Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
рабочая программа по теме

Щелкаева Елена Александровна

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.

         Занятия способствуют созданию доверительных отношений между участниками группы, помогают снять напряженность, повышают самооценку, развивают творческие способности, позволяют поверить в себя в различных ситуациях, снимают опасность социально значимых последствий. Программа реализуется на базе ГКУ СО РМ «Социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ясная Поляна».

         Тематика и содержание занятий просты и доступны для воспитанников реабилитационного центра, имеющие различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

     

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО                    

        ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ СОЦИАЛЬНО

    РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ                                    

                                             «ЯСНАЯ  ПОЛЯНА»

                                               ПРОГРАММА

                                    «МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

             Арт-терапия в общей системе психокоррекционной работы

              с воспитанниками социально-реабилитационных центров          

                                          Ясная Поляна 2013 год

                                 

Автор-составитель: Е. А. Щелкаева  педагог-психолог отделения социальной реабилитации ГКУ СО РМ СРЦН «Ясная Поляна»

Рецензент: Доцент кафедры общей и специальной педагогики ИСПиП (СПб),  кандидат педагогических наук  Т.М. Грабенко

Аннотация: программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.

        Занятия способствуют созданию доверительных отношений между участниками группы, помогают снять напряженность, повышают самооценку, развивают творческие способности, позволяют поверить в себя в различных ситуациях, снимают опасность социально значимых последствий. Программа реализуется на базе «Социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ясная Поляна».

        Тематика и содержание занятий просты и доступны для воспитанников реабилитационного центра, имеющие различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении и самооценки.

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающих стран. Следует отметить,  что у детей, находящихся в зоне социального риска, формируются психологические проблемы, которые могут быть связанны с реакциями дезадаптации: беззащитностью из-за отрыва из семьи и направлением в детское учреждение. Клиническими проявлениями подобных кризисных состояний являются: дистимии (мрачность, тревожность, беспокойство); стремление к уединению, замкнутость; агрессивность, навязчивость (сосание пальцев, языка, губ) [Астапова, 2002]. Перечисленные выше признаки дезадаптации можно наблюдать у воспитанников, проходивших реабилитацию в реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

        Профилактической реакций дезадаптаци является создание у воспитанника чувства защищенности, психологического комфорта, что возможно только при наличии искренней любви и желанию помочь, а также когда все требования к воспитанникам, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в соответствии с их возрастом и полом.

        Когда ребенок по тем или иным показателям определяется в реабилитационные центры для несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  уже не разлука с матерью или неадекватный родительский уход, но дефицит внимания и воспитания становятся основными факторами, негативно  влияющими на процесс его развития. Дальнейшее развитие воспитанника зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его общением с взрослыми и другими воспитанниками, а также с разными видами деятельности, в которые воспитанник может вовлекаться, находясь в реабилитационном центре. Следует признать, что одним из источников таких впечатлений, несомненно, выступает участие воспитанника в индивидуальных и групповых арт-терапевтических занятий.

Каждый ребенок, попавший в реабилитационный центр, переживает довольно сложный период адаптации. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Воспитанник может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, напряжен, замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение – это реакция на переживаемый  стресс. В  данном случае воспитаннику необходимо помочь, оказать эмоциональную поддержку.  Эту проблему можно решить средствами атр-терапии. Через творчество можно наладить контакт, подарить веру в себя и

                                                                                                                                  3

показать, что взрослый способен  быть помощником. Признаками того, что воспитанник адаптировался, является: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на просьбы взрослых, нормальное эмоциональное состояние.

Цель программы: формирование системы поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:        

  1. Оказание психологической помощи в познании себя.
  2. Налаживание межличностного общения в группе.
  3. Создание атмосферы защищенности и доброжелательности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения;
  6. Профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии, асоциального поведения.
  7. Способствовать сохранению физического, психического и социального здоровья.
  8.  Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения.

Актуальность:

Особого внимания со стороны специалистов, требует та категория детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Вовремя оказанная психологическая поддержка, положительно сказывается на эмоциональном благополучии воспитанников.

        В работе с такими детьми используются различные методы и приемы, оказывающие положительное психологическое воздействие. Наиболее удачными являются арт-терапевтические приемы, которые позволяют наиболее полно раскрыть не только творческие возможности воспитанников, но и отвлечь от негативных переживаний.

        Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляет большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта данной деятельности.

Участники программы: предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки  воспитанникам реабилитационного центра, попавших в

                                                                                                                                       4

трудную жизненную ситуацию, имеющих различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении.                        

Реализация программы:

Длительность курса практических занятий составляет 19 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность атр-терапевтических занятий зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или группы воспитанников. В работе с воспитанниками от 3 до 18 лет занятия продолжаются от 10-20 минут до 1 часа. Если воспитанник активен, любознателен, расположен к творчеству  и достаточно мотивирован, то занятие может быть дольше. В этом случае необходимо варьирование техниками и формами работы, в том числе могут быть использованы элементы игровой и музыкальной терапии, работа с повествованиями (сказкотерапия), другие варианты творческой терапии.  

Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию программы, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для воспитанников, разнообразно по видам деятельности и должно удовлетворять потребностям каждого несовершеннолетнего ребенка в реализации своих  желаний и возможностей. 

Структурной особенностью программы является модульно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.

Структура занятия:

Организация рабочего места

5 мин.

1

Ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создает  атмосферу доверия и принятия

5 мин.

2

Разминка – антистрессовая гимнастика, снимает накопившееся напряжение;

10 мин.

3

Основное содержание занятия, применение  методов арт-терапии, техники релаксации, визуализации.

30 мин.

4

Заключительный этап, подводится рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания, подведение итогов занятия.

10 мин.

Итого:

1 час

                                                                                                                                       5

Ожидаемые результаты:

Программа «Мир глазами детей» - арт-терапия в общей системе психокоррекционной работы с несовершеннолетними  – это метод,                                                                                                                      позволяющий при относительно небольших временных и финансовых затратах

создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста воспитанника, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).  

Использование таких арт-терапевтических техник как: изотерапия, сказкотерапия, фото и видео терапия, а также игровая, песочная, музыкальная, танцевальная терапия, положительно скажутся  на эмоциональном состояние воспитанника. Снимут напряжение, переключат от негативных переживаний, создадут доброжелательную атмосферу в группе среди воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а также  быстрой адаптации  к новым условиям проживания и успешной реабилитации.

Подготовка к проведению занятия:

        Существует множество способов применения арт-терапевтического подхода, охватывающих целый ряд проблем.

  1. Необходимо проводить работу с воспитанниками, выделяемые в группе или классе, с замкнутыми и уязвимыми воспитанниками, с теми которых дразнят, с имеющими трудности при обучении или с выделяемыми по культурному или половому признаку.
  2. Проводить занятия на групповую сплоченность (развитие доверия и навыков работы в  команде в различных условиях), на социальное взаимодействие (изменения динамики, социальных ролей, освоение навыков и выработка взаимоуважения и понимания), на разрешение конфликтов (помочь научит понимать конфликтные ситуации).
  3. Использование арт-терапии в трудных группах или при работе с отдельными воспитанниками с различными проблемами, для развития навыков общения (улучшение навыков разговора и слушания, развитие способности делиться опытом, укрепление уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения).

Формирование групп:

Упражнения по арт-терапии можно проводить индивидуально, в парах, в малых группах или целой группой. Вопрос формирования групп нужно рассматривать                                                                                                                                      

с учетом поставленных задач.        

