Нетрадиционные подходы в обучении на уроках физической культуры
проект на тему

Пинич Татьяна Андреевна

Нетрадиционные подходы в обучении на уроках физической культуры

 

В настоящее время является актуальным поиск новых форм и средств организации учебных занятий физкультурно-спортивной направленности в школах.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Нетрадиционные формы уроков надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка. Перед таким уроком можно провести анкету «Если бы я был учителем физической культуры, ...». И дети вам подскажут, как можно перестроить свою работу  на них и для них. В современной школе работа должна быть поставлена на подготовку детей к жизни, реализуя учебную программу, но обязательно учитывая возможности, желания и здоровье ребёнка, возрастные и индивидуальные особенности.

Учитель должен помнить, что не все уроки на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

 

Дайте рассмотрим, как нетрадиционными способами можно обучать  детей, возьмем несколько ситуаций:

- нет в школе инвентаря пригодного для занятий.

- в зале занимается сразу несколько классов.

- спортивный зал непригоден для занятий (и такое в наше время может случиться).

- работа с детьми с ослабленным здоровьем.

- третий час урока физической культуры.

 

1 ситуация – в школе нет инвентаря пригодного для занятий.

Получилась, к сожалению, так что в школе нет хороший мячей и другого распространенного инвентаря для проведения урока, какие упражнения мы можем предложить нашим детям на уроке?

Сейчас в моду входит такой вид спорта как кроссфит.  Кроссфит — CrossFit — это вид фитнеса, созданный Грегом Глассманом. Это программа, построенная на постоянно варьируемых функциональных движениях, выполняемых с высокой интенсивностью. По сути это круговая тренировка, но в кроссфите можно использовать совершенно разные предметы для тренировок от канатов до шин автомобиля, и проводить тренировки можно и в зале и на улице.

КроссФит можно описать как программу силовых упражнений состоящую из «постоянно меняющихся функциональных упражнений высокой интенсивности», с конечной целью улучшения общей физической формы, реакции, выносливости и готовности к любой жизненной ситуации, требующей активных физических действий. Упражнения обычно длятся не более 20 минут, отличаются повышенной интенсивностью.

В программе комбинируются такие действия как: бег (спринтерские забеги),  прыжки (со скакалкой или на препятствия), лазание по канатам, работа с «железом» (гантели, гири, штанга), перенос вещей (медбол), упражнения на кольцах, переворачивание покрышек (огромных) и многие другие.

2 ситуация – в зале занимается сразу несколько классов.

Тут немного нам проще, если два класса, да еще и одна параллель, то проводим разминку каждый на свое половине зала и даем игровые виды спорта волейбол, баскетбол, футбол и т.д. Проще говоря, устраиваем соревнования между классами, это при условии что они уже умеют играть в предложенные виды спорта, а если нет, то так же на своих половинах зала обучаем их или соединяем классы вместе и проводим обучение всех вместе, но к сожалению интенсивность урока снижается. Поэтому в конце урока все равно даем игры с элементами обучаемого вида спорта.

Но зачастую бывает, так что в зале занимаются классы разных возрастов. Что нам тогда можно сделать?  К примеру, можно так же соединить эти два класса и проводить упражнения в парах (в паре один младший, а другой старший ученик), старший будет помогать младшему осваивать новые упражнения, тем самым мы не только обучаем детей различным упражнениям, но и прививаем старшеклассникам чувство взаимопомощи, ответственности за своего подопечного.

 3 ситуация – спортивный зал непригоден для занятий.

В теплое время года когда у нас есть возможность заниматься на улице, вопросов по поводу занятий возникает мало, улица – это большая площадка для наших уроков и фантазии учителя. Но в то время когда мы с вами не можем выйти на улице, начинаем думать как и что нам делать.

- урок в актовом зале: актовый зал школы, это практически то же что и спортивный зал, тут нам в помощь может прийти наш друг магнитофон, разминка, аэробика, подвижные игры, ОФП – это всё можно проводить под музыку. Детям очень нравится музыкальное сопровождение на уроках.

- урок в рекреации или в зале для занятий хореографии:  в таких местах особо не разгуляешься, особенно в хореографическом зале: зеркала и т. д. ведь у каждого ребенка есть дома такой замечательный инвентарь как ракетка для бадминтона (если их нет в школе), каждый ребенок может сам принести свою ракетку на урок, но ведь места мала, а валан будет улетать далеко, тогда берем с вами обычный воздушный шарик и очень замечательно начинаем с ним играть.

Так что можно проводить и волейбол с воздушными шариками и подвижные игры и эстафеты. Или приобрести если нет в школе, легкий поролоновый мяч, и разделив детей к примеру на 3 команды, две команды отдыхают,  одна играет в «Салки мячом» и не травмаопасно и весело. Эту же игру можно проводить и в актовом зале,  чтобы игра не затягивалась включаем музыку и даем водящему 1 минуту чтобы всех осалить.

Игра «Хвостики» так же подходит для малых помещений, так же делим всех на команды, водящий должен сорвать у всех ленточки так же за определенный промежуток времени. 

Эти игры развивают ловкость, внимание, скорость.

 

4 ситуация – занятия с детьми с ослабленным здоровьем.

Тут мы можем предложить следующие, если у школы есть возможность приобрести набор для гольфа SNAG.

SNAG гольф не имеет ограничений.  Занятия полезны всем, независимо от пола, возраста и состояния здоровья. Гольф развивает координацию движений, подвижность, точный расчет, умение выбирать правильную стратегию, сконцентрироваться на достижении поставленной цели.

Играть можно в закрытом помещении или на открытом воздухе.

Оборудование настолько портативно и просто в установке, что весь Мир превращается в ваше поле для гольфа.

Ведь мы не можем детей с ослабленным здоровьем заставлять бегать, прыгать и т.д, но можем предложить сыграть в гольф. Уже более 100 школ Москвы приобрели такие наборы для гольфа и стали проводить соревнования.

Если в классе мало детей с ослабленным здоровьем и пожизненным освобождением, давайте сделаем из них сборную школу по шахматам и шашками, пока весь класс занимается, пусть они спокойно готовятся к предстоящим турнирам.

5 ситуация – третий час физической культуры.

С недавних пор нам ввели третий час урока физкультуры, и мы сразу столкнулись с тем, что нет места для занятий, все занято другими классами, а ставить в зал по 3 класса очень опасно.

Мы можем свами договориться с администрацией школы, чтобы она нам выделила любой свободный класс. Давайте мы не только будем развивать детей физически на уроке, но и умственно. Сейчас все меньше и меньше детей, которые знают, в каком году была олимпиада в Москве, кто является основателем Олимпийский игр современности, откуда к нам пришел тот или иной вид спорта.

В настоящие время редко в каком кабинете нет мультимедийного сопровождения, можно разделив класс на команды проводить викторины, КВН или просто давать творческие задания, чтобы это не был скучным уроком за партой.

 

Есть еще очень много различных способов  обучения,  упражнений и ситуаций, только наше желание и фантазия ограничивают нас в их реализации. Дети не должны страдать от того что МЫ учителя не хотим отступать от намеченной программы, но если сделать шаг в сторону, то мы увидим результат нашей работы: счастливые лица здоровый детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_netradionnye_uroki.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные подходы в обучении на уроках физической культуры Презентация подготовлена учителем физической культуры ГБОУ СОШ № 883 Тадаускайте Т.А.

Слайд 2

В настоящее время является актуальным поиск новых форм и средств организации учебных занятий физкультурно-спортивной направленности в школах. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться .

Слайд 3

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Слайд 4

Нетрадиционные формы уроков надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя.

