Влияние информационныхтехнологий на качество УВП
учебно-методический материал по теме

Кочановская Любовь Викторовна

     Внедрение информационно – коммуникативных технологий  в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_informacionnyh_tehnologiy_na_kachestvo_uv1.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Влияние информационных технологий на качество УВП.

       В настоящее время концепция внедрения информационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В информационном обществе и обществе знаний каждый должен иметь право воспользоваться возможностями, которые представляют информативно – коммуникативные технологии. Внедрение  информативно  - коммуникативных технологий  в учебный и воспитательный процесс -  одно из приоритетных направлений развития образовательных учреждений. Данные технологии рассматриваются как важнейший инструмент развития  личности и способствуют увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации обучаемого , формированию личности обучаемого за счет его способности к самообразованию, саморазвитию, самоактуализации, самореализации.

     Внедрение информационно – коммуникативных технологий  в образовательный процесс создает в образовательном учреждении наиболее благоприятные условия для повышения эффективности обучения в целом. Использование информационных технологий позволит осуществить сбор, хранение,  обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.

      Коммуникативные технологии обеспечивают оперативную связь и доступ к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения в скорости.

Важнейшим направлением работы является внедрение мультимедийных технологий, которые позволят объединить  в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение и мультипликацию.

Конвенция модернизации образования нормативно оформила требования к выпускнику образовательного учреждения как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компонентами, необходимыми для успешной адаптации и социализации в информационном правовом и демократическом обществе. Задачами программы для закладывания основы формирования информационной компететентности выпускника являются:

-  создание и реализация методически продуманной системы внедрения информационно – коммуникативных средств в учебно – воспитательный процесс;

-    создание и расширения медиацентра и фонда медиаресурсов на базе методического кабинета

( электронные каталоги  и картотеки, печатные издания: программы, учебники, методическая литература, наглядные пособия, фонд мультимедийных программ и энциклопедий, видео фонд, аудиофонд);

- приобретение достаточного количества  аппаратуры

 ( мультимедийные компьютеры, сканеры, принтеры, мультимедийные проекторы, экраны, сервер,  телевизоры, видеокамеры,  слайд – проекторы,  доски для фломастеров);

- создание программ: « Компьютерное тестирование»,

 « Информационная культура» и др.;

- использование широких возможностей систем, входящих в Интернет, для поиска и обмена информацией во всех областях человеческих знаний.

   Предполагаемые результаты:

- повышение компьютерной грамотности обучающихся  и педагогов;

- расширение развивающего подхода  в образовательном пространстве  с включением информационно – коммуникативных технологий  в учебный и воспитательный процесс;

-повышение эффективности и качества обучения в целом;

- организация доступа  к средствам информационно – коммуникативных технологий и оказание помощи  в их использовании всем обучающимся и педагогам.

Организация автоматизированной обучающей системы в техникуме.

1 этап – организационно – подготовительный. Включает в себя   подготовку педагогических кадров к применению  программных средств (ППС), создание творческих групп, техническое обеспечение;

2 этап – программное обеспечение  педагогических программных средств, включающее выбор методов и средств обучения, составление педагогического сценария ППС и его программирование;

3 этап – опробирование курса, сравнительный анализ эффективности его применения, разработка методики.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - преподавателям и обучающимся   большие  возможности, хотя имеются  положительные и отрицательные стороны их применения.

Работа в малых группах с программой.

Преподаватель уточняет, как работать с программой, уточняет наиболее важные моменты, определяет проблемные ситуации. Обучающиеся самостоятельно работают по предложенному алгоритму, задают друг другу вопросы, отстаивают свои точки зрения, формулируют проблему, подбирают способы ее решения. В результате происходит наиболее глубокая проработка  учебного материала.

    Следует отметить, что коллективная работа  обучающихся на уроке значительно меняет роль преподавателя, превращая его из транслятора знаний  в консультанта, руководителя учебным процессом. В его функции также входит создание условий для усвоения учебного материала, контроль и коррекцию действий обучающихся.

      Использование современных информационных технологий повышает мотивацию к обучению, активность и самостоятельность обучающихся, актуализирует их зрительную и логическую память, способствует  объективности оценки результатов обучения, формированию информационной  и телекоммуникативной  культуры обучающихся.  

Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе

Несмотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются преподавателями, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных сторонах их применения.

1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта - через локальную сеть.

2. ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

4. Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей.

5. Преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний обучающихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения со студентами,  далекими от литературы, особенно с увлеченными компьютерами.

7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Студенты начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

      Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков  обучающихся в освоении материала.

      Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи обучающихся, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них:

1. Сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;

2. Отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;

3. Нарушение взаимодействия преподаватель- студент, так как компьютер не может заменить полностью преподавателя. Только преподаватель имеет возможность побудить в студенте  любознательность, завоевать его доверие, направить  на те, или иные аспекты изучаемого предмета.

 Несмотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:

1. Повышают интерес к процессу обучения;

2. Повышают интенсивность обучения;

3. Позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

4. Обеспечивают объективность оценивания результатов;

5. Увеличивают долю самостоятельной работы.

