Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура» для профессии НПО 034700.02 «Архивариус»
рабочая программа по теме
Целью учебной дисциплины «Деловая культура» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_delovaya_kultura_a-31.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Деловая культура»
для профессии НПО 034700.02
«Архивариус»
2013
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Деловая культура».
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 034700.02 «Архивариус»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01 «Деловая культура» входит в группу общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла учебного плана по профессии 034700.02 «Архивариус».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Целью учебной дисциплины «Деловая культура» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.
Данная дисциплина учит студентов и способствует их умениям:
- организовывать собственную деятельность, обобщать, анализировать информацию, определять цели и выбирать пути их достижения;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
- осуществлять выбор способов деятельности, организовывать и планировать свою деятельность, направленную на достижение конкретных результатов;
- саморазвиваться;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- позитивно решать различные проблемные и конфликтные ситуации;
- преодолевать трудности, быть успешным в учебе и будущей работе.
В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- эффективно участвовать в профессиональной коммуникации;
- соблюдать правила речевого этикета в деловом общении;
- составлять и отправлять деловую корреспонденцию на основе принятых правил;
знать:
- правила поведения человека; нравственные требования к профессиональному поведению;
- психологические основы общения;
- основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства, нормы отношений в коллективе: отношения руководителя и подчиненных;
- нормы речевого этикета в деловом общении.
Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;
- самостоятельной работы обучающегося –25 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 часов |
в том числе | |
практических заданий | 14 |
Самостоятельная работа студента | 25 часов |
- выполнение рефератов; - практических работ; -сценарии деловых и ролевых игр; - поиск информации в дополнительных литературных источниках; - поиск информации в интернет-ресурсах | |
Консультаций | 4 |
Итоговая аттестация в форме | зачёт. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Деловая культура».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Этика и эстетика. |
Методологические основы наук, содержание и их значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. | 6 | |
Тема 1.1. Введение. | Общие сведения о предмете Задачи предмета «Этика», его значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. Общие сведения об эстетике как науке. Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | Подготовка презентации по теме «Этика и эстетика»Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов: эстетическая культура, идеал, эстетический вкус, эстетика деловых отношений, эстетика рекламы, этическая культура. | 4 | |
Раздел 2. Психологические основы делового общения. | Методологическая основа науки. Психические свойства, состояние. Их влияние на профессиональное становление молодого специалиста. | 14 | |
Тема 2.1. Психология общения. | Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. | 2 | 1 |
Практическая работа. | Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду. Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность. Их влияние на процесс общения. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества. Выявление профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг. | 2 | 3 |
Тема 2.2. Психологические основы делового общения. | Общение - основа человеческого бытия. Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения Этические нормы взаимоотношений. | 2 | 2 |
Практическая работа. | Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Классификация видов общения. Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение. Практикум. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Выполнение домашних заданий по разделу 2.3. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения. | 4 | |
Раздел 3. Деловой этикет. | Повседневный и служебный этикет. Этикет деловых отношений. Имидж делового человека. | 16 | |
Практическая работа. | Повседневный этикет. Правила поведения на улице. Поведение в транспорте. Поведение в театре и музее. Этикет курящих. Составление кодекса повседневного этикета. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Подарки. Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка. Как дарят подарки. Подарок служащим и руководителям фирмы. Сервировка стола, правила поведения за столом. Практикум. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Этикет и имидж делового человека. Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. Этикет приветствия и представления. Практикум. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Умение хорошо одеваться. Одежда и аксессуары мужчин. Способы завязывания галстука. Умение хорошо одеваться. Одежда и аксессуары женщин. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Этика в деловых отношениях. Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. Представление нового сотрудника коллективу. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Деловая корреспонденция. Фирменные бланки и визитные карточки. Оформление визиток.
