Урок-практикум "Декоративный шрифт. Буквица"
план-конспект урока по теме

Кудашова Ирина Анатольевна

Урок-практикум по изобразительному искусству проходил на 3 курсе в педагогическом колледже по специальности: "Преподавание в начальных классах". Студенты, используя различные варианты, выполняли творческое практическое задание - изображение буквицы и её декорирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_bukvitsa.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс: 3

Тема: Декоративные шрифты. Рисование элемента оформления книги – буквицы.
Цели: 

  1. Создание условий для выполнения элемента оформления книги - буквицы.
  2. Ознакомление студентов с историей книгопечатания, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.
  3. Формирование умения составлять эскиз буквицы.
  4. Развитие навыков определять структуру узора, умение последовательно вести работу над декоративным рисунком, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве оформления книги, совершенствование пространственной ориентировки студентов.
  5. Развитие навыков работы в группе.
  6. Воспитание чувства прекрасного, гордости творениями наших предков, стремления и умения видеть красоту.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, маркеры.

                                                 Ход урока:
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку
2. Изучение нового материала

  1. Сообщение темы урока

Мы с вами продолжаем говорить о книжной графике.
Тема нашего урока «Рисование элемента оформления книги – буквицы»
Давайте попробуем предположить, о чем мы сегодня будем говорить, чем будем заниматься на уроке?
(Прием «Прогнозирование по названию»)

- Можете ли вы точно сказать, что такое буквица?

2) Беседа о декоративном элементе оформления книги - буквице 
- Рассмотрите иллюстрации и предположите, что такое буквица?

Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности.
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., в пергаменных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшения использовалась буквица. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный) толстые книги. Бывало, чтоб переписать одну книгу, уходило несколько месяцев, а то и годы. Для изготовления использовались самые лучшие материалы. Писали книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. А богослужебные книги часто заключались в серебряный или другой металл, украшали золотом и драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться. Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом
(рассматривание образцов). Самым древним орнаментом был растительный орнамент. В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы (иллюстрации).

Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквицы украшались звериными головами с изображением оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка (иллюстрации).

Позднее, с начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы – плетеный, и более сложный растительный. Обратите внимание: буквицу раньше очень часто писали красным цветом – краской ярко-огненного цвета, называемой киноварью (иллюстрация). Буквы, написанные киноварью, ставились в начале текста и символизировали начало новой строки. Отсюда и пошло понятие «красная строка», которая тоже символизирует начало абзаца.

Таким образом, буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало. Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях (просмотр таблиц). 

3)Закрепление полученных знаний:

- Что такое буквица?

- Где мы можем сейчас увидеть буквицы?
3. Выполнение практической работы студентами
Задание: 
- Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени.
1 ряд – предлагается инструкция
(читает 1 студент)
2 ряд – предлагается определить последовательность выполнения рисунка
(обсудить в группе)
Варианты: 

1 – оформляют растительным орнаментом,
2 – геометрический орнамент.
Этапы выполнения рисунка: 
1. Нарисовать крупно буквицу (печатную или письменную – по желанию).
2. Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
3. Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.

4. Подведение итогов. Оценка работ.
- Что такое буквица?
- Для чего использовались буквицы?

- Где вы можете использовать их в дальнейшем?

6. Оргмомент.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шрифты

Материал, рассматриваемый в презентации поможет преподавателю познакомить обучающихся с основами полиграфии.Представлена краткая история создания шрифтов.Основные элементы и метрические параметры...

методическая разработка урока по теме "Решение графического образа упаковки со шрифтом"

Тема практической работы: Решение графического образа упаковки со шрифтом рассчитанное на 8 часов. Представленная работа посвящена первым двум часам практического занятия. В работе представлены цели и...

Классификация шрифтов

Данный материал предназначен для студентов по профессии Мастер по обработке цифровой информации для изучения темы "Классификация шрифтов"...

Мастер-класс "От буквицы до искусства улиц.Граффити"

В мастер-классе даются методические рекомендации по выполнению рисунка граффити на занятиях по композиции....

Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"

Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете....