Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей
статья на тему

Елена Васильевна Балинова

В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_modeli_tyutorskogo_soprovozhdeniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балинова Е.В., учитель математики МБОУ «Пинежская СОШ №117»

Нестерова Л.Н., канд.пед наук, методист АО ИОО.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

В течение ряда лет на базе образовательных  учреждений Пинежского района работает летняя школа для одаренных детей. Работа по формированию групп, выявление мотивационной сферы учащихся, круга предметных интересов с целью определения профилизации обучения начинается задолго до открытия смены. Методистами управления образования под руководством директора МБОУ ДОД «РЦДО» Коровиной Викторией Михайловной разрабатывается диагностическая карта, которая после анализа полученных данных дает возможность скомпоновать группы, традиционно по трем направлениям: естественнонаучное, художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное.

        С 2012 года школьники, желающие повысить качество обучения по ряду школьных дисциплин, в течение двух июньских недель расширяют кругозор и углубляют свои знания на площадке МБОУ «Пинежская СОШ №117». Форма обучения такого рода очень полезна и учительскому и ученическому коллективу, так как побуждает искать новый формат организации процесса обучения и общения всех участников образовательного процесса.

В 2012 году участники специализированного профильного лагеря для одаренных детей выразили сожаление по поводу того, что им в отведенное для обучения  время не удалось посетить многие интересные занятия из-за очень плотного графика в своем профиле, который сильно ограничил их свободу и возможность познакомиться с другими дисциплинами, выходящими за рамки профиля, ими ранее выбранного. Именно этот факт и явился причиной того, что в текущем году подходы  к организации летней школы были принципиально изменены. По согласованию с директором школы Ольгой Васильевной Лукиной учитель математики Елена Васильевна Балинова предприняла попытку реализовать модель тьюторского сопровождения всех 24 школьников, изъявивших желание учиться и отдыхать на базе школы.

Работа педагога-организатора оказалась весьма трудоемкой, многокомпонентной, сложной по структуре и организации и вместе с тем очень интересной, системной и эффективной. Она потребовала четких представлений общих и частных целевых установок и постоянного мониторинга процесса в течение всего времени работы школы.

Первичное анкетирование, проводимое на школьном уровне, позволило определить вектор наклонности детей и учесть их интересы по приоритетным направлениям, однако, чтобы полностью учесть их интересы и выстроить индивидуальные траектории для каждого ребенка, а это является неотъемлемой частью тьюторского сопровождения любого обучаемого контингента, необходимо было эти интересы конкретизировать. И именно с этой работы педагоги начали знакомство со школьниками.

Несомненно, огромная организационная работа была проведена и на подготовительном этапе задолго до открытия летней школы. Был создан банк, куда вошли список преподавательского состава из членов педагогов МБОУ «Пинежская СОШ №117», МБОУ «Карпогорская СОШ №118», Архангельской Ломоносовской гимназии, Института открытого образования, перечень модулей по различным предметам, аннотация содержательного компонента и приоритетной формы реализации (практикум, тренинг, экскурсия и др.). День открытия школы был задуман и проведен как праздник, в ходе которого состоялось предварительное знакомство участников, был задан ориентир на позитив в обучении и общении, озвучен режим учебы и отдыха.

Выбор – а это было ключевым словом в период работы школы – лег в основу индивидуального маршрута выпускников 8 и 10 классов. Выбор возрастной категории не был случаен, так как учащиеся девятых и одиннадцатых классов в это время проходили итоговую аттестацию,  и предполагалось, уже расставили приоритеты в дальнейшем профиле обучения.

В итоге все 24 участника получили личную образовательную карту, что и является обязательным условием и требованием при оформлении пакета документов для тьюторского сопровождения.

        Поскольку продолжительность модуля определялась объемом 2-4 часа и одновременно предусматривалась возможность «запуска» нескольких модулей, у школьников была реальная возможность выбрать траекторию обучения, при которой ученики разного возраста могли оказаться в одной группе, поэтому от педагогов требовалось особое мастерство, чтобы всем участникам модуля было одинаково интересно и полезно предметное общение.

        Преследуя цель помочь обучающимся определиться, не растеряться в калейдоскопе модулей («Путешествие в микромир», «Знакомые незнакомцы», «Сказ о том, как решить квадратное уравнение не решая», «Мифология Пинежья», «Судьба народа и судьба природы» и др.) педагоги помогали школьникам определиться, рассказывая о содержании модуля и раскрывая им широкие возможности выбора благодаря технологиям тьюторской практики.

        Итогом первого дня явилась сводная таблица, в которой по вертикали был помещен список участников школы, а по горизонтали перечислены все модули. Ориентируясь на объем в 60 часов (максимальная нагрузка на весь период летней смены), каждый участник был вправе с учетом своих интересов набрать определенное количество модулей.

        Ниже приводим фрагмент таблицы №1.

Фамилия имя

В жестоких испытаниях войны (2 часа)

жестоких испытаниях войны В жестоких испытаниях войны

Судьба народа и судьба природы (2 часа)

Просто о сложном (4 часа)

Мифология Пинежья (2часа)

Известная неизвестная Отечественная война (2часа)

Путешествие с кубом (4часа)

Знакомые незнакомцы(4часа)

Таинства истории (2часа)

Почему мы не похожи друг на друга? (4часа)

1

Галашев Денис

+

+

+

+

+

2

Печуркин Слава

+

+

+

+

+

+

3

Кузнецова Настя

+

+

+

+

+

+

4

Мамонов Семен

+

+

+

+

+

+

5

Кузнецова Наташа

+

+

+

+

+

6

Пучнина Аня

+

+

+

+

7

Гневашева Настя

+

+

+

+

+

+

….

Определившись с набором модулей, каждый ученик сам ставит знак на пересечении своей фамилии и модуля им выбранного. Эта таблица и явилась основой для ежедневного расписания, которое составлялось педагогом-организатором исходя из первичных данных таблицы, а также с учетом реального посещения учеником уже выбранного им профиля.

Балинова Е.В.  не только вела ежедневный учет количества посещенных занятий (см. таблицу №2), но и составляла (корректировала) маршрут следующего дня для каждого с учетом их запросов.

11.06.13

1 пара

 1 пара

2, 3  пара

2, 3 пара

Литература

(В жестоких испытаниях войны)

Истории (Мифология Пинежья)

Русский  язык (Все о сложном предложении)

Английский язык (Его Величество –Артикль)

1

Галашев Денис

+

+

2

Печуркин Слава

+

+

3

Кузнецова Настя

+

+

4

Мамонов Семен

+

+

5

Кузнецова Наташа

+

+

6

Пучнина Аня

+

+

7

Гневашева Настя

+

+

        Важным моментом данного процесса явился тот факт, что ученик имел возможность изменить индивидуальную траекторию в зависимости от той информации и эмоций, которые могли спонтанно возникнуть после «удачного» на их взгляд «своего» модуля, так и анализа мнений своих друзей.        

Изменение траектории осуществлялось только тогда, когда были выявлены причины, побудившие школьника выйти на новую ветку маршрута. В этом случае Елена Васильевна, педагог-организатор, анализируя информацию, полученную после собеседования с каждым учеником, сообщала соответствующему учителю о предстоящих изменениях.

        К чести педагогического коллектива ни один из 24 учеников не « сошел с дистанции», а напротив, высказывал пожелание, не пропуская уже выбранного занятия, повторно пройти обучение в рамках уже посещенного им модуля. Ниже приводится фрагмент таблицы №3.

1 пара

2 пара

3  пара

1

Галашев Денис

Л1

И2

М2

2

Печуркин Слава

Л1

И2

М2

3

Кузнецова Настя

Л1

А3

А3

4

Мамонов Семен

М4

М4

Х3

5

Кузнецова Наташа

Х2

Х2

М2

6

Пучнина Аня

Х2

Х2

Х3

7

Гневашева Настя

Х2

Х2

Х3

                Обозначение: Л1 –литература «В жестоких испытаниях войны»;         И2-история «Таинства истории»;  М2 – математика «Проценты в нашей жизни»; М4 –математика «Путешествие с кубом»; Х2 –«химия «Решение с увлечением»; Х3 –химия «Тайна химического вещества»; А3 –английский язык «»Разговор в кафе или Как не остаться голодным за границей».

         В данной ситуации возникала двойственная проблема. Если речь шла об ученике, то он стоял перед выбором: отказ от заранее выбранного, но еще не посещенного модуля, отказ от уже пройденного, но так понравившегося, или договариваться с педагогом о дополнительном задании по заинтересовавшей его теме. В случае, когда педагог замечал в группе уже известных ему учеников, он менял методику представления содержательного компонента, учитывая разную обученность присутствующих, выходя тем самым на дифференцированное обучение.

Гибкое расписание, создавая определенные трудности для организатора, вместе с тем обеспечило свободу выбора каждому ребенку.

        Подобный принцип (право выбора) был реализован и при организации внеклассной работы учеников. Им был предложен ряд мероприятий, которые определили следующие направления: краеведческое «История малой родины» (Кулойлаг, музей деревянного зодчества в Малых Карелах, посещение солеваренного завода, Красногорский монастырь и др.), профориентационное (экскурсия в пожарную часть поселка, кондитерский цех), спортивное («Веселые старты», поход на природу), а также перечень мастер-классов (танцевальный марафон, коса-девичья краса, изготовление подарочных упаковок и др.)

        Теоретически модель тьюторского сопровождения педагог-организатор и воспитатели были готовы реализовать и во внеклассной работе. Но практически досуговая деятельность в этом режиме не удалась, так как интерес у школьников ко всем мероприятиям был настолько велик, что все предложенные им мероприятия были посещены группой (а численность группы это позволяла) в полном составе. Однако модель была выстроена настолько теоретически грамотно, что она может быть апробирована в дальнейшем на более крупных группах.

        На торжественной линейке, посвященной закрытию летнего специализированного профильного лагеря, каждый участник смены получил не только сертификат, подарки от организаторов и новых друзей, но и возможность поделиться впечатлениями о днях, проведенных на базе гостеприимной Пинежской школы. Наиболее ценной оказалась для педагогического и ученического коллективов возможность выбора, как при реализации процесса обучения, так и в досуговой деятельности.

        Именно модель тьюторской практики и обеспечила эту возможность каждому участнику образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха детей в загородном лагере "Летняя мозаика"

Всем известно, как мальчишки и девчонки ждут каникул, а особенно каникул летних, когда можно вдоволь погулять, поплавать и позагорать, словом отдохнуть от школьных обязанностей «должен» и «надо»...

Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе.

Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе....

Структура сетевого взаимодействия при реализации тьюторского сопровождения в ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»

Актуальность: одна из проблем, которая стоит перед преподавателем современного колледжа, это низкий уровень заинтересованности обучающихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед препода...

Тьюторское сопровождение обучающихся

Тьюторское сопровождение обучающихся...

Организационно – педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды как пространства самореализации личности одаренного школьника.

Оснащение современным техническим оборудованием школьных кабинетов, а также  программными и образовательными ресурсами, введение электронных карт и ресурсов, банка данных, которые обеспечивают...

Проект по организации летнего отдыха и оздоровлению детей дошкольного возраста

Человек -  часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Мир природы и движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка в усл...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...