| 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Подготовка рефератов по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы. | 4 | |
Раздел 4. Культура общения в профессиональной среде. | 12 | ||
Профессиональные коммуникации. Сущность, виды речевого общения. Техники слушания и публичного выступления. | |||
Тема 4.1. Профессиональная Коммуникация. | Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Невербальные средства общения. Жесты, назначение жестов, логика жестов. | 2 | 2 |
Практическая работа. | Техники общения. Техника активного диалога и слушания. | 2 | 3 |
Практическая работа. | Публичное выступление. Основные аспекты публичного выступления. | 2 | 3 |
Тема 4.2. Общие требования к деловому телефонному диалогу. | Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. | Выполнение домашних заданий по разделу 4. Подготовка сообщений по темам: «Секреты общения в поисках работы», «Аргументы и их влияние на эффективность общения», «Язык телодвижений», «Речевой этикет», «Культура общения в коллективе». | 4 | |
Раздел 5. Деловые переговоры. | Искусство переговорного процесса. Особенности переговоров, условия, этапы, организация. | 12 | |
Тема 5.1. Искусство ведения переговоров. | Виды переговоров. Цель переговоров. Решение, принимаемое на переговорах. Анализ принимаемых решений. Участники переговоров. Морально-этические условия заключения договора. Этическая основа ведения деловых переговоров. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Подготовка к переговорам. | Этапы, организация, приёмы и тактика ведения, принятие решения. Технология ведения переговоров. | 2 | 2 |
Тема 5.3. Приёмы убеждения и аргументации. | Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего. | 2 | 1 |
Тема 5.4. Деловые переговоры с иностранцами. Практическая работа. | Работа переводчика на деловых переговорах. Запись деловых переговоров. Этикет делового общения с иностранными партнёрами. Внешний облик участников. | 1 1 | 1 3 |
Самостоятельная работа. | Подготовка сообщений на тему «Деловые переговоры с иностранцами. | 4 | |
Раздел 6. Конфликты в деловом общении. | Понятие конфликта, виды. Структура, стратегия поведения в конфликтной ситуации. | 10 | |
Тема 6.1. Конфликты и его структура. Практическая работа. | Понятие конфликта. Виды, структура. Психологический и этический аспект конфликта. Решение конфликта конструктивным способом. | 1 1 | 1 3 |
Тема 6.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. | Стратегия черепашки, акулы, совы и медвежонка. Правила поведения в конфликтах. Практикум по конструктивному решению конфликта. | 2 | 2 |
Зачёт по дисциплине. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа.
| Повторение основных положений раздела, конспектирование, практическое применение. | 5 | |
Всего по учебной дисциплине: | 70 | ||
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка | 45 |
Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 64 с.
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.
Дополнительные источники:
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008.
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.
Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008
Потёмкина. О. , Тесты для подростков»
Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2009.
Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; - поддерживать деловую репутацию; - создавать и соблюдать имидж делового человека; - организовывать рабочее место деловое общение подчиненных; | -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка выполнения практической работы; - экспертиза выполнения самостоятельной работы; - ролевые и деловые игры |
Знания: знать/понимать: | |
- правила делового общения; - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и; - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения | - тестирование; -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка выполнения практической работы; - экспертиза выполнения самостоятельной работы, рефератов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с ослабленным здоровьем
Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая культура” для студентов с ослабленным здоровьем составлена в соответствии с государственными требовани...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы делопроизводства» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 034700.02 «...
Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"
Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаПримерное содержание учебной дисциплиныТеоретическая частьПрактическая частьПримерный тематический планТребования к результатам обученияТребования к результатам обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО, в рамках реализации ОПО...
Рабочая программа учебная дисциплина Физическая культура Профессия 54.01.20 Графический дизайн.
Рабочая программа учебная дисциплина Физическая культура Профессия 54.01.20 Графический дизайн....
Рабочая программа учебная дисциплина "Физическая культура" профессия Графический дизайн 54.01.20
Рабочая программа учебная дисциплина Физическая культура Профессия 54.01.20 Графический дизайн....