Использование информационных технологий на занятиях по литературе

    Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость обучающихся. Они дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Обучающиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Во внеурочное время студенты также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Также они оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера,  помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

    Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к предмету.

     К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость;  подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Прежде всего, преподавателю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.После чего следует подготовиться к показу на уроке: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.

     Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой экран, видеопроектор, центральный монитор, колонки, пульт управления.

    Для работы заранее разрабатываются обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры преподаватель   выводит нужные дидактические материалы на мониторы и передает на большой экран. Один  студент заполняет ручкой или фломастером текстовую или хронологическую таблицу, дополняет схему за рабочим местом преподавателя, а другие , используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.  Большое значение для эффективности использования технических средств имеет обстановка, в которой они применяются.

            Готовясь к проведению киноурока,  нужно внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым преподаватель должен привлечь внимание учащихся.  Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны обучающимся и об их значении легко догадаться по контексту.

После такой подготовительной работы, преподавателю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока,  кратко остановиться на названии кинофильма. Иногда     необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.

     Перед обучающимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:

1. Работа с незнакомыми словами.

2. Вступительная беседа.

3. Просмотр кинофрагмента.

4. Проверка понимания кинофрагмента.

    Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента. Для этого необходимо заранее подобрать вопросы по содержанию фильма, выступления подготовленных студентов по определенному фрагменту фильма.

       Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании  литературы  предполагает использование широкой базы литературных источников, которая не всегда имеется в  библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки  учебников, дополнить и углубить их содержание.

       Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к литературе, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

      Огромнейшие возможности для пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости. Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о любом виде деятельности человека.

     Интернет содержит столько же текстовой информации, сколько библиотеки с десятками миллионов единиц книжных хранений, в нем миллионы сайтов и миллиарды страниц. Интернет содержит как электронные каталоги, созданные по традиционному принципу, наиболее эффективные и содержащие интернет-библиографию, так и автоматические поисковые системы, последним присуща оперативность и высокая скорость работы при обширном охвате материалов. Обычно используют тот и другой тип поисковых систем, исходя из рациональности решения поставленных задач.

    Поисковые инструменты Интернета в чем-то напоминают каталоги библиотеки: книжными стеллажами здесь служат поисковые серверы, а каталожными карточками - ссылки на ресурсы, выдаваемые в качестве результатов поиска на этих стеллажах-серверах.

Во всемирной сети документы представлены с помощью гипертекстовой разметки документов и создания программ-браузеров, необходимых для того, чтобы на персональных компьютерах превращать документы в изображение на экране. Возможности программного обеспечения браузеров, например Internet Explorer, позволяют доводить информацию до пользователя, снимать с нее копии. Поиск информации осуществляется при помощи систем Рамблер, Яндекс, Апорт, где ее можно искать по разделам каталога и по словам, введенным в окно запроса.

      Из имеющейся базы данных преподаватель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе. Здесь имеются разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы. Учителя могут обмениваться мнениями на базе СОМа в виртуальной среде. Имеется бесплатная информационно-методическая рассылка материалов СОМ по литературе.

       Таким образом, применение Интернета в педагогическом процессе связано с передачей текстовой, звуковой, графической и видеоинформации. Причем пользователи имеют возможность выбирать источники информации - базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, музеев, научных центров высших учебных заведений. Поэтому весьма полезно включить Интернет в процесс обучения путем педагогически обоснованной урочной и внеурочной деятельности.

       Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с обучающимися других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии.

                                            Заключение

       На современном этапе развития общества обновление образовательных учреждений возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности литературы.

  Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни , а  современный преподаватель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная его задача - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль преподавателя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

    Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

       Новые информационные технологии не заменят преподавателей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе обучающихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

       Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету литературы.

 

Литература

Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Влияние арготических явлений на современный русский язык

Цель этого проекта заключалась в том, чтобы исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на современный русский язык. Учащимися был проведен социологический опрос жителей города Покачи. Р...

темперамент. влияние его на формирование детского творческого коллектива

Презентация раскрывает три теории о темпераменте. В работе раскрыты теории Гиппократа, Крэчмера, Павлова. Главная мысль- как найти точки соприкосновения с воспитанниками разными по темпераменту, раскр...

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"

Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

Информированность учеников о влиянии мобильных телефонов на организм.

Как правельно пользоваться мобильным телефоном...

Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические рекомендации по написанию дипломной работы для студентов 4 курса специальности "Банковское дело"

Влияние преддипломной практики на качество ВКРПреддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов, т к дипломная работа должна доказать практичес...


 

Комментарии

Кочановская Любовь Викторовна

Внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный процесс создает в образовательном учреждении наиболее благоприятные условия для повышения эффективности обучения в целом. Использование информационных технологий позволит осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.

Кочановская Любовь Викторовна

Внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный процесс создает в образовательном учреждении наиболее благоприятные условия для повышения эффективности обучения в целом. Использование информационных технологий позволит осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.