список игр и упражнений для тренинга , направленных на формирование коллектива
материал по теме

Мошко Марина Владимировна

упражнения и игры для формирования коллектива с подробным описанием и вариантами проведения. подходит как для учебного коллектива, так и рабочего  коллектива, команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_formirovanie_kollektiva.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Летний дождь»

Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой.

Время проведения: 10 минут.

Ход работы:

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
  2. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.
  3. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
  1. положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
  2. потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
  3. теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
  4. вернитесь к фазе В;
  5. перейдите к фазе А;
  6. остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
  1. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
  2. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совер¬шают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Упражнение «Наши вопросы»

Цель: Снятие напряженности, создание групповой сплоченности.

На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует, но задать его в слух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Упражнение «Передай сигнал»

Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

Повторяется несколько раз.

Мы играем часто в похожую игру, которая называется "Почта", когда человек называет имя человека, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями. например: "Я посылаю это письмо Вите, потому что..." и называет какие-то положительные качества, комплименты или просто добрые слова поддержки в данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто-то из группы дает ответ.

Игра «Капля, речка, океан»

Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном.

Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Игра «Превращение кобры»

Серьезное испытание для отряда. Успех усиливает доверие и сплоченность отряда.

Игру лучше проводить в средних по размеру группах (двенадцать-четырнадцать человек).

Время проведения: 10-20 минут.

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Отряд становится в круг посередине комнаты. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего. Расскажите игрокам, что эта игра основана на старой бразильской легенде. Положение, в котором сейчас стоит отряд, называется «Стеклянная кобра». Оно символизирует народ. Стеклянная кобра разобьется на много кусков, но отдельные ее части снова соберутся вместе. И когда отдельные «фрагменты», слабые сами по себе, объединятся, они станут мощными и сильными, ибо в результате трудного процесса совместного роста превратятся в опасную кобру из стали.
  2. Участники закрывают глаза и с помощью рук исследуют спину стоящего впереди игрока, пытаясь запомнить свои ощущения. Впоследствии именно эти ощущения окажутся весьма полезными.
  3. Затем каждый отнимает руки и с закрытыми глазами покидает круг. В течение 1 минуты «осколки» стеклянной кобры бродят по комнате. (Обязательное условие: партнеры должны держать руки на уровни груди – это защитит их в случае возможных столкновений друг с другом.)
  4. Дайте сигнал к объединению. Не открывая глаз, группа пытается воссоздать круг в первоначальном виде. Чтобы игроки смогли расслабиться и, следовательно, выполнять упражнение с большей эффективностью, скажите им, что в этой игре нет временных ограничений. Как и в бразильской легенде, процесс появления стальной кобры может длиться достаточно долгое время.
  5. Подчеркните, что вы наблюдаете за действиями игроков. Помогите слишком далеко ушедшим «отдельно путешествующим» членам группы: осторожно верните их назад.

Вариант

Вместо круга постройте членов группы в ряд. Тогда выполнить задание будет немного легче.

Игра «Летний дождь»

Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой.

Время проведения: 10 минут.

Ход работы:

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
  2. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.
  3. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
  1. положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
  2. потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
  3. теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
  4. вернитесь к фазе В;
  5. перейдите к фазе А;
  6. остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
  1. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
  2. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совер¬шают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Упражнение «На доверии»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Ход упражнения.

Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.


Похожая есть игра, когда человек в кругу стоит ровно на прямых ногах, руки складывает на груди, с закрытыми глазами, группа осторожно начинает его качать из стороны в сторону. Если у человека есть доверие к группе, у него страх упасть будет минимальным. Затем группа осторожно также останавливает процесс. Человек открывает глаза и на него "обрушивается" теплый приятный дождик, то есть каждый из группы нежно прокатывает пальцами сверху вниз по телу человека.Ощущения обалденные! Затем рефлексия обязательная!


Боже упаси вас "пробовать" упасть на руки своих коллег. Это упражнение очень травмоопасное. Для того, чтобы его качественно выполнять, нужно очень тщательно инструктировать ловящих. Да и падающего тоже - он может от испуга непроизвольно изрядно "дать в глаз" ловящим. И 5-6 человек - недостаточно, особенно если падать с возвышения. Норма - минимум 8 чел.

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Игра «Самолетик»

4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список задач для он-лайн тренинга по ОИРТ на 1 семестр

Список задач для он-лайн тренинга по ОИРТ на 1 семестр по специальности 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов...

Список задач для он-лайн тренинга по ОИРТ на 2 семестр

Список задач для он-лайн тренинга по ОИРТ на 2 семестр по специальности 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов...

Инструкция для правильного выполнения упражнений общей физической направленности.

При проведении практических занятий, помимо решения основной задачи, необходимо обязательно включать разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке....

Упражнения и тренинги

В статье рассматривается тренинг как особая форма обучения, дается алгоритм работы в команде. Описаны виды упражнений тренинга: упражнения на развитие воображения, тренинг на развитие ...

Мастер-класс «Имитационный тренинг как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Умение анализировать, оценивать ситуацию и на этой основе принимать решения – неотъемлемое качество высококвалифицированного специалиста современного производств...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива и командообразование «Связаны одной целью»

Групповая сплоченность коллектива является необходимым условием продуктивной работы и способствует самораскрытию участников, поддержанию положительного психологического микроклимата. Групповой сплочен...