Работа с классными руководителями
методическая разработка по теме

Смирнова Анастасия Викторовна

Лекция   «Содержание и формы работы с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_formy_raboty_s_roditelyami_dlya_kl_ruk.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Лекция

 «Содержание и формы работы с родителями»

 работа с классными руководителями

Методическая разработка социального педагога

А.В. Смирновой

г. Курганинск, х. Красное Поле,

 2013г

Содержание и формы работы с родителями

      Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого—педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

       Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

       -  родительские университеты;

       -  конференции;

       -  индивидуальные и тематические консультации;

       -  родительские собрания;

       -  тренинги.

      Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

      Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании подростков по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании подростков, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится весь техникум и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы техникума разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

       Тематика родительских конференций

 1.    Физическое здоровье подростка— залог успешности учебной деятельности.

 3.   Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.

 4.   Внутренняя и внешняя культура подростка. От чего она зависит?

 5.   Досуговая занятость учащегося

 6.   Права и обязанности подростка в семье, втехникуме, в социуме.

 7.   Культура общения с компьютером.

 8.   Книга и ее роль в жизни семьи.

 9.   Вредные привычки и как с ними бороться.

 10. Уже не дети, еще не взрослые.

 11. Половые различия и проблемы пола.

 12. Причины детских суицидов.

 13. Когда родители в разводе.

 14. Как избежать конфликтов в семье?

 15. Хорошие родители. Кто они?

 16. Система воспитательной работы в техникуме глазами родителе

       Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании подростка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии сами самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с подростком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультациию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

       Требования к проведению консультации

 1.   Консультация проводится по запросам родителей, подростка и классного руководителя.

 2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: учащегося, родителей, педагогов.

 3.   В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

 4.   Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

 5.   Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

 6.   В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в подростке и только потом говорить о проблемах.

 7.   В ходе консультации неуместно сравнивать учащихся друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

 8.   Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

 9.  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

 10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

      Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

       Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

       Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

       Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения подростков. Все сотрудники ОУ психологического центра: психологи, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

       Родительские собрания могут быть:

       - организационными;

       - текущими или тематическими;

       - итоговыми;

       - общешкольными и классными.

       Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы техникума с родителями и исходя из запросов родителей класса.

       Общетехникумовское родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общетехникумовского родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития техникумовского обучения в условиях реформирования ОУ. Однако общетехникумовские родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общешкольными родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею техникума, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию учащихся — победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией ОУ может стать общетехникумовское родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение учащихся ОУ. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

       Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей С техникумом является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

      Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

      Поскольку родители являются социальными заказчиками ОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в ОУ и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении техникумовской жизнью.

       Одной из форм участия родителей является деятельность техникумовского и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

       Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

       Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.

       Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в группе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

       Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды группы, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

       По рекомендации родительского комитета техникума некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.

       Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни группы. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный план работы МК классных руководителей 2012-2013 уч. год

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорет...

План работы семинара классных руководителей

Представлен План работы семинара классных рководителей в колледже...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

План работы МО классных руководителей 2023-2024уч.год

Совершенствование форм и методов воспитания в школе через повышение мастерства классного руководителя в соответствии с требованиями обновленных ФГОС и Федеральных Образовательных Программ. Совершенств...