Имидж педагога ОУ
статья на тему

Ерофеева Татьяна Сергеевна

Формирование имиджа педагога-задача не простая. В первувю очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть-это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в любой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Имидж педагога20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный имидж педагога

Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение в педагогической деятельности приобретает умение «нравиться детям». Всем известный факт, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Аксельрод определяет профессиональный имидж педагога как совокупность таких характеристик педагога, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ, image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». Каков же имидж современного педагога?

В структуре имиджа педагога выделяются следующие компоненты: Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, внешний вид, манеры, походку. Процессуальная составляющая имиджа раскрывается через профессиональную деятельность, которая характеризуется такими качествами, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

В своем выступлении я сосредоточила внимание на роли внешней составляющей имиджа педагога (внешний вид, речь, манеры поведения).

Профессия педагог особенная. Современный педагог - это интеллигент, человек высокой духовно-нравственной культуры, широкой эрудиции, умеющий легко и свободно ориентироваться в растущем потоке научной информации. Педагоги открывают детям мир, дарят истину, поэтому педагог является образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Одна из главных задач любого педагога - умение грамотно подать себя, создать положительный настрой, расположить к себе студентов и их родителей, вызывать уважение и доверие с их стороны, быть примером. Большую роль в достижении данной цели играет визуальная привлекательность – важнейшая часть имиджа педагога. Но нередко наряды, не соответствующие профессии, являются одной из причин разногласий с коллегами и плохого взаимодействия с ребятами и их родителями.

Внешний вид как внешняя составляющая имиджа педагога

Какие же требования предъявляются к внешнему виду педагога?

Внешний вид педагога определяют одежда, обувь, причёска, макияж, украшения, парфюмерия, а также их гармоничное сочетание.

Принципы внешнего вида:

-деловой стиль одежды (он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и официальность его отношений с обучающимися, способствует сосредоточению внимания студентов не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала).

-аккуратность и опрятность (внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие).

-сдержанность и умеренность (в российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала группой, привлекая внимание исключительно к внешнему виду педагога; Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала;  предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый, блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов).

-уместность и гармоничность.

Правила внешнего вида участников образовательного процесса

1. Педагогу, идущему на занятия, необходимо отказаться от обтягивающей одежды: обтягивающих водолазок, узких юбок и брюк, напоминающих не что иное, как леггинсы.

2. Не допускаются короткие платья и юбки. Средняя длина должна быть до колен – это считается самым оптимальным вариантом. Также педагогу нежелательно носить юбки и платья, которые имеют разрез более 15 см.

3.Не допускается одежда с оголёнными участками тела или глубоким декольте.

4.Также придётся отказаться от нарядов, выполненных из прозрачных тканей, со вставками из сетки и одежды c просвечивающим кружевом.

5.Не допускается одежда для спорта и активного отдыха (кроме преподавателя физкультуры), пляжная одежда, брюки и юбки с сильно заниженной талией, джинсы, леггинсы, лосины.

6. Педагогу необходимо иметь сменную обувь. Сапоги стоит носить исключительно на улице.

7.Не рекомендуется одежда с вызывающим декором. Необходимо избегать одежду, большая часть которых покрыта различными бусинами, стразами, или пайетками.

8.Рекомендуется умеренный макияж и маникюр в сдержанных нейтральных тонах.

  Таким образом, гардероб, подобранный в соответствии с профессиональной принадлежностью, поможет произвести благоприятное впечатление на окружающих, подчеркнет профессиональные и личные качества педагога.

2.Речь как внешняя составляющая имиджа учителя

Специфика преподавательской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности обучающегося, его интеллектуального развития, поэтому педагог должен обладать навыками профессионального общения.

Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия, а также образец, который воспринимает студент и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для обучающегося речь педагога зачастую является единственным образцом литературной нормы.

В соответствии с особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности педагога, образца литературной нормы к ней определены следующие требования: 

содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт студентов); 

грамотность речи и ее лексическое богатство

логичность и доступность

техническая отточенность (четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи); 

интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений; педагогу необходимо научиться говорить так, чтобы обучающиеся как бы «видели» то, о чем идет речь; для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); 

уместность речи); 

– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету. Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к студентам, независимо от их возраста, успеваемости и поведения.

Профессионально важно умение педагога этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение. 

Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д.

Правила речевой культуры педагога: 

1.Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.  Педагог, голос которого всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивает от себя обучающихся.

2.Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.

 3. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 

4.Каждый педагог должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

3.Деловые качества и хорошие манеры как внешние составляющие имиджа педагога

1.Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

2.Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.

3. В ОУ никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями студентов и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

4.Педагогу важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают обучающихся от личности педагога.

5. Мимика должна быть только доброжелательной.

6.Не допускается в речи педагога наличие ненормативной лексики, жаргонизмов.

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и студентов. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание педагог должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВВЕДЕНИЕРеформирование образования, переход к гуманизации и демократизации дошкольной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на прост...

Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Имидж педагога

Имидж педагога...