять группой. Но не все согласны с таким течением обстоятельств, начинаются конфликты, которые также ведут к ухудшению течения адаптации.

           Основным принципом своей работы считаю сохранение внутреннего спокойствия и равноправия в коллективе. Так как спокойная и доверительная обстановка способствует здоровому микроклимату в коллективе.

 При первом знакомстве со студентами мы проводим анкетирование, тем самым подробнее узнаем о жизни и интересах обучающегося, обговариваем, с какими трудностями можно встретиться в процессе обучения, устанавливаем определенные правила и условия обучения, которые должен выполнять каждый в нашем коллективе от студента до классного руководителя.

Знакомясь с уставом колледжа, проговариваем важность данного документа, основным требованием которого является ношение белого халата и опрятный внешний вид. Наша задача – объяснить и помочь понять подростку важность своей будущей профессии, которая начинается с малого – быть ответственным.

Второй шаг – распределение обязанностей в группе. Выбор старосты очень ответственный момент, особенно после нескольких дней знакомства. Ведь этот человек будет представлять всю группу. В данном случае мы проводим беседу среди студентов об их интересах, увлечениях, в заключении которой каждый может сделать выбор за какую-то кандидатуру. Но нельзя возлагать всю ответственность на старосту, да и каждый студент должен ощущать свою значимость. Каждый человек имеет свои особенности и таланты. Я стараюсь выделить каждого студента на какое-то ответственное дело. Не все могут быть отличными ораторами, но быть незаменимыми помощниками. Проверить оценки, узнать причину пропуска, посодействовать скорейшему разрешению проблемы (вовремя сдать отработки, напомнить о домашнем задании и прочее) и т.д. Из таких мелочей складывается активная работа всей группы.

Примерно через месяц обучения совместно с социальным педагогом и психологом колледжа проводим анкетирование по адаптации студентов, выясняя трудности морального и учебного плана. Повторное анкетирование проводится в начале второго полугодия.

    Конечно, в такие моменты нельзя обойтись без помощи родителей. В настоящее время сделать это намного проще. Интернет дает возможность быть всегда на связи с законными представителями детей. Создав в мессенджере группу, можно проводить онлайн-собрания по возникающим проблемам, постоянно держать в курсе происходящего. В личных беседах с каждым проводим индивидуальные беседы, касающиеся студента и его трудностей. Заинтересованность родителей в учебном процессе значительно облегчает работу классного руководителя и способствует благополучному обучению подростка. Но иногда можно столкнуться с «зашкаливающей» гиперопекой над своим ребенком. Тем самым родители ухудшают течение адаптации, мешая своей заботой стать самостоятельным, учиться принимать решения. В таких случаях индивидуальная работа проводится с родителями, проводятся разъяснения того, как их чрезмерная забота влияет на успехи детей.

Третий шаг, который необходим в работе с формирующимся коллективом, -мероприятия на сплочение. Это могут быть и тренинги, и подготовка к творческому выступлению, и поход. Главное, чтобы каждый подросток смог почувствовать свою важность и значимость в этом процессе.

И, безусловно, нужно помнить, что любому человеку приятно, когда его хвалят. Задача преподавателя, классного руководителя -  поддержать становление студента. Мы не должны обращать внимание только на недостатки в поведении, обучении. Необходимо чаще делать акцент на положительных моментах в жизни подростка, стимулируя его  и других к дальнейшему личностному росту. Ведь с добрым словом жить радостно.

Особую значимость имеет процесс адаптации студентов первого курса. В этот период студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением; столкновением субъектного опыта и общественных норм.

Именно положительный опыт вхождения в новую социальную среду, приобретенный ими в данный период, способствует преодолению этих трудностей и успешной ориентации в быстро изменяющемся социуме.

Таким образом, процесс адаптации первокурсников требует от всех участников образовательного процесса особого внимания и изучения, поиска различных условий, способствующих успешной адаптации первокурсников.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. / Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2.

2. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

Роль классного руководителя в становлении коллектива группы и личности каждого отдельного студента.

Выступление из опыта работы на методическом объединении классных руководителей и мастеров производственного обучения...

Роль классного руководителя (куратора) в формировании ЗОЖ студентов.

При современной жизни и постоянной занятости родителей, мало кто может похвастаться правильным физическим, психическим и нравственным воспитанием своего ребенка. И вот наступает момент, когда подросто...