Методическая разработка внеклассного мероприятия "Семья"
методическая разработка по теме

Молчанова Валентина Викторовна

Содержит  сценарий  проведения  классного  часа   о  семейных  ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_kl_chas_semya.doc551 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования и науки Тамбовской  области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

     

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

внеклассного  мероприятия

Тема занятия: «Семья .»

                                Составила: классный руководитель В.В.Молчанова                                

                                 ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж

                                      сахарной промышленности»

Жердевка, 2012

  Методическая разработка предназначена для преподавателей классных  руководителей,  для начинающих преподавателей.

           В методической разработке раскрывается методика проведения  внеклассного  мероприятия  в  группах  старших  курсов.

           Методическая разработка составлена классным  руководителем Жердевского колледжа сахарной промышленности В.В.Молчановой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение____________________________________________________3

Подготовительный этап________________________________________4

План мероприятия_____________________________________________8

Сценарий  __________________________________________________6

 

Заключение   _________________________________________________12

Литература           _____________________________________________13

Приложение__________________________________________________14

3

ВВЕДЕНИЕ

       Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих   над  проблемой  нравственного  воспитания    студентов., и  формирования   творческого  потенциала. Классный  руководитель должен  находить  такие  эффективные способы    взаимодействия  со  студентами ,  которые  развивают их  творческий  потенциал  и  способствуют организации  образовательной  деятельности.  Проведение  классного  часа  на  тему  семейных  отношений  увеличивает  возможности    сплочения  коллектива.

Данное занятие проводится   в  форме  классного  часа    и   позволяет   формировать   отношение  к  семье ,  как  к  ценности. Проведение классного  часа  требует использование современных средств и форм организации занятия,   использование ТСО. Студенты могут подготовить  дополнительный материал в виде докладов, небольших  сообщений, презентаций, слайдов. Показ домашних презентаций по семейной  тематике можно организовать в   процессе    проведения  мероприятия. Участие  в   показе  презентаций  , демонстрации  фотоальбомов  определяется  преподавателями  и  студентами.

                 

        Цель данной методической разработки  : расширить  представление  о  проведении  мероприятий  на темы  семейных  отношений. Целью  проведения   классного  часа  является: воспитание семейной  культуры, правильного  отношения  к  традициям  в  семье   , развить  чувства ответственности   за  свою  семью, воспитание   уважения  к  старшему  поколению

        Методическая разработка состоит из основных разделов:

- подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения классного  часа;

-    структура классного  часа;

  -   методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;

-    заключительный этап   или  рефлексия   -подводит итоги проведенного мероприятия.

4

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

      Проведение   классного  часа   в  работе  классного  руководителя    требует  особенной  подготовки  с  учётом  возрастных  особенностей  студентов. Классный  час     на  тему  семейных  отношений  можно  планировать  на  каждом  курсе ,  но  для  старшекурсников   такое  общение   имеет  актуальное  значение  ,  так  как ,  они  находятся  на  пороге     формирования   семейных  отношений. Студентам  заранее  сообщается  тема   и   даётся  задание  рассказать  о  своей  семье  в  которой  они  выросли. Своё  задание  каждый  студент может  выполнить  по  разному ,  показав  презентацию  ,  просто прокомментировав  старые  фотографии  из  семейного  альбома.  Требовать  от  студентов  подробного  рассказа  не  следует  ,  вся  подготовка  должна  основываться  на  добровольных  началах.Для  проведения  классного  часа  необходимо    провести  предварительную  работу. Можно  исследовать  родословную  студентов  ,  поработать  с  семейными  архивами  фотографий  .  Для  этого  надо  создать  творческую  группу   из  наиболее  активных  студентов. Информация  ,  подготовленная   таким  образом  носит   определённую  смысловую  нагрузку  и  позволяет  классному  руководителю    достичь  своей  цели.

      Для  проведения   классного  часа  можно   нарисовать   плакаты  по  семейной  тематике.(См  Приложение1) При  демонстрации  слайдов   подобрать  музыкальное  сопровождение. Для  улучшения  коммуникативного  аспекта  необходимо    студентов   разместить   за  круглым  столом, выбрать  ведущих .(см Приложение1).