                                                                                                                                       6                              

Формы регистрации и обратной связи:

        Ведение документации необходимо для «отчетности» и оценки работы, для динамического анализа психокоррекционного процесса. Позволяющего принимать те или иные решения, связанные с проведением индивидуальных и групповых занятий с воспитанниками. Рекомендуется следующие виды документации:                                                                                                                          

  1. Журнал групповых арт-терапевтических занятий, включающих в себя:

- фамилия и имя участников;

- дата и время занятия, какое занятие по счету;

- цель занятия;

- тема, использованные упражнения, задания;

- общая атмосфера в группе в начале, в середине, в конце занятия, общий характер взаимодействий, ощущения ведущего;

- что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);

- каково было участие педагога-психолога в работе группы;

- итоги занятия, план дальнейшей работы.

2. Листок наблюдений. Воспитатели ведут записи об отдельных воспитанниках, забираемых на арт-терапевтические. Наблюдения воспитателя может служить основой для пересмотра тактики поведения занятий (приложение 2).

Материально технические ресурсы:

- пространство для проведения занятий (где могли бы свободно разместиться и двигаться до 10 человек);

- музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции,DVD, диски с записями, музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, кларнет, блок-флейта, балалайка, наборы детских ударных, духовых, шумовых и клавишных инструментов)

- компьютер; принтер, ноутбук с большой коллекцией мр3-записей классической, детской и современной музыки, музыкальных мультфильмов ,  зеркальный шар, цветовая пушка, программы Pinkly16, Power Point; фотоаппарат, видеокамера.

- туристические коврики или маты для выполнения отдельных упражнений;

- различные канцтовары: краски (гуашь, акварель, витражные краски), карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, природные материалы, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, кисти разных

размеров, губки для закрашивания фона, ватные палочки и др.; 

-емкости для песка, мини игрушки.                                                                                                                                      

- атрибуты, костюмы для театрализованной деятельности.

                                                                                                                                      7

-Журналы, газеты, фотографии.

Основные принципы арт-терапевтического подхода:

        Упражнения по арт-терапии служат для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления                                                                                                                                  

самооценки и уверенности в себе.

        Особенности арт-терапевтического подхода.

  1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного» и это нужно четко объяснить.  Воспитанникам нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать.
  2. Воспитанники как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого несовершеннолетнего воспитанника. В этом смысле воспитанники являются «экспертами» в отношении своих работ.
  3. Важен вклад каждого: каждый воспитанник делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
  4. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействовать личный уровень, нужно сохранять детские тайны.
  5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работ воспитанника не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу воспитанника (это может делать только сами автор, по желанию), и воспитанников нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
  6. Основные правила: при работе с парой, группой или индивидуально желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы дети себя хорошо чувствовали.

Примерный список основных правил:

1)внимательно слушать друг друга;

2) не перебивать говорящего;

3) уважать мнение друг друга;

4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

5) все должны чувствовать себя комфортно;

6) все сказанное на занятии должно остаться конфиденциальным, если не было

                                                                                                                    8

решено иначе.

7. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает воспитаннику почувствовать закономерность процесса и уверенность в себе.

8. Способы работы: упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурирования. Способ работы определяется уверенностью и отношением воспитанников, но, прежде всего – поставленными целями. Например, при работе с группой для развития

                                                                                                                                 

сотрудничества можно потребоваться  высоко структурированный подход, чтобы каждый воспитанник знал, что от него требуется и как это соотносится с целями.

9. Способы хранения работ: нужно найти способ хранения работ воспитанника, поскольку он гордится ими. Существует много способов – это, например, особые папки, книга или журнал, выставки.

Исходя из заявленной цели и на данных принципах, построена программа «Мир глазами детей».

Учебно – методический план программы «Мир глазами детей»

№ п./п.

Тема модуля.

Основные задачи

   Тема занятий

Кол.

часов

1

«Я – это я»

-Формировать у воспитанников представление о своих способностях и возможностях, достоинствах и недостатках.

-Помочь каждому осознать собственные ценности и уникальность.  

-Формировать конструктивное поведение в различных ситуациях.

- Воспитывать интерес к своему внутреннему миру и миру другого.

