Целесообразность, специфика и методика проведения фонетической зарядки.
статья на тему

Гарькова Юлия Петровна

Важность проведения фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Целесообразность, специфика и методика проведения фонетической зарядки".

     Фонетическая зарядка - фонетический режим, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков. Качество обучения произношению обусловливается организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом.

К этим мероприятиям относятся:

1. Контроль за произношением учащихся. На индивидуальных занятиях, кроме того, он производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время. Фонетические зарядки посвящены специально формированию произносительных навыков.

2. Фонетическая обработка речевого материала.

3. Подготовка устных (речевых) выступлений.

Цели фонетической зарядки:

1. Дать определённую установку на последующее учебное и внеклассное время;

2. Закрепить вновь приобретённые произносительные навыки;

3. Предупредить распад неустойчивых навыков.

      Исходя из этих целей, определяются и темы фонетических зарядок на четверть. Сурдопедагог, руководствуясь состоянием произносительных навыков у учеников своего класса, составляет план дежурных звуков на четверть. Этот план раздаётся учителям предметникам.

      Предположим, что для учащихся данного класса характерна, например, закрытая гнусавость. В результате коррекционной работы на индивидуальных занятиях, сурдопедагог добился того, что они уже могут правильно произносить слова с носовыми звуками. Однако ещё много случаев соскальзывания на ошибочную артикуляцию.

      Следовательно, фонетические зарядки даются с целью закрепления сформированного произносительного навыка. Возможно, так же с целью предупредить распад уже сформированного навыка.

      В процессе фонетических зарядок должен соблюдаться аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод.

      Полисенсорность предусматривает широкую опору на разные анализаторы глухого - слуховой, зрительный, кожный. Материал рассчитан на слух или слухозрительное восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.

      Поскольку время фонетической зарядки очень ограниченно, в известной мере ограниченны и виды работы, которыми пользуется учитель. Обычно изменение видов работы связано с изменением видов речевой деятельности. Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз; называние картинок; ответы на вопросы, решение примеров.

      Зарядка может включить дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков. Эти упражнения проводятся преимущественно хором, под дирижирование учителя. Н:аряду с хоровым проговариванием педагог вызывает и отдельных учащихся, тех кто допускает связанные с темой зарядки ошибки.

       При проведении фонетической зарядки учитель обращает внимание на то, как воспроизводится материал. Допускаемые ошибки во время фонетической зарядки должны быть исправлены учителем обязательно. Иначе пропадает весь смысл проведения зарядок.

       Обучение глухих учащихся произношению составляет часть общей образовательно-воспитательной работы специальной школы. При этом, с одной стороны, от качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса и безусловно - возможность выполнения устной речью её коммуникативной функции. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока.

Использованная литература:

Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Сурдопедагогика", "Спец. дошкол. педагогика и психология"/ К.А.Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).

Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. - М.: Гуманитар.. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Методика проведения зачетного практического занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления»

В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с целями и задачами. В разработке имеется план урока с распределением времени, задание для конт...

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе

Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

Методика проведения дня защиты детей

В системе подготовки студентов по основам безопасности жизнедеятельности важное значение имеет организация проведения Дня защиты детей (ДЗД), который обеспечивает получение знаний и навыков в области ...

Краткая фонетическая зарядка.

Данная краткая фонетическая зарядка рассчитана на 2-3 минуты урока. Позволяет детям разговориться перед началом урока английского языка....

Фонетическая зарядка на уроках осетинского языка

ФЗ - специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообр...