Проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
проект на тему

проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh_pedagoga.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проект на тему

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

 

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………         3

1. Имидж………………………………………………………………             5

1.1. Понятие имиджа……………………………………………………………………         5

1.2. Социально-психологический аспект имиджа педагога……………………….. …………………………………………        8

1.3. Личность педагога…………………………………………………………………...         9

1.4. Педагогическая этика…………………………………………………………… …………        10

2. Модель имиджа педагога…………………………………………………………. .   ………     12

2.1. Визуальная привлекательность……………………………………………….............         13

2.2. Вербальное поведение…………………………………………………………… …….       14

2.3. Педагогический этикет………………………………………………………… ..  ………….      15

2.4 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя……………………………………………………………………..        16

Заключение………………………………………………………………....        21

Приложение…………………………………………………………………       22

Список литературы……………………………………………………………………     25

Введение

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: во-первых, теоретическая значимость — это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов. Во-вторых, это практическая полезность имиджелогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.

Постепенно данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий и даже научных монографий, возникновение коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности. Среди резервов, в совершенствовании профессионализма учителей начальных классов, особый научно-исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа педагога и базовых условий его направленного формирования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия младшими школьниками образа учителя. В то же время, в педагогической и социально-психологических науках пока отсутствует научно-обоснованный замерительный инструментарий имиджа учителя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющего на становление личности младшего школьника. Поэтому, назрела острая необходимость, в разработке нового научного знания и прикладных аспектов его использования для образовательной практики начальной школы. Изменения в системе эстетических и нравственных ценностей отводят имиджеологии всё более значимое место. Начальная школа всегда предназначалась не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде - всего для того, чтобы воспитать. В этой связи, имиджу учителя, принадлежит не последняя роль. "Подобное рождает подобное" - замечает профессор Гарри А. Это положение особенно актуально в решении проблемы сложных детей, осмыслении самой ценности жизни.

В современных социально-экономических условиях развития общества наблюдаются тенденции характерные для рыночной экономики, учёт которых необходим в работе начальной школы нашей страны. Первая из тенденций — это расслоение социальных слоев общества, которое приводит к дифференциации общеобразовательных школ (государственные, специализированные – школы с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей: интеллектуального, художественно-эстетического, иностранные языки; частные, коммерческие, гимназии, лицеи и т.п.). Таким образом, современные школы многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ. Вторая тенденция, заключается в возникновении новой категории потребителей использующих услуги индивидуальных учителей, обозначается конкуренция в сфере оказания школьных услуг.

Таким образом, современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим данное исследование предусматривает:

- изучение потребностей учителей в формировании профессионального имиджа;

- обобщение и анализ опыта работы по формированию профессионального имиджа;

- обобщение и анализ теоретических и прикладных аспектов приоритетных условий формирования имиджа современного педагога.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, составившие гносеологическое ядро, позволившие обосновать феномен имиджа учителя. В основу исследования теоретико-прикладных аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой. Анализ трудов З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, К. Левина позволил использовать психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе. В основу исследований по проблеме невербальных сигналов личности были использованы труды зарубежных исследователей (М. Люшера, АПиза, А. Штангля, С. Квиллиам, X. Рюкле) В выявлении педагогических условий влияния имиджа педагога на процесс становления личности школьника были использованы труды классиков отечественной педагогики А. С. Макаренко, педагогическая техника, В.А. Сухомлинского о воспитании в детях чувства.

За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Таким образом, налицо реально существующее противоречие между несоответствием желаемого и существующего профессионального имиджа современного учителя.

Становление личности – процесс преобразования природы и общества.
Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на « реализованную личность: все это обуславливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути, в качестве которой выступает имидж. Сегодня возрастает роль межличностного общения в жизни общества. Чем ярче личность реализовывает себя социально, тем значительнее перспектива общества, и чем ярче личности в обществе, тем оно само становится колоритнее. В наше время велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания, поэтому имидж сегодня -  это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

1. Имидж.

1.1. Понятие имиджа.

Имидж. Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» – это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, социологи, стилисты, визажисты.  Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:

  1. имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
  2. общественный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);
  3. вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера говорить и писать);
  4. кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика
    и телодвижения);
  5. габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары);
  6. ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
  7. фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным  (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).

Таким образом, имидж формирует не только сам человек, но и те, кто окружает его.

Поэтому имидж включает в себя умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором мы предстаем перед людьми.

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят слово «имидж» как образ. Подобная интерпретация этого термина была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые:

- внешний вид, облик, наружность, внешность;

- живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо;

- форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;

- обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления;

- характер, склад, направление чего-либо:

- способ, средство.

Подобная многозначность русского слова «образ» неизбежно ведет к появлению следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи?

Исходя из изложенного, следует полагать, что термин «имидж» если и может употребляться как синоним термина «образ» в значении внешний вид, то по отношению к человеку только в связи с обсуждением одной из составных частей имиджа, детерминируемой габитусом (внешним видом) человека, и тогда эту составную часть имиджа человека можно назвать габаритным имиджем, а по отношению к предмету только в связи с обсуждением одной из составных частей его имиджа, детерминируемый внешним видом предмета, отмечая при этом, что образ любого предмета – это психическое отражение не обязательно только видимого.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

В структуре имиджа профессионала, предложенной  Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику,  жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность; выразительность и т.д. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Имиджелогия, как отдельное направление не только занимается построением имиджа практически, но и пытается акцентировать его определенные аспекты. Мы остановимся на таких возможных подходах и имиджу. Во-первых, функциональном, при котором выделяются разные его типы, исходя из различного функционирования. Во-вторых, контекстном, при котором эти типы функционирования мы находим в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительном, при котором имеет место сравнение близких имиджей.

Личностный имидж рассматривается нами как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций – со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать.

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

1.2. Социально-психологический имидж педагога.

В социальной психологии имидж сегодня занимает важнейшее место. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, т.к. построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать как феномен психологической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в в.ч. и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

         Поэтому можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа педагога: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

Среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить субъективные и объективные условия. В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание,  профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.

К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престиж профессии, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для нового уровня профессионализма.

Т.е. работа над имиджем включает в себя не только процессы социальной перцепции и коммуникации, но и предлагает  активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе. Я-концепция формируется в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.

Я-концепция является динамичным психологическим  образованием, её развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на её формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога.

Позитивная Я-концепция педагога обеспечивает формирование у  обучающихся чувства психологической защищённости и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважением со стороны педагога. Поэтому происходит рост самооценки обучающихся, раскрывается их творческий потенциал, а убеждённость обучающихся в собственной ценности даёт им возможность более полно реализовать себя.

 1.3 Личность педагога.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.

Не смотря на то, что человек – неповторима, яркая индивидуальность,
у всех представителей профессии «педагог» должны быть общие, специфические черты.

Педагог берёт на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессию, подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем.                  

Педагог должен:

  1. объективно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности);
  2. должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышление, память, восприятие, внимание), культурой поведения, общения. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают обучающиеся,
  3. должен уважать, знать и понимать своего ученика вне зависимости от того совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценки;
  4. должен быть организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества, выступать в роли партнёра и человека, облегчающего педагогического общения.                                                        

Профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями психолого-педагогичной деятельности: уважай в ученике человека, личность; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования: передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании. Педагог обязан быть личностью. Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер.

В качестве специальных способностей у педагога можно выделить следующее: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль. Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ученика, должно быть создана вокруг него соответствующая атмосфера – «гумманистическое пространство».

Профессиональная компетенция педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволяет противостоять эмоциональной усталости и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических процессах. Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека.

1.4 Педагогическая этика.

В создании имиджа педагога большую роль играет  педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

  1. Справедливость – это нравственное качество педагога, проявляющееся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Важнейшим уровнем положительного воздействия педагога на учащегося является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.
  2. Профессиональный педагогический долг включает в себя совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога. Это правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, умение разрешать сложные конфликты в учебной жизни. Педагог является субъектом нравственных отношений в педагогической среде. Он осуществляет нравственное просвещение учащихся в отношении морали, знакомит их с критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за свое поведение.
  3. Профессиональная честь в педагогике выражается в осознании своей значимости, общественном признании, общественном уважении, его мораль заслуг и качеств.
  4. Педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег. С помощью своего авторитета педагог может регулировать поведение учащихся, влиять на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки. Уровень авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.                                                                                                                                                                  

 5.  Педагогическую совесть контролирует выполнение педагогом его профессионального долга. Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной. Иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

6.  Неотъемлемой составляющей этики педагога является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

2. Модель имиджа педагога.

Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели:

  1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на сегмент аудитории. Каждая аудитория обладает своими представлениями на все происходящее. Этот момент является первой точкой отсчета.
  2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не меньше важно знание негатива, т. к . именно туда может быть направлен удар.
  3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важнейший срез процесса, т. к. практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
  4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, которые более достоверно оцениваются аудиторией. При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа. Поэтому исходный вариант образа является весьма важным. Существуют варианты образа: образ созданный, образ идеальный и образ реальный. При этом каждый из них соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Образ созданный относится к точке массового сознания. И хотя имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую- либо часть без серьезной трансформации всего образа.

2.1. Визуальная привлекательность

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников: «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм: если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

Формирование личного обаяния  педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация,  полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

Одежда. Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных  цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда может порождать у учащихся сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания  учебного материала. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных  металлов и натуральных камней.

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – лёгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного  воздействия  на учащихся имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит на уроке интересно и важно самому учителю, а значит должно быть интересно и важно учащимся.

         Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

2.2. Вербальное поведение

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение  формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.

Поэтому владение  речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Стратегия включает в себя:

1) личностные качества педагога,

2) знание основ психологии учащихся,

3) знание определять близкие для учащихся ценности,

4) руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи
информации.

Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура
речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи. Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на учащихся усыпляющее или вызывать скуку. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальш и вызывает недоверие к говорящему. Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка учащихся, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся  к себе, веру в свои силы.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  1. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  2. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

2.3. Педагогический этикет

Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.

Соблюдение правил педагогического этикета помогает осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании, создает условия для педагогического общения педагога и учащегося, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися.

Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, например, педагог высказал учащемуся комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует учащегося, но и повысит его эмоциональную доверенность к педагогу. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит учащегося от педагога, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. Учащиеся высоко ценят интеллектуальность и деликатность педагога, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в  поведении и деятельности, а что – непринятым. Учащиеся достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли педагог, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учащимися.

Культура поведения, нормы этикета педагога несут в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающие воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

Профессионально важно для педагога владеть речевым этикетом, что расширяет коммуникативные возможности и привлечет потенциальных собеседников, делая общение приятным и содержательным.

Это касается обращения к учащимся. «Вы» - общепринятая форма обращения к взрослым, она дисциплинирует, поднимает самооценку обучающегося. На «ты» с обучающимися может быть лишь педагог, получивший это право от них самих. Межличностный этикет не может опираться на просторечие, вульгаризмы, жаргонизмы, которыми нередко щеголяют педагоги, стремясь завоевать расположение студентов и, как правило, добиваясь прямо противоположного результата. «Ребята» - традиционное доброжелательное отношение с группой.

Похвала и поощрение – существенные элементы речевого поведения педагога, наиболее подчиненных законам этикета. Существуют ситуации, когда полезно не скрывать эмоции и даже формировать их, чтобы не казаться безучастным к поступку обучающегося. Смягчающие фразы («Не волнуйся: ты можешь исправить ее»), как и запугивание оценкой -  нарушение речевого этикета: учащийся должен волноваться и переживать, получая заслуженное.

Таким образом, педагогический этикет устанавливает порядок поведения, формы общения между субъектами образовательного процесса. Необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, не унижать учащихся, у педагога не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.

Линия поведения педагога такова: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других, не противопоставлять сильных слабым, не ругать при всей группе, чаще беседовать наедине, найти и зажечь в каждом искру доброго.

2.4  Технологический инструментарий исследования имиджа учителя

В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этнопсихологических факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами.

Построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить средства на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект – лидера или организацию.

Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиспозиции. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории.

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. Главным для имиджа становится его коммуникативная составляющая. Имидж – это инструмент общения с массовым сознанием.

Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.

Основные характеристики процесса профессионального формирования и управления имиджа можно представить в следующей схеме:

Возможности педагога.

Требования задачи ¬ ЛИЧНОСТЬ ® Требования средств информации

Ї

Требования аудитории

Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первого принципа мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем. 

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному .

Построение имиджа, какой бы практически ориентированной области это не касалось, все естественным образом становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одной из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, является семиотика как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может явиться практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них являются :

Движение к дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других.

Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой.

Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическую модель уже реализованного лидера (типа учитель-новатор, мастер и т.п.). Именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.

Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается.

Активное использование сопутствующих символизаций в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.

Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций.

Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.

Символизация очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т.п.

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности.

Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения – систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.

Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, по их представлению, они должны быть. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. С учетом описанных представлений о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концегщии, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других - его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. Из трех указанных образований Я-концепция является самым сложным по своей структуре, поскольку она в каких-то своих частях воспроизводит содержание двух других образований. Так, образ у других отражается в Я-концепции настолько адекватно, насколько адекватное представление имеет субъект о том, как его воспринимают другие. В любом случае характеристики, выражающие отношение других людей, входят в Я-концепцию.

Имиджелогия сегодня исследует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

В целом работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций :

Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.

Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.

Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.

Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.

При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение этих вариантов образа можно условно представить в следующей схеме :

Образ созданный

Ї Ї

Образ идеальный ¬ ® Образ реальный

При этом каждая точка этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведенной имиджевой характеристики .

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.

Заключение

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Твой имидж»

  1. Элегантность для вас — это прежде всего...

А) стиль

Б) одежда

В) способ жизни

2.  Поговорка «Не одежда украшает человека...» по-вашему...

3 Собственный стиль...

4 Если судьба не дала красоты...

5 Когда собираешься в театр...

6 Зубы чистишь

7 Деньги...

8 Мода...

9 Журнал мод — это...

10 Новую одежду покупаете или шьете...

Тест «Ваш имидж»

Тест  целесообразно применять в несколько этапов, выверяя список качеств и корректируя имидж.

Основные этапы работы

Первый этап связан с индивидуальной работой личности. Необходимо внимательно прочитать нижеприведенный список качеств, относящихся к имиджу, и оценить особенности проявления у себя этих качеств, то есть оценить по пятибалльной системе степень выраженности у себя каждого из приведенных качеств. Кроме того, нужно выделить те качества, которые сам человек считает важными для себя.

Второй этап. На этом этапе работают люди, хорошо знающие тестируемого. Они оценивают особенности проявления качеств также по пятибалльной системе и выделяют наиболее важные качества.

Если проводится тестирование руководителей больших коллективов, то необходим и третий этап.

Третий этап. На этом этапе работает группа сотрудников (экспертов), которые анализируют выступления, переговоры. Они выставляют свои оценки по перечисленным качествам.

Четвертый этап. На этом этапе сопоставляются все полученные оценки качеств имиджа. Далее следует выделить те качества, которые отнесены к значимым, но имеют низкую оценку. Именно на эти качества следует обратить наибольшее внимание и начать их коррекцию.

Перечень качеств для самооценки и оценки:

  1. Адекватная мимика
  2. Аксессуары
  3. Аккуратность
  4. Аргументированность
  5. Вера в добро
  6. Выразительность жестов
  7. Высокая самооценка
  8. Высокие цели
  9. Достойные средства
  10. Героизм
  11. Гибкость мышления
  12. Житейский опыт
  13. Запоминающаяся внешность
  14. Заразительность высказываний
  15. Идейная насыщенность
  16. Известность
  17. Искренность
  18. Крепкое здоровье
  19. Компетентность
  20. Костюм
  21. Культура
  22. Лидерские качества
  23. Любовь к людям
  24. Мечтательность
  25. Наличие легенды
  26. Обаяние
  27. Обувь
  28. Обучаемость
  29. Общительность
  30. Ораторское мастерство
  31. Оригинальность мышления
  32. Ответственность
  33. Ощущение единения с природой и обществом
  34. Позитивная позиция
  35. Походка
  36. Прическа
  37. Приятная улыбка
  38. Приятный тембр голоса
  39. Профессионализм
  40. Развитый интеллект
  41. Решительность
  42. Романтический настрой
  43. Самообладание
  44. Сила воли
  45. Сила голоса
  46. Способность к преодолению препятствий
  47. Индивидуальный стиль
  48. Тактичность
  49. Терпение
  50. Уверенность в себе
  51. Умение меняться
  52. Умение слушать
  53. Хорошие манеры
  54. Чистота помыслов
  55. Чувство юмора
  56. Широта интересов
  57. Элегантность
  58. Эмоциональность
  59. Энергичность
  60. Эрудиция

Этот перечень качеств составлен на основе структуры имиджа, но он не окончательный, поскольку сам имидж изменяется в зависимости от конкретной ситуации. Целесообразно добавить те качества, которые, по мнению самого тестируемого, его близких и коллег или экспертов, в списке отсутствуют.

Опросы также дают представления о тех качествах, которые желательны для клиентов и партнеров. Иногда их целесообразно включать в перечень качеств, иногда нет, но анализировать необходимо всегда.

Обработка результатов

Воспользуйтесь ключом. Баллы, которыми оценили качество, поставьте в соответствие с их нумерацией.

Ключ:

  • процессуальная составляющая имиджа
    14, 17, 18, 26, 29, 31, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 52, 58, 59;
  • внутренняя составляющая имиджа
    4, 11, 12, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 39, 40, 51, 55, 56, 60;
  • внешняя составляющая имиджа
    1, 2, 3, 6, 13, 20, 27, 35, 36, 37, 38, 45, 47, 53, 57;
  • ядро имиджа
    5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 23, 24, 25, 33, 34, 42, 46, 54.

Максимальное количество баллов каждой составляющей имиджа равно 75, но таким оно может быть у идеальной личности. Подсчитайте количество баллов на основании ваших оценок и выясните, какие качества вашего имиджа и его составляющие выражены у вас сильнее, а какие слабее. Это позволит вам эффективно и целенаправленно формировать свой имидж.

Список литературы:

  1. Калюжный А.А.  Социальная психология схемы построения имиджа;

Вестник Государственного университета управления. Серия социологии и управления персоналом - № 2 (13). М., ГУУ, 2005. С. 115–119;

  1. Курочкина И.Н. Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля. Etiquette-life.narod.ru;
  2. Кузнецова Е.Н. Современный учитель. Мои статьи englishelena.ucoz.ru;
  3. Рюкле Х. Раменантное оружие в общении. Мимика, жест, движение.
    И., Интерэксперт, 1996;
  4. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. М., Школа-Пресс. 1997;
  5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. М., 1988. Т. 3. С. 168–169;
  6. Широбокова Т.С. Культура профессионального общения педагога. Mcfr.ru;
  7.  BestReferat.ru;
  8.  5ballov.ru;
  9.   Ido.rubn.ru;
  10.   Revolution.allbest.ru;
  11.   Sociosphera.ucoz.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВВЕДЕНИЕРеформирование образования, переход к гуманизации и демократизации дошкольной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на прост...

Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Имидж педагога

Имидж педагога...

Имидж педагога ОУ

Формирование имиджа педагога-задача не простая. В первувю очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть-это означает проявлять ув...