Использование ИКТ на уроках математики
статья по теме

Елена Васильевна Балинова

В данной статье рассматриваются всевозможноые применения компьютера на уроках математики и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balinova_ikt_na_yrokah_matematiki.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Балинова Елена Васильевна  (ele8168@yandex.ru), учитель математики, высшая квалификационная категория,  муниципальное образовательное учреждение «Пинежская общеобразовательная средняя школа №117» (МОУ «Пинежская  средняя школа №117»), п. Пинега.

Использование ИКТ на уроках математики.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.

Несомненно важную роль играет личность педагога, его увлеченность предметом и любовь к детям, стремление к усовершенствованию, поиску новых форм, методов и средств обучения.

          Применение ИКТ позволяет решать эту задачу за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой - использование мультимедийных возможностей современных компьютеров позволяет сделать обучение увлекательным,  ярким и  разнообразным. ИКТ помогает  осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность. 

Кабинет математики сельской «Пинежской средней школы №117» хорошо оснащен: 15 компьютеров, мультимедийный проектор, графический планшет, документ камера, Интернет. Кроме этого у большинства учеников есть компьютер и Интернет дома, что позволяет создать все условия для повышения процесса обучения. Введение новых информационных технологий в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

Поэтому многие возможности ИКТ реализуются в обучении математике.

          Компьютер можно использовать  на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом можно выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
         Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Остановлюсь на некоторых из них.

  1.  В 5-6 классах наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль, в то же время использование  компьютерной графики в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Дети, манипулируя различными объектами на экране монитора, меняя скорость  движения различных предметов (например при решении задач на скорость, работу и т.д.), их размеры,  цвет,  незаметно для себя усваивают учебный материал.
  2. Практика работы в 7-8 классах показала, что уроки целесообразно проводить  в форме семинара, где ребята с удовольствием обсуждают разные способы решения задач. На стенде постоянно вывешивается «задача недели» с интересным содержанием. Например, был объявлен конкурс на лучший графический портрет любимого героя мультика. Некоторые  работы ребят  содержали до сорока графиков. По каждой теме учащимся предлагаются творческие задания в виде  буклетов и презентаций.

При изучении новой темы  эффективны уроки-лекции с применением мультимедийной презентации, что позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
  3. В 10-11 классах проходит углубленное изучение математики, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью (в районной научно-практической конференции «Юность Поморья») проекты по различным темам, презентации.

Для подготовки к экзаменам в кабинете имеется много различных компьютерных тестов и программ.

В кабинете имеется Интернет, с помощью которого провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе, ученики получают помощь и консультацию учителя. С помощью Интернет в 2008-2009 уч. г. мы вместе с учениками приняли активное участие в VII Международной Интернет – олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты – 2008» (сертификат № 08-0148).

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Программное обеспечение кабинета математики очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры,  энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тесты по темам для итогового повторения, различные презентации, созданные мной и  учениками по различным темам и к отдельным урокам.

Возможности компьютера  использую в предметном обучении в следующих вариантах:

  1. частичная замена деятельности учителя при объяснении нового материала и проверке тестовых заданий;
 2.  выборочное использование дополнительного материала (материала из Интернета, создание буклетов и презентаций)
 3. использование тестовых  программ (по навыках вычислительной технике в 5-6 классах, подготовке к контрольным работам и к экзаменам)
 4. использование диагностических и  контролирующих материалов;
 5. выполнение домашних самостоятельных и  творческих заданий;
 6. использование компьютера для вычислений, построения  графиков;
 7. использование программ, исследовательских и  лабораторных работ;
 8. использование игровых и занимательных программ.

Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно попытаться достигнуть, используя определенные программные продукты.  Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ.

На уроках использую ресурсы динамической программы «Живая геометрия», учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий», программные продукты «Математика 5-6 классы», «Алгебра 7-9 классы», «Алгебра и начала анализа, 10-11 классы», «Репетитор по математике Кирилла и Мефодия» «Математика 7-11 классы, TeachPro». В кабинете имеется интерактивная доска, что позволяет уроки сделать еще интереснее. Дети с гораздо большим интересом выполняют различные упражнения, тесты, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/, а также презентации выполненные учащимися.

Применяя ИКТ на уроках математики в сочетании с другими формами  имею следующие результаты:

2006-07 уч.г. – 11 класс  информационно-технологический класс - качество - 95% (в вуз на бюджетную основу поступило 14человек из 21);  9 класс – ГИА – качество – 71%;

2007-08 уч.г. 11 класс - социально-экономический класс – качество -91% (в вуз на бюджетную основу поступило -16 из 21; гуманитарный – 60 %;

   2008-09 уч.г.  11 класс - физико-математический класс – качество 100 % (в вуз на бюджетную основу поступило 15 из 16);

2009-2010 уч. г. – 11 класс – качество – 86%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ

Презентация к выступрению на педагогических чтениях об интеграции математики и информатики в рамках учебного плана специальности "Гостиничный сервис".Содержит описание опыта внедрения проектной деятел...

Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"

презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....

Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Использование ИКТ на уроках математики в колледже

Библиографическая ссылка pk18.esrae.ru/19-306...

Презентация "Использование ИКТ на уроках математики"

Презентация "Использование ИКТ на уроках математики"...

Статья по теме: "Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики"

Статья посвящена теме проектной деятельности на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики....

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...