Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"
учебно-методический материал на тему

Мухамедова Людмила Владимировна

Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvitsa.docx430.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области

Буквица

(предмет: композиция станковая)

C:\Users\Люся\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\obrazotvorche-5-zhelezniak-85.jpg

                                                            Подготовила преподаватель класса

                                                                              «Живопись»  Мухамедова Л.В.

                                                          «Ольховская детская школа искусств»

с.Ольховка 

Открытый урок на тему: «Буквица»

 Рисование элемента оформления книги – буквицы.

Цели: Создать условия для выполнения элемента оформления книги - буквицы.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей книгопечатания, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.

Формировать умение составлять эскиз буквицы.

Коррекционные :

Развивать навыки определять структуру узора, умение последовательно вести работу над декоративным рисунком, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве оформления книги, совершенствовать пространственную ориентировку детей в листе бумаги. Развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:

Воспитывать чувства прекрасного, гордости творениями наших предков, стремления и умения видеть красоту.

Оборудование: бумага, кисти, гуашевые краски, компьютер, обучающие методические работы и иллюстрации, таблицы с видами орнаментов, работы учащихся.

Тип урока: комбинированный урок-практикум.

Орг. момент.

Проверка готовности к уроку

Мы с вами продолжает говорить о книжной графике.

Тема нашего урока «Рисование элемента оформления книги – буквицы.»

Давайте попробуем предположить, о чем мы сегодня будем говорить, чем будем заниматься на уроке?

Можем ли мы точно сказать, что такое буквица?

Рассмотрите иллюстрации и предположите, что такое буквица?

Содержание

Сейчас я предлагаю посмотреть презентацию и получить точные исторические сведения о том, что такое буквица, где она использовалась, как появились первые книги.

Историческая справка

 Буквица  – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения  буквицы  тесно связана с историей письменности.

С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., в пергаменных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшения использовалась  буквица .

Строчку за строчкой писал переписчик ( не любой человек, а грамотный, художественно одаренный) толстые книги. Бывало, чтоб переписать одну книгу, уходило несколько месяцев, а то и годы. Для изготовления использовались самые лучшие материалы. Писали книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. А богослужебные книги часто заключались в серебряный или другой металл, украшали золотом и драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.

 Буквицу  ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом. Самым древним орнаментом был растительный орнамент. В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы.

Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.

Позднее, с начала XV века развиваются два новых стиля – оформление буквицы плетеный и более сложный растительный.

Кстати, ребята, обратите внимание:  буквицу,  раньше очень часто писали красным цветом – краской ярко-огненного цвета, называемой киноварью. Буквы, написанные киноварью, ставились в начале текста и символизировали начало новой строки. Отсюда и пошло понятие «красная строка», которая тоже символизирует начало абзаца.

Таким образом, ребята,  буквица  служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало.

Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях.

Закрепление полученных знаний:

-Что такое буквица?

-Где мы можем сейчас увидеть буквицу?

Выполнение практической работы

Задание:

Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени, оформляя растительным, геометрическим  или зооморфным орнаментами.

Этапы выполнения рисунка:

  1. Нарисовать крупно букву ( печатную или письменную – по желанию)
  2. Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
  3. Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.

Рефлексия.

Что такое буквица?

Для чего использовались буквицы?

Выставка работ учащихся. Оценивание работ.

C:\Users\Люся\Desktop\square_692119_original.jpg

C:\Users\Люся\Desktop\buki.jpeg

C:\Users\Люся\Desktop\main_364166_original.jpgC:\Users\Люся\Desktop\b6002eb20e6fe35947ce1c2e11730a8c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации преподавателям по предмету «Композиция прикладная»

Методические рекомендации к рабочей программе по предмету «Композиция прикладная» по ФГТ....

Мастер-класс "Снеговички" подарок к Новогоднему празднику предмет композиция прикладная.

Показываю учащимся последовательность выполнения "Снеговичков" из глины в рельефе. Затем изделие обжигается в муфельной печи и покрывается белой водоэмульсией. По белому фону гуашью росписываем и зате...

Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны

Цель системы уроков:Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления,  развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации...

Открытый урок на тему: "Мир вещей -- натюрморт" (предмет: живопись, композиция 1 класс ДШИ).

Познакомить учащихся с понятием "натюрморт", научить различать стили художественного произведения. Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного ис...

Открытый урок на тему: "Рисование природных форм листья липы и клёна" (предмет: рисунок, живопись, композиция)

Изображение природных форм: деревьев, цветов, листьев даёт не только дополнительный опыт рисования, но и развивает художественный вкус, чувство прекрасного. работа с натуры также является материалом б...

Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".

Урок проведен с учащейся 3  класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....