«Мое имя»

«Моя автобиография»

«Котелок отличного настроения»

"Мир, в котором я живу»

1

1

1

1

2

« Эмоции и чувства»

- Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

«Желания и чувства»

«Как стать уверенным»

«Волшебный скульптор»

«Яркие впечатления»

1

1

1

1

3

 « Я и другие»

-Формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

 «Дружба»

«Все мы разные»

«Я глазами других людей»

«Психологическая поддержка»

1

1

1

1

4

 «Я и мое здоровье» -Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

«Опасности, которые нас подстерегают»

«Умение сказать «нет»»

«Как победить свою и чужую агрессию»

«Мое здоровье»

1

1

1

1

5

«Я работаю в группе».

- Создание условий для сплочения временного детского коллектива.

-Способствовать доброжелательному отношению воспитанников друг к другу и к взрослым.

«Как хорошо быть полезным»


«Разговор без слов».

«Подарок на память»

1

1

1

                                                                                                                                     10

                                           Содержание занятий

l модуль. «Я – это я»

«Мое имя»

Цель: знакомство друг с другом и психолога с группой; стимулирование творческого самовыражения.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическое упражнение « Снежный ком».

3.Сказкотерапия «Некрасивое имя».

Задачи: расширить знания воспитанников об именах;

вызвать желание узнать о своем имении;

воспитывать чувство гордости по отношению к себе и своему имени;

Беседа по сказке.

Игра «Угадайте, о ком я говорю».

По выбору раздаются  цветные листочки, воспитанники пишут на них свои имена и наклеивают листочки в свои тетради.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Моя автобиография»

Цель: установление более тесного эмоционального

контакта между воспитанниками.

1.Ритуал приветствия.

2.Психологическое упражнение  «Полянка».

3.Изотерапия. Рисунок «Прошлое /настоящее/ будущее».

Цели: установление «мостов» между различными периодами своей жизни; укрепление единства между прошлым, настоящим и будущим; создание предпосылок для развития способностей видеть перспективу своей будущей жизни, уметь её проектировать.

Каждому воспитаннику предлагается нарисовать свое «прошлое, настоящее, будущее». Обсуждение этого задания.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Котелок отличного настроения»

Цели: развитие воображения; повышение уверенности в себе.

1.Ритуал приветствия.

2.Психологическое упражнение  «Зеркало».

3.Изотерапия. «Котелок отличного настроения».

Цель: повышение уверенности в себе.

Воспитанникам предлагается «сварить» хорошее настроение. Обсуждение этого задания.

                                                                                                                                     11

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

"Мир, в котором я живу»

Цель: установление психологического комфорта.

1.Ритуал приветствия.

2.Психологическое упражнение  «Рисование в воздухе».

3.Песочная терапия. Проективная игра в песочнице.  «Мир, в котором я живу».

Задачи: коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета);

развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений;

совершенствовать умения и навыки практического общения;

развитие фантазии;

стабилизация положительного эмоционального фона.

Обсуждение этого задания.

Декларация Самоценности.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

ll модуль. « Эмоции и чувства»

«Желания и чувства»

Цель: создание условий для осознания своих желаний, чувств.

1..Ритуал приветствия.

2.Психологическое упражнение  «Чувства».

3.Изотерапия. «Карта моего внутреннего мира».

Цель: формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение детей.

Воспитанникам предлагается изобразить карту своего внутреннего мира. Обсуждение этого задания.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

         «Как стать уверенным»

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

1. Ритуал приветствия.

2.Психологическая игра. «Я могу, я умею».

3.Сказкотерапия. «Золотой ключик».

Задачи: воспитывать чувство достоинства;

 учить выходить из некоторых затруднительных ситуаций;

показать силу слова.

                                 

                                                                                                                                     12

Беседа        по        сказке.                                                                                                                               Творческая работа по мотивам сказки. Подбор костюмов и проигрывание отдельных эпизодов сказки.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Волшебный скульптор »

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Мое настроение».

3. «Рамка для фотографий». Работа с гипсом.

 Цель: поддерживать интерес воспитанника к занятиям с психологом; развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии, произвольности, мелкой моторики рук.

Воспитанникам предлагается создать своими руками работу из гипса, этот материал послужит основой для раскрашивания.

Упражнение «Закончи предложение».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Яркие впечатления»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

1.Ритуал приветствия.

2. Рефлексия предыдущего занятия.

3  Изотерапия. «Яркие впечатления».

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии, произвольности, мелкой моторики рук, сплочение детского коллектива.

Воспитанникам предлагается раскрасить свои фото - рамки, которые они изготовили на предыдущем занятии. Сюжет работы должен отражать самые яркие впечатления, полученные на каникулах, в школе и т.д. Сюжет и цвет красок воспитанники должны подбирать сами.

Обсуждение этого задания.

 4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

lll мод Упражнение « Я и другие»

«Дружба»

 Цель: создать в группе атмосферу доброжелательности для расширения пространства доверия; развивать осознанное отношение к дружеским связям.

1. Ритуал приветствия

2. Беседа «Что ты знаешь о своем друге».

3. Сказкотерапия. « Неведомый помощник».

                                                                                                                          13

Цель: воспитывать внимательное отношение к окружающим, правильно оказывать помощь; воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа по сказке.

Решение задач.

Работа в тетрадях.

Дети рисуют «неведомого помощника».

Упражнение «Корзина дружеских качеств».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Все мы разные»

Цель: развитие умения видеть в людях их разные стороны.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Мое настроение».

3. Релаксация под музыку.

Цель: развитие навыков осознания мысленных зрительных образов, снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Я не такой как все, и все мы разные».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Я глазами других людей»

Цель: помощь в осознании себя, через других.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Ассоциации».

3. Фототерапия «Наша семья».

Цель: сплочение детского коллектива,  развитие креативности.

Воспитанникам предлагается создать фотоальбом детей проживающих в реабилитационном центре. Используя технику скрапбукинг подчеркнуть индивидуальные особенности каждого воспитанника.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Психологическая поддержка»

Цель: осознание необходимости умения поддерживать другого человека.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Подбор ассоциаций».

3.Сказкотерапия. «О ссоре птиц».

Цель: на примере сказки показать воспитанникам, что ссора до добра не доводит; учить договариваться.

Беседа по сказке.

Решение задач.

Работа в тетрадях. По аналогии дети придумывают сказку о двух мальчиках

(двух девочках)  записывают ее.  Рисуют иллюстрации к своей сказке.

                                                                                                                                     14

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

lV модуль. «Я и мое здоровье»

«Опасности, которые нас подстерегают»

Цель: формирование ответственного отношения к собственному здоровью.

          1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Мой портрет в лучах солнца».

3. Игротерапия. «Марионетки».

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Обсуждение этого задания.

Беседа «Что может вредить вашему организму?»

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Умение сказать «нет»»

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Знакомство».

3. Сказкотерапия. «Сказ о том, как табак пришельцев погубил».

Задачи: На примере сказки показать воспитанникам, что курение вредит здоровью. Продолжать учить заботится о своем здоровье.

Беседа по сказке.

Решение задач.

Игра «Отказ».

Упражнение «5 шагов отказа».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Как победить свою и чужую агрессию»

Цель: обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Подбор ассоциаций».

3.Песочная терапия. «Рисование песком на стекле. Техника Sand Art ».

Цель: Достижение воспитанниками эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения, снятие эмоционального напряжения.

Воспитанников знакомят с техникой рисования песком на стекле. Потом предлагают создать песочную картину под музыкальное сопровождение.

 Обсуждение этого задания.

                                                                                                                                    15

Беседа «Как справится с агрессией».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Мое здоровье»

Цель: воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра ««Слепой — поводырь».

