урок по детской литературе "Писатели-природоведы"
план-конспект урока по теме

Зубкова Елена Борисовна

Урок для студентов пед.колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedy.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия – « Писатели - природоведы».

Педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества;

      - ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии);

 - проблемное обучение;

Цель учебного занятия: Формирование умений и навыков работы с первоисточниками, умение анализировать и делать выводы, добиться освоения знаний о   писателях - природоведах на уровне их практического применения,

Задачи учебного занятия:

  1. Добиться    освоения    знаний    о    современных    писателях   -

природоведах, их биографиях, особенностях творчества.

  1. Продолжать     формировать    умение    выделять     особенности

творчества, обобщать изучаемые факты и доказывать это примерами из текстов произведений.

  1. Развивать   творчество,   творческую   самостоятельность   через

создание образа писателя, его творческого портрета.

  1. Воспитывать   ответственность   за  порученное   дело,   культуру

общения на уроке, умение рассуждать и принимать участие в беседе.

Тип учебного занятия:   урок - практическое занятие,

Форма проведения:

Игровая – «музыкальный  аукцион знаний».

Материалы и оборудование:

детские произведения писателей - природоведов, портреты писателей, критические статьи.

План  урока:

№п/п

Время

Ход урока

Материал

Методы и приемы педагога

Деятельность студентов

1.

5 мин

Организацион-ный момент

Запись на доске

Постановка цели и задач урока, сообщение об игровой форме его проведения

Запись темы в тетрадь

2.

40 мин.

 Сообщения  

Анализ сообщений    

 

Компьютер, проектор, экран.    

Знакомство     с     биографией     современных     писателей
природоведов: Пришвина М.М., Бианки В.В., Чарушина
ЕМ. 

Сообщения студентов по теме, анализ творчества писателей,  

 Студенты анализируют сообщения, делают выводы

3.

35 мин

Основная часть  

Хрестоматии по детской литературе.

Характеристика и особенности творчества М.М. Пришвина.

Характеристика        особенности    творчества    писателей    -природоведов. В.В. Бианки и Е.И. Чарушина, их сравнительный анализ.

Постановка проблемы.

Студенты делают выводы по изучаемой теме, о роли творчества писателей -
природоведов    для   детей   -   дошкольников,    об   использовании   их
произведений в дошкольном детстве.

Выполнение практических заданий.

4.

10 мин.

Итог урока.

Опрос па изученной теме. 

Задание на дом.

 

Запись д/з на доске.

Общая и дифференцированная оценка активности студентов на занятии.

Домашнее задание. 

Ответы на итоговые вопросы педагога.

Запись домашнего задания.

 

Ход урока:

I часть.     Тема нашего урока « Писатели - природоведы и особенности их творчества»

Скажите, кого из писателей – природоведов вы знаете?

Что вы знаете о М.М. Пришвине, В.В.Бианки, Е. И. Чарушине?

Какие произведения писателей вы знаете?

II часть.

1 вопрос. А сейчас мы заслушаем 3 сообщения о биографиях писателей – природоведов (Пришвина, Чарушина, Бианки), на каждое выступление отводится 7 минут.

Зашипите вопросы для анализа:

- Содержание (полнота, важность фактов),

- Наличие примеров;

- Логика изложения материала;

- Оформление;

- Используемая литература;

- Пожелания выступающему.

 2 вопрос.  Характеристика творческой манеры М.М. Пришвина 1873 — 1954гг.

Найдите в книгах примеры и подтверждения ... М.М. Пришвин писатель — философ (Кого называют философом? Найдите это в произведениях).

В конце урока за активную и творческую работу будет поставлена оценка.

Пример: «Дедушкин валенок» - «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечны».

- Рассказы М.М. Пришвина всегда сюжетны? Пришвин говорил «нет
природы отдельно от человека»

- Особенности сюжетов, связь между человеком и всем миром живого
в природе.

- Эмоциональность рассказов («Ребята и утята» - волнение)

- Лаконичность    («Глоток   молока»,    «Осинкам   холодно»    -    учет
особенностей детского восприятия)

- Язык   письма,   манера   письма   (простота,   образность,   мягкая
разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям, показать необыкновенное обыкновенным).

«Нигде не нужна так простота языка, - писал он, - как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».

М.М. Пришвин

- Пришвинский антропоморфизм (очеловечивание природы);

- Пришвинские миниатюры - могут состоять всего из одной строчки -
«Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешки».

Из 2-х предложений — «Думал случайный ветерок шевельнул старым листком, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок».

- Достоверность, научность;

Родился в Петербурге, отец ученый – орнитолог (птицевод) Валентин Львович. В квартире Бианки, от пола до потолка – клетки с птицами, в аквариумах – рыбки, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. Вся семья была в курсе музейных проблем (Валентин Львович работал в Зоологическом музее Академии наук).

Родился в Вятке, отец художник -     архитектор.     В     доме     часто собирались люди искусства.

Мать – животновод и огородник. Женя вырос среди животных, в доме постоянно  жили цыплята, куры, поросята, индюшата.

- Герои рассказов (люди, дети, природа);

- Какой жанр наиболее характерен (примеры, рассказы, сказка-быль)
Записать   названия:   «Лисичкин  хлеб»,   «Вася  Васечкин»,   «Гаечки»,

«Самон», «Беличья память», «Кладовая солнца» и др.

- Тема природы переходит в тему Родины.

«Кладовая солнца»

  1. Слова текста, определяющие название произведения.
  2. Соответствие в этом произведении определению жанра сказка – быль.

Сказка

Быль

Традиционное начало: В одном селе

дети  жили  одни,  без родителей и

сами       справлялись       со       всем

хозяйством.

Вымышленные    герои:    страшный

волк,     серый    помещик,     золотая

курочка.

Прием антропоморфизма:

очеловечивание деревьев.

Стабильные   образы:   волк,   хитрая

лиса.

Идеалы: злые и добрые.

Тофтология, повторение

Кульминационный момент.

Дети      живут      после      Великой

отечественной войны.

Место, где жили герои.

Труд    детей,    участие    в    разных

реальных событиях и действиях.

Достоверность, научность.

Много описаний природы.

Герои не идеализированы: хорошие и

плохие качества.

Колхозы,  детский дом - реальные

события.

Подведем итог, каковы особенности творческой манеры М. М. Пришвина? (ответы студентов)

3 вопрос. Характеристика и особенности творчества Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, их сравнительный анализ.

Вспомните, в какое время жил и творил М. Пришвин (1873-1954) (в то же время, следовательно, их пути не могли пересечься).

Сравните, одинаковые ли условия окружали их?

Виталий часто бывал в музее, он долго не мог поверить, что животные неживые, ему казалось, что их можно оживить.

Летом семья выезжала под Петербург, в Лебяжье, где и прошло отрочество и юность Виталия (рыбалка, ловля рыбы и т.д.)

Интересный факт: мальчик рано | стал   охотиться.   Первым   учителем  был   отец.   Он   знакомил   сына   с природой    и    приучал    его    вести наблюдения и записывать их. К 27 годам у Виталия накопились целые тома дневников.

К чему это могло привести?

Тягу к путешествиям в природу Бианки сохранил до старости. Путешествовал по стране с ружьем и записной книжкой.

Может именно здесь и зародилось бережное, трогательное отношение к животным. У Жени была возможность наблюдать за детенышами, заботиться о них.

Как вы считаете?

Рисовать начал рано — уже в 4 года, когда он начал посещать коммерческое училище.

Рано Евгений пробует свои силы и в литературе - в 15 лет с причтилями организовал союз поэтов и художников («СОПОХУД»)

Он писал стихи о лесе и животных.

На любого человека детство
накладывает отпечаток, детство
Чарушина тому пример и
доказательство, что все

закладывается в детстве. Все его
творчество выросло из первых
впечатлений детства.        

Куда могло привести такое детство, кем стали В. Бианки и Е. Чарушин?

Виталий учился на факультете естественных наук Санкт – Петербургского университета.

Евгений учился в Петроградских государственных сводных художественных мастерских.

Добавьте свои примеры, факты биографии,

Вывод: привлечь студентов.

Детство   оказало   неоспоримую   роль   в   становлении   и   творчестве писателей.

В. Бианки – ученый натуралист

Е. Чарушин - художник

Приведите примеры из книг!? (что видит в бабочке один и другой: ученый – особенности жизни, питания, художник – красоту, настроение)

Главной целью В. Бианки было
расширение знаний ребенка о
животном мире, но не ради знаний, а
чтобы воспитать чувство
 сопричастности к природе. В. Б. Первым из детских писателей у нас в стране ввел в свои книги научный биологический материал.

Приведите примеры из книг!?

Вывод: характерно слияние искусства и науки.

Сказка, рассказ, повесть, очерк, объявление, загадка, для малышей - рассказы-анекдоты.

Чарушин в своих рассказах выступает как рассказчик - анималист с острым зрением художника, умеющим передавать словом и рисунком повадки животных.

Главная цель - показать красоту,
приучить ребенка        к

 наблюдательности,    чтобы   он   мог  увидеть   красоту   и   трогательность животного мира,

Приведите примеры из книг!?

Вывод: характерно слияние 2-ух  видов искусства – изобразительного и литературы.

Кто из писателей по своим взглядам ближе к М.Пришвину. Почему?

Своеобразие жанров

Назовите произведения этих писателей. Определите их жанры!?

Сказка, рассказ, повесть, очерк, загадка для малышей – рассказы – анекдоты.

Самый популярный жанр – научные сказки («сказки – несказки»)

Моделью для этих сказок послужили народные сказки («Теремок», «Терентий Тетерев»)

Вспомните особенности народных сказок!?

  1. Динамический сюжет (события привлекательные, динамические);
  2. Помощники, которые приходят на помощь. Назовите их? (Жужелица, землемер, кузнечик и т.д.)

     3. Специфические    речевые  формы: повторения: летела, летела, |из сил выбилась.

Примеры...

     4. Образы персонажей поэтичны    и   антропоморфичны - рассуждают как люди.

 Примеры...

Поэтичность: «Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки на булавочках.

«Медвяная роса — капельками»

 Маленькие рассказы и сказки.

Цель: показать образ, портрет животного с любовью и восхищением.

Он изображает своих героев в движении времени (показать их крупным планом, их индивидуальность).

Такие портреты (живописные и словесные) необычайно удавались Е. Чарушину («Маленький котенок», ходит большеголовый котеночек, хвост короткий – не хвоста хвостишко. Мордочка пучеглазая. Глаза глупые. А ростом он с полкошки всего». («Лесной котенок»)

Кто это? (рысенок)

Используются элементы фольклора: «Он с двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле» («Волчишко»)

Приведите примеры?

Проблема: Какой из жанров наиболее приемлем для дошкольников? Почему?

Герои произведений

Живут в естественных условиях (рысь, лось и т. д.)

Животные показаны с научной точки зрения.

Изображение детенышей животных или птиц.

С чем может быть связан такой выбор? (наиболее близки ребенку, сам любил в детства маленьких зверей)

Звери не говорят, но умеют показать настроение, испуг, сон, радость.

Внутреннее состояние передается через поведение, свойственное этому зверю.

Характерен для изображений: юмор, доброта, нежность, которые звучат даже в названиях. «Волчишко», «Лисята», «Олешки».

Найдите в книге подтверждение
тезису. ... Рассматривание
иллюстраций ЕЛ., дети в рассказах
Чарушина, тоже исследователи и ее
ученики (ворона научила Женю
говорить «Р»).
 

Сравните и сделайте вывод, чем отличаются герои произведений Бианки и Чарушина?

Особенности языка

Находят те слова, которые наиболее точно характеризуют его облик.

Примеры…

Использует сравнения, доступные детям.

Использует язык народных сказок – лаконичный, образный.

Использует подлинно научные слова – дубонос и др.

Искусство словесной живописи подчинено восприятию малыша (легче воспринять простую фразу по конструкции, основная роль в которой принадлежит глаголу). (Кого сорока увидит, стрекочет).

Выразительные описания – И вдруг передо мной сел тетерев.

Сделайте вывод, чей язык более приспособлен ребенку?

Вывод по уроку (привлечь студентов)

В чем ценность произведений писателей – природоведов?

Произведения какого писателя вам близки и интересны. Почему?

Домашнее задание: Разработать рекомендации для родителей по использованию произведений писателей – природоведов в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Литература по теме.

1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М, 1997.

2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.

3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

урок по детской литературе "Малые жанры фольклора".

Урок для студентов  пед. колледжа на тему " Малые жанры фольклора"....

урок по детской литературе "Творчество Н.Н.Носова"

Урок для студентов пед.колледжа....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Презентация к открытому уроку "Краски "Детского альбома"

Презентация к открытому уроку по предмету «Слушание музыки»...