"Подростковая агрессия"
статья по теме

Смирнова Анастасия Викторовна

1.      Понятие агрессивности, возрастные предпосылки её становления.

2.      Влияние врождённых особенностей и воспитания на становление агрессивного поведения.

3.      Виды агрессивности.

4.      Влияние особенностей подросткового возраста на агрессивность.

5.      Факторы внешней среды, способствующие агрессивному поведению подростков.

6.     Взгляды известных педагогов и психологов на проблемы воспитания, в т.ч. агрессивность подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost_podrostkov.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение подростков.

1.      Понятие агрессивности, возрастные предпосылки её становления.

2.      Влияние врождённых особенностей и воспитания на становление агрессивного поведения.

3.      Виды агрессивности.

4.      Влияние особенностей подросткового возраста на агрессивность.

5.      Факторы внешней среды, способствующие агрессивному поведению подростков.

6.     Взгляды известных педагогов и психологов на проблемы воспитания, в т.ч. агрессивность подростков.

1.Понятие агрессивности, возрастные предпосылки её становления.

Хотя агрессия является естественным  атрибутом взросления, принято понимать под этим словом поведение, направленное на ущемление прав других людей, причинение вреда окружающим. Агрессия – понятие противоположное регрессии, т.е. «движение вперёд» против «движения назад». Появление агрессии связано с возрастом становления самости, т.е. 2-3 годами.

В своей энергетической теории развития Маргарита Спаньоло-Лобб описывает развитие ребёнка как путешествие от  слитности с матерью и  миром  к отделённости и становлению автономии.

В возрасте до 2 лет ребёнок впитывает много информации из внешнего мира, принимая  её такой, как она есть, т.к. критичности в этом возрасте ещё не существует. Вместе с ней ребёнок получает много энергии, которой  в какой-то момент  становится слишком много, и он  начинает испытывать потребность в возвращении энергии во внешний мир. Общение строится по принципу: «Сам такой». Теперь он проявляет законную агрессию, возвращая энергию, связанную с избыточным волнением, в мир.

Ему важно, чтобы близкий взрослый выдерживал его законную агрессию. Чтобы он относился к ней примерно так: « Ты маленький, а я большой и сильный, и я могу выдержать то, что ты тянешь меня за волосы и не пытаться наказать тебя за это». Если окружение не выдерживает агрессии, ребёнок  теряет к нему доверие, остаётся подавленным и одиноким.  Если  близкие удерживают  его энергию, то ребёнок чувствует всемогущество.   С того момента как ребёнок начинает доверять окружению, он начинает доверять себе. Если для мамы не страшно, что он  тянет её за волосы, то он может чувствовать себя сильнее, стоять на собственных ногах.

Личность появляется в возрасте трёх лет. В это время ребёнок  разделяет себя и окружающий мир. Он знает, кому принадлежит гнев: ему самому или другому человеку.

Но если он не завершил стадии законной агрессии, то  его  границы размыты и он чувствует, как чужой гнев проникает в его тело. Всё, что находится внутри него, может выйти наружу и то, что снаружи может проникнуть под его кожу и уничтожить его или сделать счастливым. И то и другое тревожно.

Процесс перехода от слитности к разделённости требует много заботы, иначе ребёнок будет находиться в тревоге. Забота создаёт границу, граница всегда создаётся внешней средой.

Пограничные нарушения являются следствием сверхподавления или сверхопеки  ребёнка взрослым, в ответ на которые он развивает потребность сохранить основную суть себя, и он развивает поведение, где его невозможно ухватить.

Пограничное поведение связано с  потребностью крепко держаться за ту самость, которая начала выстраиваться, но ей не дали. Человеку  необходимо очень крепко держаться за то, что он сумел построить, чтобы не уйти в психоз. У него трудно развивается способность к усвоению чужого опыта, потому что он воспринимает его как проникновение чего-то чужеродного внутрь себя.

В норме  у ребёнка формируется отношение базового доверия к миру, в противном случае - состояние базовой тревоги.

Если базовое доверие не сформировано, у человека возникает потребность в поисках состояний эмоционального принятия значимыми другими (любой ценой) и поиска состояний, свободных от базисной тревоги, т.е. состояния базового психологического комфорта и  расслабления. Эта потребность может быть рассмотрена как отправной пункт формирования зависимостей, особенно химических.

2.      Влияние врождённых особенностей и воспитания на становление агрессивного поведения.

Зафиксировавшись на поведении, диктуемом потребностью испытывать внешний мир на предмет удержания его агрессии, ребёнок приобретает навык агрессивного поведения.

Но над естественными агрессивными импульсами возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием.

Ребёнок учится контролировать свою агрессию, встречая одобрение или неодобрение родителей.  Его тревога при этом двояка: с одной стороны это страх наказания, с другой - боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишение их поддержки.

Постепенно нормы интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), и поведение регулируется совестью и (или) чувством вины или стыда, что не одно и то же. Совесть имеет критерий оценки высшего порядка, стыд же связан с оценкой окружения.

У некоторых людей от природы внутренний контроль формируется с трудом. В частности это зависит и от объёма лобных долей мозга, отвечающих за эмоционально - волевую регуляцию. Многие дети сегодня рождаются с минимальными мозговыми дисфункциями, что также создаёт трудности формирования произвольного поведения.

Если на физиологические причины накладывается педагогическая запущенность , ведущим может на всю жизнь остаться внешний контроль.  Тогда подчинение законам и  общественным требованиям осуществляется только из-за страха наказания  и материальных потерь.

Явление «эффекта толпы» основано на таком ослаблении контроля, который задаётся внешними рамками. Во время смуты, когда ослаблена власть, оковы внешнего контроля снимаются,  и агрессивные импульсы беспрепятственно выплёскиваются наружу.   Во время войны такой человек становится способен на бесчеловечные поступки, потому что ответственность за них незрелым разумом делегируется военным начальникам.

То же происходит и в подростковой компании. Заражённый настроением толпы, лишённый внешнего контроля, личностно незрелый подросток совершает то, от чего потом готов откреститься всеми правдами и неправдами, но уже поздно.

Развитие внутреннего контроля идёт с помощью процесса идентификации - стремления поступать, как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения (аналогично у животных такое следование за матерью называется импринтингом). Дети любят играть во взрослых, в т.ч. в семью. Но самим родителям в тех образцах поведения, которое воспроизводят их дети, нравится далеко не всё. Ведь человеку свойственно то, нелицеприятное, чего он не хочет видеть в себе, приписывать другому. Результатом этого часто бывает бурная реакция родителя на «дурное подражание» дитя.

Возникает порочный круг. Взрослый добивается «правильного» поведения оценкой, критикой, давлением, наказанием. Эти меры вызывают у ребёнка негативные эмоции. Взрослый раздражается, усиливает нажим. У ребёнка возрастают чувства обиды и ненависти, развивается  безразличие, лень, отвращение к родительскому влиянию и, наконец, открытое сопротивление.

На становление агрессивного поведения подростка во многом влияет стиль семейного воспитания, степень сплочённости семьи, близости с ребёнком, характер взаимоотношений братьев и сестёр, фильмы, игры, телепередачи, которые смотрит ребёнок. Ведь  многие из них помимо образцов агрессивного поведения являют собой ещё и образцы циничного отношения к человеку. Взять хотя бы то множество «юмористических» передач, которыми сегодня переполнено центральное телевидение.

3.      Виды агрессивности.

 Агрессивный ребёнок  противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно подростковому возрасту. Он хочет, чтобы от него отстали. И родители, уставшие от сопротивления, в конце концов отстают. Это приводит к тому, что такой ребёнок, не усваивая опыта взрослых, хуже социализируется. Его агрессивность приобретает различные формы в зависимости от его особенностей. В дальнейшем эти формы становятся чертами характера.

Аргессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм.

Если с физической и словесной агрессией всё понятно, то другие её формы имеют довольно скрытый характер.

Косвенная агрессия проявляется в актах вандализма, наблюдения за издевательствами, порчей имущества и одежды.

Раздражение и вечное недовольство тоже способно отравить жизнь окружающим и по природе своей агрессивно. Когда человек обижается на кого-то, он невольно заставляет того переживать чувство вины, часто неадекватной истинной провинности. Чрезмерная подозрительность проявляется нападками и критикой в адрес другого человека, а негативизм саморазрушителен, агрессия в этом случае направляется на самого себя.

Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости.

Так как базисными  потребностями  ребёнка является  свобода и самоопределение. воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

4.      Влияние особенностей подросткового возраста на агрессивность.

 

В подростковом возрасте увеличивается агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд обоснований объективного характера, биологического и психологического.

Наступает этап полового созревания,  и вместе с ним появляется неусидчивость, обидчивость, плаксивость, раздражительность. Подросток зачастую не понимает, что с ним происходит. Его тело меняется, голос становится грубее, появляются первичные и вторичные половые признаки. Он является как бы маргиналом – личностью на стыке двух субкультур, детской и взрослой.

Физически непропорциональные изменения тела порождают различные комплексы неполноценности. У кого-то «слишком» длинные руки, у кого-то очень тонкие или толстые ноги. Девочки в этом возрасте часто прибегают к изнурительным диетам, что само по себе аутоагрессивно и является разновидностью негативизма как отрицания собственной физиологии.

Подростковая неуклюжесть маскируется напускной развязностью, грубостью, беспечностью.

На психологическом уровне развивается новообразование - чувство взрослости. Всякое покушение на его взрослость - трагедия для подростка. В ответ он даёт острую агрессивную реакцию.

Если внутренняя агрессивность велика, но проявление её в семье строго карается или просто не может найти выхода, поведение приобретает форму буллинга – преднамеренного целенаправленного причинения вреда живым существам.

Тема превосходства и власти одних над другими вечна. В стаях животных аналогом человеческого буллинга является мобинг. Он направлен на выживание через захват власти.

Для человека такое «животное поведение» связано с расстройством самости. Он  знает, что делает плохо, но всё равно мучает другого. Такой подросток действует хладнокровно и сознательно - это отличает его поведение от поведения животного, основанного на инстинкте выживания. Запускают эти процессы в социуме дети с нарцистическим развитием, т.е. направленность любви только на себя уже имеет у них явно выраженную паталогическую форму. Если они говорят о раскаянии или просят прощения у своих жертв- то это, скорее всего, способ выйти сухим из воды.

Ещё Фрейд говорил, что  школа, являясь  местом, где собираются ещё незрелые личности,  должна показывать, как вести себя в различных ситуациях, в том числе в ситуации буллинга. Факты буллинга должны вовремя и грамотно распознаваться и становиться гласными. Их нельзя замалчивать и игнорировать, потому что они направлены на нарушение самооценки другой личности. Но, к сожалению, жертвами буллинга в школе становятся дети, подверженные подавлению  в своей собственной семье. Жертвы буллинга должны обладать мотивацией подобного с собой обращения.

5.      Факторы внешней среды, способствующие агрессивному поведению подростков.

 

К факторам, способствующим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей»  в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает – щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой  родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках – лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе  можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.

Вторым фактором, способствующим росту аргессивности среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради  удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей  и исчезает из жизни ребёнка навсегда.

Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром,  в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.

Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.

Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.

Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно - психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности *подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному  принадлежит негативному отношению к собственной душе.

Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков  на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.

А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель- психолог-врач». А  связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.

При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу .

6.     Взгляды известных педагогов и психологов на проблемы воспитания, в т.ч. агрессивность подростков.

Константин Ушинский , описывая причины упрямства детей , которое зачастую ведёт к агрессивному поведению советует родителям

- вести жизнь, не возбуждающую в ребёнке слишком сильных и сосредоточенных желаний

- удовлетворять всем законным требованиям ребёнка прежде, чем они перешли в сильное желание.

- доставлять ему возможности деятельности с минимальной помощью и постепенным делегированием ответственности

- не обещать лишнего и не обманывать

- отказывать решительно, разом и без колебаний, не меняя решения

- не отказывать в том, что можно дать или дозволить

- если упрямое желание проявилось, быстро переключить внимание или наказать

- воля воспитателя должна быть непоколебима как закон природы и, чтоб ему казалось столь же невозможным поколебать эту волю, как сдвинуть каменную стену

- не заваливать приказами и требованиями, предоставляя большую независимость, но немногие требования должны быть неизбежно выполнены, а невыполнение сопровождается наказанием с такой же точностью, как физические законы

- расположение духа воспитателя не должно иметь влияние на ребёнка,  приступая к ребёнку,  следует помнить, что он человек  другого мира и ему нет дела до наших забот, он человек будущего, которое принесёт ему свои заботы.

Александр Нилл советует

- снять принуждение, дать детям наиграться

- оказывать детям эмоциональную поддержку, одобрять всё, что они не любят в себе

Любовь к ребёнку есть его принятие. Накопление гнева и ненависти - вот причины общего неблагополучия детей.

Глубоко ошибочна уверенность родителей в том, что они знают лучше, что нужно их ребёнку и имеют право «формировать» его.

Необходимо доверять естеству ребёнка и воспитывать в нём свободу отвечать за собственные дела и поступки.

Литература:

Ю.Б.Гипперейтер «Продолжаем общаться с ребёнком ТАК?».М «Астрель».2008.

К. Ушинский «Педагогическая антропология»

 Маргарита Спаньоло-Лобб  - энергетическая теория развития (лекция)

*Мониторинг воспитательного процесса 2010-2012 г.г., МОУ лицей №2, Крякина Л.А.  (на основе рекомендаций академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, авторы : П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, М.2003 г.)

Агрессивное поведение подростков.

1.      Понятие агрессивности, возрастные предпосылки её становления.

2.      Влияние врождённых особенностей и воспитания на становление агрессивного поведения.

3.      Виды агрессивности.

4.      Влияние особенностей подросткового возраста на агрессивность.

5.      Факторы внешней среды, способствующие агрессивному поведению подростков.

6.     Взгляды известных педагогов и психологов на проблемы воспитания, в т.ч. агрессивность подростков.

1.Понятие агрессивности, возрастные предпосылки её становления.

Хотя агрессия является естественным  атрибутом взросления, принято понимать под этим словом поведение, направленное на ущемление прав других людей, причинение вреда окружающим. Агрессия – понятие противоположное регрессии, т.е. «движение вперёд» против «движения назад». Появление агрессии связано с возрастом становления самости, т.е. 2-3 годами.

В своей энергетической теории развития Маргарита Спаньоло-Лобб описывает развитие ребёнка как путешествие от  слитности с матерью и  миром  к отделённости и становлению автономии.

В возрасте до 2 лет ребёнок впитывает много информации из внешнего мира, принимая  её такой, как она есть, т.к. критичности в этом возрасте ещё не существует. Вместе с ней ребёнок получает много энергии, которой  в какой-то момент  становится слишком много, и он  начинает испытывать потребность в возвращении энергии во внешний мир. Общение строится по принципу: «Сам такой». Теперь он проявляет законную агрессию, возвращая энергию, связанную с избыточным волнением, в мир.

Ему важно, чтобы близкий взрослый выдерживал его законную агрессию. Чтобы он относился к ней примерно так: « Ты маленький, а я большой и сильный, и я могу выдержать то, что ты тянешь меня за волосы и не пытаться наказать тебя за это». Если окружение не выдерживает агрессии, ребёнок  теряет к нему доверие, остаётся подавленным и одиноким.  Если  близкие удерживают  его энергию, то ребёнок чувствует всемогущество.   С того момента как ребёнок начинает доверять окружению, он начинает доверять себе. Если для мамы не страшно, что он  тянет её за волосы, то он может чувствовать себя сильнее, стоять на собственных ногах.

Личность появляется в возрасте трёх лет. В это время ребёнок  разделяет себя и окружающий мир. Он знает, кому принадлежит гнев: ему самому или другому человеку.

Но если он не завершил стадии законной агрессии, то  его  границы размыты и он чувствует, как чужой гнев проникает в его тело. Всё, что находится внутри него, может выйти наружу и то, что снаружи может проникнуть под его кожу и уничтожить его или сделать счастливым. И то и другое тревожно.

Процесс перехода от слитности к разделённости требует много заботы, иначе ребёнок будет находиться в тревоге. Забота создаёт границу, граница всегда создаётся внешней средой.

Пограничные нарушения являются следствием сверхподавления или сверхопеки  ребёнка взрослым, в ответ на которые он развивает потребность сохранить основную суть себя, и он развивает поведение, где его невозможно ухватить.

Пограничное поведение связано с  потребностью крепко держаться за ту самость, которая начала выстраиваться, но ей не дали. Человеку  необходимо очень крепко держаться за то, что он сумел построить, чтобы не уйти в психоз. У него трудно развивается способность к усвоению чужого опыта, потому что он воспринимает его как проникновение чего-то чужеродного внутрь себя.

В норме  у ребёнка формируется отношение базового доверия к миру, в противном случае - состояние базовой тревоги.

Если базовое доверие не сформировано, у человека возникает потребность в поисках состояний эмоционального принятия значимыми другими (любой ценой) и поиска состояний, свободных от базисной тревоги, т.е. состояния базового психологического комфорта и  расслабления. Эта потребность может быть рассмотрена как отправной пункт формирования зависимостей, особенно химических.

2.      Влияние врождённых особенностей и воспитания на становление агрессивного поведения.

Зафиксировавшись на поведении, диктуемом потребностью испытывать внешний мир на предмет удержания его агрессии, ребёнок приобретает навык агрессивного поведения.

Но над естественными агрессивными импульсами возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием.

Ребёнок учится контролировать свою агрессию, встречая одобрение или неодобрение родителей.  Его тревога при этом двояка: с одной стороны это страх наказания, с другой - боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишение их поддержки.

Постепенно нормы интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), и поведение регулируется совестью и (или) чувством вины или стыда, что не одно и то же. Совесть имеет критерий оценки высшего порядка, стыд же связан с оценкой окружения.

У некоторых людей от природы внутренний контроль формируется с трудом. В частности это зависит и от объёма лобных долей мозга, отвечающих за эмоционально - волевую регуляцию. Многие дети сегодня рождаются с минимальными мозговыми дисфункциями, что также создаёт трудности формирования произвольного поведения.

Если на физиологические причины накладывается педагогическая запущенность , ведущим может на всю жизнь остаться внешний контроль.  Тогда подчинение законам и  общественным требованиям осуществляется только из-за страха наказания  и материальных потерь.

Явление «эффекта толпы» основано на таком ослаблении контроля, который задаётся внешними рамками. Во время смуты, когда ослаблена власть, оковы внешнего контроля снимаются,  и агрессивные импульсы беспрепятственно выплёскиваются наружу.   Во время войны такой человек становится способен на бесчеловечные поступки, потому что ответственность за них незрелым разумом делегируется военным начальникам.

То же происходит и в подростковой компании. Заражённый настроением толпы, лишённый внешнего контроля, личностно незрелый подросток совершает то, от чего потом готов откреститься всеми правдами и неправдами, но уже поздно.

Развитие внутреннего контроля идёт с помощью процесса идентификации - стремления поступать, как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения (аналогично у животных такое следование за матерью называется импринтингом). Дети любят играть во взрослых, в т.ч. в семью. Но самим родителям в тех образцах поведения, которое воспроизводят их дети, нравится далеко не всё. Ведь человеку свойственно то, нелицеприятное, чего он не хочет видеть в себе, приписывать другому. Результатом этого часто бывает бурная реакция родителя на «дурное подражание» дитя.

Возникает порочный круг. Взрослый добивается «правильного» поведения оценкой, критикой, давлением, наказанием. Эти меры вызывают у ребёнка негативные эмоции. Взрослый раздражается, усиливает нажим. У ребёнка возрастают чувства обиды и ненависти, развивается  безразличие, лень, отвращение к родительскому влиянию и, наконец, открытое сопротивление.

На становление агрессивного поведения подростка во многом влияет стиль семейного воспитания, степень сплочённости семьи, близости с ребёнком, характер взаимоотношений братьев и сестёр, фильмы, игры, телепередачи, которые смотрит ребёнок. Ведь  многие из них помимо образцов агрессивного поведения являют собой ещё и образцы циничного отношения к человеку. Взять хотя бы то множество «юмористических» передач, которыми сегодня переполнено центральное телевидение.

3.      Виды агрессивности.

 Агрессивный ребёнок  противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно подростковому возрасту. Он хочет, чтобы от него отстали. И родители, уставшие от сопротивления, в конце концов отстают. Это приводит к тому, что такой ребёнок, не усваивая опыта взрослых, хуже социализируется. Его агрессивность приобретает различные формы в зависимости от его особенностей. В дальнейшем эти формы становятся чертами характера.

Аргессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм.

Если с физической и словесной агрессией всё понятно, то другие её формы имеют довольно скрытый характер.

Косвенная агрессия проявляется в актах вандализма, наблюдения за издевательствами, порчей имущества и одежды.

Раздражение и вечное недовольство тоже способно отравить жизнь окружающим и по природе своей агрессивно. Когда человек обижается на кого-то, он невольно заставляет того переживать чувство вины, часто неадекватной истинной провинности. Чрезмерная подозрительность проявляется нападками и критикой в адрес другого человека, а негативизм саморазрушителен, агрессия в этом случае направляется на самого себя.

Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости.

Так как базисными  потребностями  ребёнка является  свобода и самоопределение. воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

4.      Влияние особенностей подросткового возраста на агрессивность.

 

В подростковом возрасте увеличивается агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд обоснований объективного характера, биологического и психологического.

Наступает этап полового созревания,  и вместе с ним появляется неусидчивость, обидчивость, плаксивость, раздражительность. Подросток зачастую не понимает, что с ним происходит. Его тело меняется, голос становится грубее, появляются первичные и вторичные половые признаки. Он является как бы маргиналом – личностью на стыке двух субкультур, детской и взрослой.

Физически непропорциональные изменения тела порождают различные комплексы неполноценности. У кого-то «слишком» длинные руки, у кого-то очень тонкие или толстые ноги. Девочки в этом возрасте часто прибегают к изнурительным диетам, что само по себе аутоагрессивно и является разновидностью негативизма как отрицания собственной физиологии.

Подростковая неуклюжесть маскируется напускной развязностью, грубостью, беспечностью.

На психологическом уровне развивается новообразование - чувство взрослости. Всякое покушение на его взрослость - трагедия для подростка. В ответ он даёт острую агрессивную реакцию.

Если внутренняя агрессивность велика, но проявление её в семье строго карается или просто не может найти выхода, поведение приобретает форму буллинга – преднамеренного целенаправленного причинения вреда живым существам.

Тема превосходства и власти одних над другими вечна. В стаях животных аналогом человеческого буллинга является мобинг. Он направлен на выживание через захват власти.

Для человека такое «животное поведение» связано с расстройством самости. Он  знает, что делает плохо, но всё равно мучает другого. Такой подросток действует хладнокровно и сознательно - это отличает его поведение от поведения животного, основанного на инстинкте выживания. Запускают эти процессы в социуме дети с нарцистическим развитием, т.е. направленность любви только на себя уже имеет у них явно выраженную паталогическую форму. Если они говорят о раскаянии или просят прощения у своих жертв- то это, скорее всего, способ выйти сухим из воды.

Ещё Фрейд говорил, что  школа, являясь  местом, где собираются ещё незрелые личности,  должна показывать, как вести себя в различных ситуациях, в том числе в ситуации буллинга. Факты буллинга должны вовремя и грамотно распознаваться и становиться гласными. Их нельзя замалчивать и игнорировать, потому что они направлены на нарушение самооценки другой личности. Но, к сожалению, жертвами буллинга в школе становятся дети, подверженные подавлению  в своей собственной семье. Жертвы буллинга должны обладать мотивацией подобного с собой обращения.

5.      Факторы внешней среды, способствующие агрессивному поведению подростков.

 

К факторам, способствующим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей»  в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает – щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой  родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках – лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе  можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.

Вторым фактором, способствующим росту аргессивности среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради  удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей  и исчезает из жизни ребёнка навсегда.

Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром,  в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.

Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.

Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.

Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно - психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности *подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному  принадлежит негативному отношению к собственной душе.

Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков  на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.

А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель- психолог-врач». А  связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.

При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу .

6.     Взгляды известных педагогов и психологов на проблемы воспитания, в т.ч. агрессивность подростков.

Константин Ушинский , описывая причины упрямства детей , которое зачастую ведёт к агрессивному поведению советует родителям

- вести жизнь, не возбуждающую в ребёнке слишком сильных и сосредоточенных желаний

- удовлетворять всем законным требованиям ребёнка прежде, чем они перешли в сильное желание.

- доставлять ему возможности деятельности с минимальной помощью и постепенным делегированием ответственности

- не обещать лишнего и не обманывать

- отказывать решительно, разом и без колебаний, не меняя решения

- не отказывать в том, что можно дать или дозволить

- если упрямое желание проявилось, быстро переключить внимание или наказать

- воля воспитателя должна быть непоколебима как закон природы и, чтоб ему казалось столь же невозможным поколебать эту волю, как сдвинуть каменную стену

- не заваливать приказами и требованиями, предоставляя большую независимость, но немногие требования должны быть неизбежно выполнены, а невыполнение сопровождается наказанием с такой же точностью, как физические законы

- расположение духа воспитателя не должно иметь влияние на ребёнка,  приступая к ребёнку,  следует помнить, что он человек  другого мира и ему нет дела до наших забот, он человек будущего, которое принесёт ему свои заботы.

Александр Нилл советует

- снять принуждение, дать детям наиграться

- оказывать детям эмоциональную поддержку, одобрять всё, что они не любят в себе

Любовь к ребёнку есть его принятие. Накопление гнева и ненависти - вот причины общего неблагополучия детей.

Глубоко ошибочна уверенность родителей в том, что они знают лучше, что нужно их ребёнку и имеют право «формировать» его.

Необходимо доверять естеству ребёнка и воспитывать в нём свободу отвечать за собственные дела и поступки.

Литература:

Ю.Б.Гипперейтер «Продолжаем общаться с ребёнком ТАК?».М «Астрель».2008.

К. Ушинский «педагогическая антропология»

 Маргарита Спаньоло-Лобб  - энергетическая теория развития (лекция)

*Мониторинг воспитательного процесса 2010-2012 г.г., МОУ лицей №2, Крякина Л.А.  (на основе рекомендаций академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, авторы : П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, М.2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди котор...

Тема: «Агрессия подросткового возраста».

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение  родителей о причинах и особенностях  агрессивного поведения детей подросткового возраста...

Тема: «Агрессия подросткового возраста».

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение  родителей о причинах и особенностях  агрессивного поведения детей подросткового возраста...

"Семья и школа", "Детская агрессия", " Компьютер".

Данные презентации помогут классному руководителю в организации и провелении  продуктивного  родительского собрания....

подростковая агрессия

причины подростковой агрессии...

Презентация по теме "Агрессия. Виды агрессии"

Презентация по теме "Агрессия. Виды агрессии"...

Родителям на заметку: подростковый бунт – как сдерживать агрессию

Подростковая агрессия – это, как правило, выражение несогласия, «крик отчаяния». Не стоит думать, что поведение чада связано с ненавистью к родителям или желанием поиздеваться над ни...