3.Сказкотерапия. «Два ручья».

Задача: дать воспитанникам представление о том, что движение наполняет жизнь радостью, а лень, малоподвижностью (долгое сидение за компьютером или у телевизора) отрицательно действуют на здоровье.

Беседа по сказке.

Коллаж «Я и мое здоровье».

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

V модуль. «Я работаю в группе»

«Как хорошо быть полезным»

Цель: создание условий для сплочения временного детского коллектива,

способствовать доброжелательному отношению воспитанников друг к другу и к взрослым.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра ««Путаница».

         «Конверт радости и огорчения».

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение детей.

3.Фото – видео терапия. «Как хорошо быть полезным»

Цель: научиться анализировать свои дела и поступки, повысить интерес к выполнению задания.

Воспитанникам предлагается, создать слайд–шоу или  видеофильм           используя свою копилку фото и видео материалов.

Обсуждение этого задания.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Разговор без слов»

Цель: способствовать групповому сплочению воспитанников.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра «Дирижер».

3. Музыкотерапия. «Спонтанное рисование под музыку»

Цель: творческая деятельность под музыкальное сопровождение, снятие

                                                                                                                           16

эмоционального напряжения.

Воспитанникам предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка – яркая, эмоционально богатая, негромкая, но не более 60-65 ударов в минуту.

Обсуждение этого задания.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

«Подарок на память»

Цель:  снятие эмоционального напряжения, закрепление знаний полученных на арт-терапевтических занятиях, развитие креативности.

1.Ритуал приветствия.

2. Психологическая игра ««Прогулка по...»

3. Изотерапия.  «Подарок на память».

Цель:  развитие творческого воображения, фантазии, способствовать созданию положительных эмоции и получение обратной связи.

Используя различные вариации арт-терапии (глина, тесто, гипс, картинки из журналов, фотографию, выжигание по дереву, аппликации на сосуд и т.д.) изготовить подарок  члену группы.                                                                              

Обсуждение этого задания.

4.Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

                                                                                                                                                                                         17

                                                    Литература

1.  Антропов Ю.Ф., ШевченкоЮ.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Издательство Института психотерапии, Издательство НГМА, 2000.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2002.

4.  Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень Ассоциации Танцевально-двигательной терапии. 2000. №4. С. 3-4.

5.  Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003.

6. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.

7. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.

8. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

9. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

10. ГрабенкоТ.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2008.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.

15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М.; СПб., 2002.

16. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия для детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2006.

17. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.

18. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. М.: Когито-Центр, 2008.

19. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2007.

20. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

21. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника.

                                                                                                                                     18

 Использование приемов сказкотерапии. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

22. Лаптаева Г.В.Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб .: Речь, М.: Сфера, 2011.

23. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.

24. Сучкова Н.О. Арт-терапия с детьми из неблагополучных семей. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

25. Сучкова Н.О. Выявление и коррекция нарушенных представлений о доме у детей-сирот с использованием художественных средств // Практическая арт- терапия: лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. Копытина М.: Когито- Центр, 2008.

26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.

27. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект. Гаудеамус. 2007.

28. Шипицина Л.М. Психология детей – сирот. СПб, 2005.

29. Методические рекомендации по организации и внедрению комплексной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 2008.

                                                                                                                                     19

                                                 Содержание

  Пояснительная записка……………………………………………………….       3

  Содержание программы……………………………………………………..       11

  Литература…………………………………………………………………….     18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...

«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро пере...

Программа тимуровского движения отряда ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Черногорска

Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем Центре- помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и труженики тыла должны почувствовать, что ...

Воспитание несовершеннолетних методами арт - терапии в условиях социально - реабилитационного центра.

Арт - терапия хорошо зарекомендовала себя в педагогической практике. Она эффективна при работе с детьми девиантного поведения, способствует повышению самооценки, улучшает настроение, развивает важные ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

презентация  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ...

Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров .

Презентация   Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров ....