МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА КРАЕВЕДЕНИЯ
методическая разработка по теме

Андреев-Амурский  Михаил Константинович

Методическое пособие по краеведческой работе среди студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ  ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                             ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

                        «САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

           

 

                     

                         

                     Самара, 2014

Пояснительная записка

Модернизация образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой области на основе взаимосвязанного использования различных гуманитарных предметов в качестве средства образовательной деятельности.

Студенты знакомятся с краеведческим материалом ещё будучи учащимися школ, и думается целесообразным предложить для изучения элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания и образования», что позволит повысить качество подготовки в предметной области за счёт расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемых гуманитарных предметов в общей образовательной среде; достичь образовательных целей за счёт приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории родного края и, конечно, улучшить их компетенцию в культурологическим плане, повысить мотивацию к овладению гуманитарными науками, что расширяет возможности успешной профессиональной деятельности на мировом рынке.

Курс нацелен на воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав, на развитие умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами, что совершенно необходимо для подлинной правовой культуры.

Цель курса сообщить студентам сведения о правах наций и народностей, декларированные Международной конвенцией, научить анализировать их и пользоваться ими, а также сформировать личную точку зрения студентов по вопросам, рассматриваемым Конвенцией, дать больше информации о положении народов разных национальностей в других странах; содействовать развитию гражданской грамотности и личности студентов в целом.

Главная цель курса «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать студентам знания о своём родном крае,но и в том,чтобы воспитать любовь к нему,сформировать гражданские понятия и навыки,а также раскрыть учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью страны.Кроме того,этот краеведческий курс должен сыграть существенную педагогическую роль в нравственном.трудовом,эстетическом воспитании студентов, и занять важней

шее место в формировании патриотизма молодого поколения,так как истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – отчем крае,чей светлый образ остаётся навсегда в сердце каждого.

Поэтому основным принципом курса кружковой работы  «Историческое краеведение» явялется взаимосвязь истории местного края с историей страны.

Особенность курса в том, что в нём уделяется большое внимание изучению человековедения,способного развить у студентов чувства уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников,гордость за достижения и успехи земляков,а также отстаивать и свои права, главное - он предлагает организовать общение студентов так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенства, уважения и сострадания к другим.

     В связи с развитием экологического аспекта в образовании,особую актуальность содержания приобретает мотивация студентов к изучению эколо

гической составляющей – формировании у них современного научного понятия о триединстве система «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть студентам роль человека во заимодействии с окружающей средой,дать конкретные примеры её изменений,показать существующие закономерности,связи хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким последствиям она приводила,приводит и может привести.

       Другая особенность курса кружковой работы в том,что она способствует

развитию учебных, коммуникативных и презентационных умений и навыков,

в ходе экскурсионной, архивной, исследовательской работе предлагая самостоятельное и коллективное(при участии научного руководителя и музейных консультантов)изучение текстов документов и законов, материалов газет и журналов, потому, что никакие другие материалы не играют столь важную роль в жизни студентов как граждан и не являются такими доступными.  Курс учит читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно развивает речевые умения и навыки в устной и письменной речи (умения формулировать, выражать и отстаивать своё мнение по данной тематике, вести дискуссию, писать короткое эссе, письмо, проект, репортаж, статью; моделировать жизненные ситуации). Разнообразные задания направлены на то, чтобы студенты научились работать в команде, правильно распределять роли, сравнивать данные и делать аргументированные выводы. Изучение курса рассчитано на 250 учебных часов.

Содержание курса

Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике……………………………………………………………18час.  Чтение литературы по местной истории,работа с документальными материалами,источниками,вещественными памятниками музеев,подготовка рефератов,заметок,статей.

Практические задания – исследования по выбранной теме.

Т е м а 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике ……………………………………………………………18 час.

Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюде-

ния за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной

печати.Практическое задание – по выбору.

Т е м а 3.Архитектура Самары…………………………………..18 час                        

Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме-рефератов).

Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае………..18 час.

Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре)

Тема 5.Фалеристика о Самарском крае……………………… 18 час                    

Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре)

Т е м а 6.Печатное дело в Самаре……………………………….18 час.

Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья.

(лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области).

Т е м а 7. Устное народное творчество………………………...18 час

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

Тема 8.Топонимика Самарской области………………………18 час.

Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение  му-

зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме,

рефератов)

Тема 9.Искусство в Самаре……………………………………….18 час.

Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы  Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат

ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам)

Т е м а  10.Знаменитые исторические места Самары…………….18 час

Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка

исследований по избранным темам).

Тема 11.Древнее прошлое Самары…………………………………..18 час.

Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ,

встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок).

Тема 12.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции……….18 час

История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес

кого музея.

Т е м а 13.Этнография народов Поволжья – история,культура……….16 ч

Народы Поволжья –историческая самобытность.Традиции,костюмы,обряды.

Встречи с известными деятелями –представителями разных народов.Подготов ка исследовательских материалов по этнографии.Посещение музея Алабина и  художественного музея,музея СамГУ.

Т е м а 14.Боевые традиции Самарской земли…………………………..18 ч.

Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев

.

Учебно-тематический план

Номер п/п

Тема

К    Количество часов

  1

Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике

а)посещение и работа в музеях;б) подготовка исследовательских работ

           

18 ч (1-15 ноября)

 

  2

Тема 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюдения

за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной

печати.Практическое задание – по выбору.

18ч (16-30 ноября)

      3

Тема 3.Архитектура Самары

Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме(рефератов,докладов,сообщений).

18ч (1-16 декабря)  

                     

     

       4

Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае                                                                                              

Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре)

 

 18ч(17-31декабря)

        

       5

Тема 5.Фалеристика о Самарском крае

Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре)

18 ч(1-13 января)

     

       6

Тема 6.Печатное дело в Самаре

Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья.

(лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области).

18 ч(14-31 января)

       

       7

Тема 7. Устное народное творчество.

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

18 ч(1 -15 февраля)

     

         8

Тема 8.Боевые традиции Самарской земли

Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара -Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев.

18ч(16-28 февраля)

       

        9

Тема 9. Устное народное творчество

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

18 ч(1-14 марта)

     

       10

Тема 10.Топонимика Самарской области

Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение  му-

зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме,

рефератов)

18 ч(15-31 марта)

Номер п/п

Тема

К    Количество часов

     

      11

Тема 11.Искусство в Самаре

Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы  Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат

ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам)

18ч(1-14 апреля)

       

   

     12

Т е м а  12.Знаменитые исторические места Самары.

Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка

исследований по избранным темам).

18(16-30 апреля)

       

      13

Тема 13.Древнее прошлое Самары.

Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ,

встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок).

18 ч(1-15 мая)

       

       14

Тема 14.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции

История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес

кого музея.

18 ч(15 -31 мая)

        15

Подведение итогов работы краеведческого кружка за 2007-08 учебный год

1 декада июня

Научный руководитель кружка "Историческое краеведение»                   АНДРЕЕВ М.К.

Ожидаемые результаты обучения

Студенты должны уметь:

- читать с полным пониманием тексты документов, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации, тексты из периодической печати на английском языке и аутентичные тексты;

  • сравнивать, анализировать различные материалы и реферировать их;
  • работать со специальной терминологией и понимать её;
  • овладеть первичными навыками перевода документов;
  • написать короткое эссе, включающее аргументы своей точки зрения, а также
    статью, репортаж, письмо (150-180 слов);
  • участвовать в дискуссии на английском языке, слышать собеседника и правильно
    реагировать на его речь или моделировать заданную ситуацию (15 фраз);
  • спонтанно высказываться по изученной теме (5-8 фраз), аргументировать своё
    мнение или подготовить и представить сообщение по заданной тематике (15 фраз);
  • провести проектную работу в группах (распределить роли, обязанности, задания,
    вести поиск материалов, представить проект).

Методы и приёмы обучения

1.        Предъявление материала:

  • ситуативность;
  • объяснение;
  • слушание и повторение.

2.        Тренировка:

  • словарная работа;
  • чтение материала;
  • проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на
    вопросы, «правильно - неправильно», закончить предложения, множественный
    выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести и
    т.д.;
  • парная или групповая работа.

3.        Практика:

  • моделирование заданной ситуации;
  • проектная работа;
  • презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
  • письменная работа в виде эссе, письма, статьи.

Формы контроля

Устные ответы на каждом уроке. Письменные работы:

  • тесты - в конце подтемы;
  • викторина, репортаж, интервью;
  • эссе - в конце темы;
  • проект или ролевая игра (2 раза в год).



Предварительный просмотр:

              САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ  ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                             ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

                        «САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

           

 

                   Творческий отчёт

        о посещении Самарского Дома

                   Дружбы народов

                      Самара, 2014

Приём гостей. Первые рассказы о Доме

Дружбы народов.

                                                 

В секции чувашской культуры представляют

новую книгу о этнографии чувашей.

                                                 

Книга создавалась 20 лет целым коллективом

авторов и наконец-то увидела свет.

Зав.отделом координации Самарского Дома Дружбы народов В.И.Алексеева рассказывает об истории

чувашского народа                                                          

Наши студентки – представители волжских народов искренне заинтересовались прошлым

своих предков.

                                           

В секции культуры мордовского народа наши девушки узнали очень много интересного.

 

В.И.Алексеева рассказывает о встречах с любимой народной певицей, артисткой Надеждой Кадышевой.

В секции грузинской национальной культуры.

                                                       

Интерес наших девушек к грузинской культуре

был значительным… Шота Руставели, Вахтанг Кикабидзе–список выдающихся имён был велик.

 

                

Газета представителей украинского народа впечатляет: «Проминь»(«Луч») сегодня освещает

многие проблемы жизни украинского народа.

У стенда, посвящённого великому украинскому Кобзарю – Тарасу Шевченко.

                                                        

   

«Как много воды утекло в Днепре с той поры…»

           

В секции культуры белорусского народа

 

         

Дружба русского и белорусского народов никогда не иссякнет – река времени бесконечна

                                                 

                                                   

Как много похожего в нас и белорусах, и хотя название республики немного другое, культура остаётся вечно цветущей….

                 

Здесь был и друг степей – киргиз… Рассказ о

В.И.Алексеевой о киргизской культуре.

             

Как много интересного – от диких кочевников к

культуре просвещённого народа Евразии.

                         

Национальный герой Киргизии,её символ-Чингиз

Айтматов.

  

Культура башкирского народа – древнейшая в Азии.

 

                     

«Как много здесь степей и воли…»

                       

Салават Юлаев – не только национальный герой

Киргизского народа.Это настоящий эпос Евразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...

Методическая разработка проекта кружка «Планета Земля глазами химика»

Цель кружковой работы интегрированного характера – углубление знаний учащихся в области химической науки, вооружение их лаботраторно-практическими умениями и навыками, подготовка к будущей трудовой де...

Методическая разработка занятия химического кружка на тему: « Полисахарид крахмал – важнейший представитель углеводов»

АННОТАЦИЯ      Методическая разработка заключительного, итогового занятия предметного кружка составлена руководителем кружка, преподавателем химии Алексеевой Г.Ф. Разработка с...

методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе

При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...

Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»

В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему  «Разработка стратегии развития организации». Да...

Методическая разработка занятия по историческому краеведению "А ты мне, улица родная..."

Методическая разработка занятия по историческому краеведению (г.Курск) может быть использована для углубления знаний по краеведению на уроках истории,  для проведения внеклассного мероприятия, кл...