               

        Время проведения:  45 минут

       Место проведения:   аудитория № 36

       Участники:  группа :   3к9  

       Домашнее задание:   подготовка  сообщений  о  своих  семьях.

   

5

ПЛАН

 классного  часа

                                                                             

                                                                                       Группа        Дата

  3к9

                             

Тема : «Семья .»

Цель занятий:

Воспитательная:  воспитать  уважение  к  старшему  поколению , к  семье 

Развивающая:  расширить  представления  о  семье  и  её  традициях, развить  чувство  любви  за  свою  семью

Обеспечение занятия

А    электронные  презентации,  слайды, плакаты, альбомы  с  фотографиями

 Литература основная: 1.Витек К. Проблемы супружеского  благополучия.- М.:Прогресс, 2008.

Шнейдер Л.Б. Основы семейной  психологии.-М.:Издательство  Московского психологосоциального института, 2006.

Дополнительная–  Борохов Э.Энциклопедия  афоризмов: Россыпи  мыслей.-М.: Издательство Москва,2003

                   

                                     

6

Сценарий

Ведущий: Добрый  день  ,  всем  ,  кто  не  равнодушен  к  хорошим  дружным   отношениям   в  семье. Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  семье. Из  всех   человеческих   отношений  семья   самое   древнее   и  самое   великое. Главные  законы  семьи _ ВЕРНОСТЬ,  ЛЮБОВЬ,ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ  ,  служат  основами  всякого   человеческого  блага.

2.Ведущий:Слово   семья   ,  как   хлеб  ,  вода   не  требует  расшифровки. Семья  рядом  с  каждым  из  нас  ,  в  каждом  из  нас  ,  со  своим  неповторимым  духом  ,  видом  и  стилем.

Моя  семья-  прекрасное  есть  место,

Где  всем  нам  дышится  приятно  и  свободно,

И эта  жизнь  нам  кажется  прелестной,

Храним  любовь   мы  крепко  и  надёжно.

И это  место ,  где  сердца  откроем,

Поможем  выразить  делами  и  словами,

Отбросив  прочь  препоны  и  оковы, раскроем  мы  себя  перед  друзьями.

И  это  место ,  где  тебя  услышат,  

И  каждый  глас  твой   вызовет  сочувствие,

Поэтому  в  семье  хочу  быть  «чистым»,

Нести  в  семью хорошие  лишь  чувства.

И  это  место ,  где  тебя  увидят

В  твоём  обличье  истинном  раскроют,

Поэтому  хочу  всегда  прилично

Вести  себя ,  достойно  и  спокойно.

И  это  место, где  тебе   помогут,-

Совет  придёт  полезный и  поддержка.

Множь  силы  в  каждом  добром  деле-

И будет  снова  жизнь  мне  интересна!

1.Ведущий:Что  такое  семья? Это  наши  корни ,  наши  родители , всё, что  было  в  прошлом , есть  в  настоящем и  будет  в  будущем.Семья-  это  как  родина, она  должна  быть ,  и  всё. Для  каждого  из  нас  семья  -  это  маленькая родина. И  от  того  как  мы  будем  строить  свою  маленькую  родину  ,   зависит  ,как  будем  жить  мы, наши  дети , внуки  и  правнуки.

2.Ведущий: В  семье  человеку  проще,  чем  в  одиночестве, преодолевать  трудности, которые  неизменно  преподносит  жизнь. В  кругу  самых  родных  и  близких  людей

каждый  получает главные  уроки   человечности, верности  родной  земле,  уважения  и  гордости  за  свой   народ  ,  его  культуру.

1. Ведущий: С  чего  начинается  семья? Вступление  в  брак  сегодня  и  создание  семьи  настолько  заурядное  явление,  что  , кажется  , так  было  всегда. Европейский  тип  брака  в  его  современном  варианте  возник  более  300  лет  назад,  но  история  возникновения насчитывает  многие  тысячелетия. Важным  личным  правом  супругов  является  возможность  выбора  фамилии   при  заключении  брака. Супруги  имеют  право  на  

7

совместное  решение  вопросов  жизни  семьи,  на  свободный  выбор   занятий.

2.Ведущий:  В  древние  времена  способ  заключения  брака  заключался  в  покупке  невесты  у  родственников. У  одного  из  славянских  племён   распространённой  формой  заключения   брака  становился  привод  невесты  её  родственниками  в  дом  жениха.При  этом  согласие  девушки  на   брак  не   имело  значения.

1.Ведущий:Личные  отношения  между  супругами  зависели  от  формы  брака. На  Руси  по   закону  муж  никогда  не  имел   права  решать  вопрос  жизни  и  смерти   в  отношении   своей  жены,  однако  мог  распоряжаться  её  свободой. В  летописи  1022  года   есть  запись  о  том  ,  что князь  тмутараканский  Мстислав  Владимирович  и  князь  касогов  Редея  ,  вступая  в   единоборство  ,  условились  ,  что   тому ,  кто   победит  , достанутся  имение, казна , жена  и   дети. Развод  в  тот  период  производился  свободно,  причём   в  браке  с  приданным  инициатором  могла  стать   женщина.

2.Ведущий:  В  настоящее  время сложились  разнообразные   формы   брачно-  семейных  отношений. Семейные  ценности  рождаются   задолго  до  того  как  появляется  семья, они  складываются  из  тех  понятий ,  что  ведут   по  жизни  мужчину  и   женщину.

А  теперь  проверим  себя  как  мы  знакомы  с  вопросами семейного  кодекса,(показывается  презентация), студенты  коллективно  отвечают  на  вопросы.(Количество  вопросов  теста   может  быть   больше  числа  предложенных:

Права  и  обязанности  супругов возникают:

  • А) со дня  государственной  регистрации;
  • Б)через  год  со  дня  государственной  регистрации;
  • В) за  три  месяца  до  дня  государственной  регистрации;

Вопросы  материнства, отцовства , образования детей  решаются:

  • Б)Всеми  родственниками;
  • В)Супругами  совместно  исходя  из  принципа  равенства;
  • А)Родителями  супругов;

При  достижении  какого  возраста  признаётся  право  самостоятельно  вступить  в  брак?

  • 16  лет;
  • 18  лет;
  • 14  лет;

Многодетной  семьёй  считают  семью,  имеющую:

  • 5  детей;
  • 3  детей;
  • Более  5  детей;

8

При  разводе  каждый  из  супругов  имеет  возможность   подать  на  алименты:

  • А) Если  он  имеет несовершеннолетних  детей;
  • Б)при этом возраст  детей  не  имеет  значения;

Как называют  мать  жениха?

А)свекровь;

Б)кума;

В)тёща;

Как  называется  отец  жены?

  • А) зять;
  • Б)тесть;
  • В)свёкр

Только  в  семье  человек  обретает  истинную  любовь  ,  которая  даёт   ему  силы  жить  достойно  и  с  уверенностью  смотреть  в  будущее.Для  тех  ,  кто  стоит  на  пути  жизненного  выбора  следует  прислушаться   к  совету  древнегреческого  поэта Гесиода.

…. В  дом  свой  супругу   вводи, как  в  возраст  придёшь  подходящий.

До  тридцати  не  спеши, но  и  за  тридцать  долго  не  медли:

Лет  тридцати  ожениться  самое  лучшее  время.

Года  четыре  пусть  зреет  невеста,  женитесь  на  пятом.

Девушку  в  жёны  бери-

ей  лучше  внушить  благонравье.

Взять  постарайся  из  тех  ,  кто  живёт  с  тобой  по  соседству.

Всё  обгляди  хорошо,

чтоб  не  на  смех  соседям  жениться.

Лучше  хорошей  жены  ничего   не  бывает  на  свете,  но  ничего  не  бывает  ужасней  жены  нехорошей…. «Гесиод»(Работы  и  дни.)

1.Ведущий:  В жизни  есть  вечные  идеалы  :  любовь  и  семья.

Тема семьи  и  любви  необъятна  как  океан,  а  чтобы  в  океане  не  было   катастроф  и  трагедий ,  нужен  маяк. Что  является  семейным  маяком? Семейным  маяком  являются  верность , любовь , уважение. Следующая  страничка  нашего  разговора  «Гармония  семейной  жизни.»Мужчина  и  женщина  вступающие  в  брак  очень  разные  личности  ,  объединённые  общими  стремлениями  и  чувствами. В  условиях  семейной  жизни,  когда  муж  и  жена  живут  совместно   многие  годы ,  возникает  необходимость  притереться  друг  к  другу.. В  молодом  возрасте  наблюдается   большая  пластичность  процессов  в  психике  человека. Поэтому  следует  предположить  ,  что   ранние  браки  должны  быть  прочнее  ,  чем  заключённые   в  зрелом  возрасте. У  каждого  брака  столько  оттенков  сколько  вообще  людей  на  земле. Чувства  супругов  не  даются  им  в  готовом  виде ,  они  воспитываются  ,  развиваются  в  течении  всей  жизни.

9

Здесь  мы  имеем  дело  с  любовью  ,  не  лишённой  благородства ,  и  взаимного  понимания.

2.Ведущий.Общее  представление  семьи  основано  на  понятиях  : муж  , жена , дети,  родители ,дом. Это  заботы  и  радости несчастья  и печали, привычки  и  традиции , и, конечно, любовь.

Ещё  Л.Н.Толстой  сказал: «Счастлив  тот  ,  кто  счастлив  у  себя  дома».Я  попрошу  вас  задуматься  и  ответить  на  вопрос :Из  чего  складывается  семейное  счастье? Я  раздам  вам  листочки  а  вы  , напишите   свой  вариант  ответа.А  чтобы  вам  легче  думалось  , послушайте  песню  на слова  Евгения  Куменко  «Дом».

1.Ведущий: Раньше  о  доме  говорили  с  большим  уважением. Семьи  на  Руси  были  большие  и  дружные. Жили   уважая  старость  и  оберегая  молодость. Вокруг  каждого    из  нас  было  много  родных  ,  с  ними  мы  были  связаны  незримыми  нитями. Каждый  род  ,  как  дерево  держался  на  корнях.  Та  семья  считалась  сильной  ,  где    знали  о  своих  предках. Знаете  ли  вы  откуда  вы  родом? Кто  предложил  вам  дать  то  имя,  которое  вы  носите?  В  честь  кого  вас  назвали?

Сейчас   мы  послушаем  представительницу  семьи  Черешневых

Заслушивается  выступление(задаются  вопросы : Кто  главный  в  вашей  семье?

2.Ведущий: В  нашей  группе  есть  представители  семей   которые   имеют  глубокие  исторические  корни. Это  Комаров  Никита , Карпова  Кристина, Никитина Татьяна, Насонова Катя, Анненкова  Анна, Чайковская  Настя.

(Комментируются  исторические  справки)

Комаровы

— дворянские роды; один из них происходит от поручика Саввы Дмитриевича К. (1789), имевшего сыновей подполковника Виссариона и полковника Владимира К. Из внуков Саввы, Константин Виссарионович (род. в 1832 г.), ныне генерал-лейтенант и комендант варшавской крепости, а об Александре и Виссарионе Виссарионовичах см. соотв. статьи. Этот род К внесен во II часть родословной книги Воронежской и Витебской губерний.

Существует еще 26 родов К., недавнего происхождения

Карповы

— русские дворянские роды. Иван Клементьевич К., по прозвищу Репчюк, служил по Кашире 1577 г. Его внук Данило Елисеевич К. был воеводою в Ефремове (1653), а из правнуков Прокофий Данилович — воеводою в Каменном (1659). Этот род К. в конце XVIII в. признан, едва ли основательно, происходящим от рода К. или Долматовых-Карповых,

10

потомков князей смоленских, и получил герб с княжескими эмблемами (Гербовник, V, 12). Он внесен в VI часть родосл. кн. Симбирской губ. Другой род К. происходит от польского шляхтича Лукьяна Антоновича Крекши, взятого в плен в Москву в 1514 г. и пожалованного поместьями. Этот род К. внесен в VI часть родосл. книги Тульской губ. Остальные роды К. позднейшего происхождения. В. Р. и В. Р-в.

Никитины, дворянские роды

— дворянские роды: два из них, восходящие к XVII в., внесены в VI часть родословной книги Тверской и Тамбовской губерний (Гербовник, IX, 71). Генерал Алексей Петрович Н. возведен в графское достоинство в 1847 г. (Гербовник, Х, 19). Другие роды Н. — позднейшего происхождения.

