Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону
статья по теме

Денисенко Оксана Алексеевна

             Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_22distantsionnoe_obrazovanie22.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Дистанционное образование детей с

ограниченными возможностями здоровья в

городе Ростове-на-Дону.

            Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

       Дети с ограниченными возможностями, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. В Ростове-на-Дону на помощь таким детям пришло дистанционное обучение. Под дистанционным образованием сегодня понимается —  образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Опыт развития в Ростове-на-Дону дистанционного обучения детей-инвалидов и учащихся общеобразовательных школ чрезвычайно важен для российского образования.

        В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году создан Центр дистанционного образования, в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме более 400 учащихся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

         

Основная задача ДО — обеспечить подготовку детей с ОВЗ к полноценной жизни в обществе. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка нельзя будет дать таким детям полное образование.                                                                                                                

Основные направления нашей деятельности:

  1. Психологическая поддержка ребенка и его семьи
  2. Развитие творческих способностей
  3. Социализация, формирование навыков общения, личного и дистанционного
  4. Общение с преподавателем дистанционно, в режиме on-line или очно в Центре
  5. Общение со сверстниками на уроках в режиме on-line или очно в Центре
  6. Выезд на спецтранспорте на внеклассные мероприятия
  7. Общение в сети Интернет на социальных и предметных порталах.

Для дистанционного образования детей-инвалидов педагогами используются общеобразовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Для данной категории учащихся разрабатывается индивидуальная траектория развития:

1. индивидуальный учебный план

2. индивидуальные коррекционные занятия

3. подбор специализированных устройств для адаптации компьютера к        физическим особенностям детей.

  В качестве основного инструмента используются информационно-коммуникационные технологии. Урок длиться 30-40 минут, по необходимости может быть сокращен. В классе обучаются максимум 3 ученика. Уроки проходят в Skype или iChat. В нашем центре качественное образование получают дети (с ограниченными возможностями здоровья) не только города Ростова, но и области. Компьютеры учащихся и учителей оснащены всем необходимым аппаратным и программным обеспечением,(как например компьютер или ноутбук, принтер, сканер, микрофон, наушники, камера) дающим возможности формирования коммуникативных навыков, проведения виртуальных экспериментов, естественно-научных и социальных исследований с фиксацией результатов работы. Наши педагоги активно используют презентации, мультимедийные презентации, электронные учебники и тетради.

В образовательный процесс активно внедряются инновационные образовательные и информационные технологии. Введена система тьюторского сопровождения учащихся, также осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей. Информационная среда организации образовательного процесса позволяет легко реализовать методическую и контрольную функции, лежащие на ЦДО.

Прозрачность и доступность хода образовательного процесса и достижений ученика:

  1. Ведомость текущих оценок;
  2. Страницы электронного журнала;
  3. Электронный дневник.

Наши учащиеся активно участвуют во Всероссийских и Межрегиональных олимпиадах, Международных и Областных конкурсах, Спартакиадах, в Фестивалях и Выставках. 

 Учащиеся – дети-инвалиды участвуют как обычные ученики и не имеют привилегий, показывают хорошие результаты, являются участниками и призерами. Если детям-инвалидам, обучающимся на дому, не предоставить возможность учиться дистанционно, то они будут лишены полноценного образования и не смогут в дальнейшем получить профессиональное образование и реализовать себя в современном обществе, как личность. Дистанционное образование развивается,  с каждым годом количество учащихся и педагогов значительно увеличивается.

        Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

          В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

            Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС.

Понятие "Инклюзивное образование", особенности детей с ОВЗ, четыре варианта образования детей, которые ориентированына детей с разными видами нарушений развития....

Доклад "Инклюзивное образование в ДШИ для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( 2020г.)

Доклад "Инклюзивное образование в ДШИ для детей  с ограниченными возможностями здоровья" ( 2020г.)...

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, путе...