"Правила воздушной перспективы"
рабочая программа на тему

Лебедева Лилия Владимировна

Цель урока: познакомить учащихся с вождушной перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве. Научить применять законы воздушной перспективы в своих рисунках. Развить творческие способности, изобразительные навыки.                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_vozdushnaya_perspektiva.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  Лебедева Л.В.

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Тема урока: «Правила воздушной перспективы».

Цель урока:  

                    * познакомить учащихся с воздушной перспективой как способом                изображения   на плоскости предметов в пространстве;

               * учить учащихся применять законы воздушной         перспективы в      своих рисунках;                    

                 * развивать творческие способности, изобразительные навыки;

                 * воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Оборудование:  рабочая тетрадь по изобразительному искусству (В.С.Кузин), иллюстрации, план-конспект.

Содержание урока

I.  Организационный момент.

             А) Приветствие учащихся.

             Б) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа:

- Назовите главные принципы линейной перспективы.

- Что такое перспектива? (Перспектива - это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим.)

- На предыдущем уроке вы научились применять законы перспективы в своих работах при изображении природы, пространства. 

              - Сформулируйте первый закон перспективы. (Чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.)

              - Сформулируйте второй закон перспективы. (Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку.)

III. Актуализация новых знаний

  1. Целеполагание и формулирование новой темы.

             - Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области воздушной перспективы, и сможете нарисовать природу, применяя законы воздушной перспективы.

  1. Ознакомление с основными положениями воздушной перспективы.                           Художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы. 

            Это связано с тем, что окружающий нас воздух не абсолютно прозрачен: он всегда содержит в себе пыль, влагу и другие мельчайшие частицы, которые делают его мутной средой. Эта мутная среда влияет на проходящие через неё лучи, определяя наше восприятие предметов. Удаляясь от нас, предметы не только зрительно уменьшаются в размерах. По мере удаления контрастность их темных и светлых мест смягчается, предметы становятся как бы более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте  в однотонную дымку едва различимых силуэтов. Одновременно происходит и изменение их цветовой окраски. Это явление и называется воздушной перспективой.

          Обычно принято говорить о планах - переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором - всё несколько смягчается, на третьем - сливается в воздушной дымке. Такое трёхплановое деление условное.

          Передача воздушной перспективы основана на тональных и цветовых отношениях, причём первые играют большую роль. В этом можно убедиться, посмотрев на чёрно- белую репродукцию живописного произведения: цвет исчез, но воздушная перспектива воспринимается отчётливо.

          При удалении изменяется и цвет предметов. Долгий опыт наблюдений показал, что далёкие тёмные предметы кажутся голубоватыми, так как отражают очень мало света, и потому их окраска определяется в большей степени теми холодными по тону лучами, которые всегда рассеяны в атмосфере. Однако белые или очень светлые предметы - снежные вершины гор или облака, отражающие много света, наоборот, кажутся нам тёплыми, розоватыми, потому что лучи, отражённые от них, теряют по пути к нам свою холодную часть. Примерно на расстоянии полукилометра жёлтые и особенно оранжевые цвета заметно краснеют, а на расстоянии около километра оранжевый уже почти невозможно отличить от красного. Так же  сближаются зелёные и голубые цвета. Воздушная перспектива позволяет художнику передать на плоскости полотна впечатление необъятной глубины, уходящих далей, огромного пространства, заполненного воздухом.

           В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

IV.  Практическая часть.       

  1. Учитель: на сегодняшнем уроке вы попробуете в своих альбомах, используя краски,  изобразить уголок природы с ярко выраженными законами воздушной перспективы. В своих работах вы должны продумать и показать окружающую обстановку.
  2. Фронтальная работа учащихся по изображению природы с использованием линейной перспективы. (Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог.

         1) Оценивание выполненных работ.

          2) Вернисаж ученических работ.

VI. Домашнее задание.

           Присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.

  

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекции МДК.02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства» Тема:"Виды пейзажа. Воздушная перспектива"

Для студентов и преподавателей Специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"Конспект занятия по МДК.02.04«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства»Тема «Виды пей...

«Виды пейзажа. Воздушная перспектива».

Для студентов и преподавателй специальности 44.02.01. "Дошкольное образование"Презентация к лекции по МДК.02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства» на ...

НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Почему воздушный шар называют воздушным?"

Почему воздушный шар называют воздушным? Подготовила: Коваль А.С Цели и задачи: -расширять представления о воздухе и его свойствах; -развивать познавательную активность в процессе проведения опытов; -...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса

Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК03.01 Транспортно-экспедиционная деятельность на воздушном транспорте 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  МДК03.01 Транспортно-экспедиционная деятельность на воздушном транспорте 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ...


 

Комментарии

Лебедева Лилия Владимировна

Удаляясь от нас, предметы не только зрительно уменьшаются в размерах. По мере удаления контрастность их темных и светлых мест смягчается, предметы становятся как бы более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте в однотонную дымку едва различимых силуэтов. Одновременно происходит и изменение их цветовой окраски. Это явление и называется воздушной перспективой.