Слайд 5

Такие уроки содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка

Слайд 6

Перед таким уроком можно провести анкету «Если бы я был учителем физической культуры, ...». И дети вам подскажут, как можно перестроить свою работу на них и для них. В современной школе работа должна быть поставлена на подготовку детей к жизни, реализуя учебную программу, но обязательно учитывая возможности, желания и здоровье ребёнка, возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 7

Учитель должен помнить, что не все уроки на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Слайд 8

Дайте рассмотрим, как нетрадиционными способами можно обучать детей, возьмем несколько ситуаций : нет в школе инвентаря пригодного для занятий . в зале занимается сразу несколько классов . спортивный зал непригоден для занятий (и такое в наше время может случиться). работа с детьми с ослабленным здоровьем . - третий час урока физической культуры.

Слайд 9

1 ситуация – в школе нет инвентаря пригодного для занятий . Получилась, к сожалению, так что в школе нет хороший мячей и другого распространенного инвентаря для проведения урока, какие упражнения мы можем предложить нашим детям на уроке?

Слайд 10

Сейчас в моду входит такой вид спорта как кроссфит . Кроссфит — CrossFit — это вид фитнеса, созданный Грегом Глассманом . Это программа, построенная на постоянно варьируемых функциональных движениях, выполняемых с высокой интенсивностью. По сути это круговая тренировка, но в кроссфите можно использовать совершенно разные предметы для тренировок от канатов до шин автомобиля, и проводить тренировки можно и в зале и на улице.

Слайд 14

2 ситуация – в зале занимается сразу несколько классов. Тут немного нам проще, если два класса, да еще и одна параллель, то проводим разминку каждый на свое половине зала и даем игровые виды спорта волейбол, баскетбол, футбол и т.д.

Слайд 15

Проще говоря, устраиваем соревнования между классами, это при условии что они уже умеют играть в предложенные виды спорта, а если нет, то так же на своих половинах зала обучаем их или соединяем классы вместе и проводим обучение всех вместе, но к сожалению интенсивность урока снижается. Поэтому в конце урока все равно даем игры с элементами обучаемого вида спорта.

Слайд 16

Но зачастую бывает, так что в зале занимаются классы разных возрастов. Что нам тогда можно сделать? К примеру, можно так же соединить эти два класса и проводить упражнения в парах (в паре один младший, а другой старший ученик), старший будет помогать младшему осваивать новые упражнения, тем самым мы не только обучаем детей различным упражнениям, но и прививаем старшеклассникам чувство взаимопомощи, ответственности за своего подопечного.

Слайд 18

3 ситуация – спортивный зал непригоден для занятий . В теплое время года когда у нас есть возможность заниматься на улице, вопросов по поводу занятий возникает мало, улица – это большая площадка для наших уроков и фантазии учителя. Но в то время когда мы с вами не можем выйти на улице, начинаем думать как и что нам делать.

Слайд 19

Урок в актовом зале

Слайд 20

Урок в хореографическом зале

Слайд 21

Волейбол воздушными шариками. Можно проводить и в помещении и на улице.

Слайд 22

Бадминтон воздушным шариком.

Слайд 23

4 ситуация – занятия с детьми с ослабленным здоровьем . Тут мы можем предложить следующие, если у школы есть возможность приобрести набор для гольфа SNAG .

Слайд 24

Занятия в зимнее время.

Слайд 25

Занятия в зале.

Слайд 26

Будущие Чемпионы

Слайд 27

5 ситуация – третий час физической культуры . С недавних пор нам ввели третий час урока физкультуры, и мы сразу столкнулись с тем, что нет места для занятий, все занято другими классами, а ставить в зал по 3 класса очень опасно.

Слайд 28

В настоящие время редко в каком кабинете нет мультимедийного сопровождения, можно разделив класс на команды проводить викторины, КВН или просто давать творческие задания, чтобы это не был скучным уроком за партой.

Слайд 30

Есть еще очень много различных способов обучения, упражнений и ситуаций, только наше желание и фантазия ограничивают нас в их реализации. Дети не должны страдать от того что МЫ учителя не хотим отступать от намеченной программы, но если сделать шаг в сторону, то мы увидим результат нашей работы: счастливые лица здоровый детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход на уроках физической культуры.

Учителю физкультуры необходимо планировать работу, учитывая  возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало дл...

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

ВведениеВ настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса ди...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....