Меликовы

— княжеский род, армянского происхождения, восходящий к концу XVI в. Князь Леван Иванович М., генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1817—1891), управлял Дагестанской областью (1859—80), был помощником главнокомандующего Кавказской армией (1880—82) и членом государственного совета. Род князей М. внесен в V часть родословной книги Тифлисской губернии.

Чайковские

— несколько дворянских родов, из которых более древние (VI ч.) литовско-польского происхождения и записаны в род. кн. губ. Волынской, Витебской, Могилевской, Подольской, также Черниговской (выходцы из Витебской и Волынской).

Анненковы

— Существует пять фамилий этого имени. Древнейшая из них происходит от Василья Анненкова, жившего в первой половине XVI столетия. Как многие дворяне в XVIII ст., А. находились в военной службе, и сын одного из них, Николай Николаевич, генерал-адъютант (род., по одним сведениям, в 1793 г., а по другим, в 1800 г.), воспитывался в Московском университетском пансионе. А., состоял адъютантом вел. кн. Михаила Павловича, участвовал во взятии Браилова. а в 1862 г. был назначен киевским, подольским и волынским генерал-губернатором. На последнем месте он пробыл до 19 янв. 1865 г., и † в ноябре того же года. А. был также членом Государственного совета.

Насоновы

11

— дворянские роды; один из них восходит к началу, другой — к середине, третий — к концу XVII века. Внесены в VI часть родословной книги губерний Костромской, Московской и Воронежской.

1.Ведущий  :  интерес  к   своей  родословной     на  этом      не  заканчивается  , а  только  начинается .Мы сами продолжаем   писать  историю  своих  семей  своими  поступками  мыслями   и   желаниями.

Я  над  семьёй

  дышу  благоговейно

Скажу  вам  правду,

Не  кривя  душой,

Что  для  меня  слова: очаг  семейный-

Несут  понятие  - святой.

Н.Белоусов.

 2.Ведущий.

Я  расскажу  вам  легенду:   в  древнем  Китае  жила  удивительная  семья. Царили  в  ней  любовь  и   уважение. Слава  об  этой  семье  дошла  до  самого  императора. Он  посетил  эту  семью. Убедившись ,  что  молва  ничего   не  преувеличила , он  спросил  у  старейшины:  как  вам  удаётся  жить  в  мире  и  согласии ,  не ссорясь  и  не  обижая  друг  друга?  В  ответ  он  назвал   лишь  одно  слово  .  Как  вы  думаете  какое?

Слово   было  ТЕРПЕНИЕ!

РЕФЛЕКСИЯ

Рано  или  поздно   вам  предстоит      создать  свою  семью, вам  предстоит  стать  мужем  или  женой. Пусть  у  вас  будет  столько  терпения  ,  чтобы  вам  хватило  на  вашу  счастливую  жизнь. А сегодняшний  разговор пусть добавит  вам  опыта  в  вашей  созидательной  деятельности.

       

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведения  классных  часов  на  семейную  тему, вызывает  большой  интерес  у  студентов. Тема  семейных  отношений  возвращает  каждого  в  семью  и  заставляет задуматься  о  семейных  ценностях. Студенты   с  удовольствием  вспоминают  о  своих  предках  и  с  уважение  рассказывают    об  истории  своих  семьёй. В  результате  такого  мероприятия  формируется  доброе  отношение  к   родным ,  близким  людям,  воспитывается  чувство  гордости  за  свой  род.

  В процессе проведения  тематического  классного  часа  нарабатываются навыки общения, права добровольного участия, создаётся  благоприятный  морально-  психологический  климат   в  группе.

 Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей  самостоятельной  жизни. Классные  руководители  должны  проводить  мероприятия  на  темы  семейных  отношений , пропагандируя  здоровые семейные   отношения. Это  содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности   студентов, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

       

13

Литература

Литература основная: Витек К. Проблемы супружеского  благополучия.- М.:Прогресс, 2008.

Шнейдер Л.Б. Основы семейной  психологии.-М.:Издательство  Московского психологосоциального института, 2006.

Дополнительная–  Борохов Э.Энциклопедия  афоризмов: Россыпи  мыслей.-М.: Издательство Москва,2003

14

Приложение1