Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОДБ.06 Химия
методическая разработка на тему

Методические указания к выполнению лабораторных работ по химии для  обучающихся  составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 220703.03 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации, 072500.02  Ювелир, 261701.05 Мастер печатного дела, учебным планом и рабочими программами.

Лабораторные работы проводятся с целью закрепления, углубления и применения на практике имеющихся теоретических знаний, повышают познавательный интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и активизируют их учебную деятельность на уроках химии.  Данное пособие содержит комплекс заданий и вопросов, подробные указания для обучающихся по выполнению того или иного эксперимента, поэтому оно призвано помочь обучающимся сформировать необходимые исследовательские навыки, как общеучебные, так и специальные.

Методические указания включают в себя 12 лабораторных работ по разделам общей, неорганической и органической химии. Их выполнение не требует наличия дефицитных реактивов или сложного оборудования. Доступность, вариативность, превалирующая доля самостоятельности, возможность сочетания групповой и индивидуальной форм – отличительные черты предложенных лабораторных работ в данном методическом пособии.

Для каждой лабораторной работы данных методических указаний  определены цели работы, указаны реактивы и оборудование, приведена инструкция к выполнению работы. Перед началом каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности. По окончании каждого занятия обучающиеся составляют отчет, защищают работу и получают оценку. Критериями оценивания являются:

·     Соблюдение алгоритма выполнения задания

·     Соблюдение отведенного времени

·     Соблюдение ТБ

·     Содержание отчёта

·          Обоснование результата

Данные методические указания могут быть использованы и для организации лабораторных работ обучающихся экономических специальностей при изучении некоторых разделов курса естествознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

"Краевой колледж предпринимательства"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ОДБ.06.ХИМИЯ»

Специальность/профессия

072500.02 Ювелир

261701.05 Мастер печатного дела

220703.03  Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации

Пермь, 2014 г


Составитель :

Фуфачева Марина Сергеевна

преподаватель высшей категории

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________Г.В. Айзенштат

"_____"______________20_____г.

на заседании ЦМК

общеобразовательных дисциплин

№ протокола и дата заседания

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

№ протокола и дата заседания



Оглавление

Пояснительная записка        

Техника безопасности в лаборатории неорганической химии        

Лабораторная работа №1        

Лабораторная работа №2        

Лабораторная работа №3        

Лабораторная работа №4        

Лабораторная работа №5        

Лабораторная работа №6        

Лабораторная работа №7        

Лабораторная работа №8        

Лабораторная работа №9        

Лабораторная работа №10        

Лабораторная работа №11        

Лабораторная работа №12        

Список рекомендуемой литературы        


Пояснительная записка

Методические указания к выполнению лабораторных работ по химии для  обучающихся  составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 220703.03 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации, 072500.02  Ювелир, 261701.05 Мастер печатного дела, учебным планом и рабочими программами.

Лабораторные работы проводятся с целью закрепления, углубления и применения на практике имеющихся теоретических знаний, повышают познавательный интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и активизируют их учебную деятельность на уроках химии.  Данное пособие содержит комплекс заданий и вопросов, подробные указания для обучающихся по выполнению того или иного эксперимента, поэтому оно призвано помочь обучающимся сформировать необходимые исследовательские навыки, как общеучебные, так и специальные.

Методические указания включают в себя 12 лабораторных работ по разделам общей, неорганической и органической химии. Их выполнение не требует наличия дефицитных реактивов или сложного оборудования. Доступность, вариативность, превалирующая доля самостоятельности, возможность сочетания групповой и индивидуальной форм – отличительные черты предложенных лабораторных работ в данном методическом пособии.

Для каждой лабораторной работы данных методических указаний  определены цели работы, указаны реактивы и оборудование, приведена инструкция к выполнению работы. Перед началом каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности. По окончании каждого занятия обучающиеся составляют отчет, защищают работу и получают оценку. Критериями оценивания являются:

  • Соблюдение алгоритма выполнения задания
  • Соблюдение отведенного времени
  • Соблюдение ТБ
  • Содержание отчёта
  • Обоснование результата

Данные методические указания могут быть использованы и для организации лабораторных работ обучающихся экономических специальностей при изучении некоторых разделов курса естествознания.


Техника безопасности в лаборатории неорганической химии

  1.  Приступая к работе в лаборатории, обучающиеся должны ознакомиться с расположением средств пожаротушения и первой медицинской помощи.
  2.  При подготовке к лабораторной работе обучающиеся должны внимательно изучить  задание по  выполнению опытов, обратив особое внимание на правила, обеспечивающие безопасное выполнение работы, а также познакомиться со свойствами используемых в лаборатории веществ (огнеопасность, токсичность и т.д.).
  3.  При работе в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, аккуратность, быть внимательным, исключить попадание веществ на кожу и одежду, не трогать руками лицо и глаза, тщательно мыть руки с мылом.
  4.  В лаборатории не разрешается принимать пищу, пить воду из лабораторной посуды, пробовать вещества на вкус. Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя к себе пары или газ движением руки.
  5.   Категорически запрещается одному работать в лаборатории.
  6.   Нельзя проводить опыты в загрязненной посуде.  
  7.  При проведении работ с концентрированными кислотами всегда следует пользоваться защитными очками, резиновыми перчатками.
  8.  Работу с большинством органических веществ следует проводить  только в вытяжных шкафах или в хорошо проветриваемом помещении.
  9.  Остатки реактивов следует обезвреживать и сливать в специальные емкости для отходов.
  10.   При попадании кислот на кожу нужно быстро промыть пораженное место струей воды, а затем – 2-3 %-ным раствором соды. При ожоге едкими щелочами надо также хорошо промыть пораженное место водой,  а  затем – 2-3%-ным раствором уксусной кислоты. При  случайном попадании кислоты или щелочи в глаза тотчас промыть их большим количеством воды, а затем обработать тампоном, смоченным в растворе соды или борной кислоты, и вновь промыть водой.
  11.   В  случае  воспламенения  одежды  необходимо  немедленно  набросить  на  пострадавшего  халат, одеяло, пиджак и т.д. Ни в коем случае не давать ему бежать, так как это усиливает пламя. При возникновении пожара нужно сразу отключить вентиляцию и электроэнергию и принять меры к ликвидации загорания. При воспламенении эфира, бензола, бензина нельзя применять для тушения воду. В этих случаях пламя тушат песком или асбестовым одеялом.
  12.  При работе  со  стеклом и химической посудой необходимо  соблюдать правила предосторожности.  
  13.   Запрещается беспорядочно смешивать вещества и проводить какие-либо опыты, не связанные с программой обучения.
  14.   После выполнения опытов сдать реактивы, посуду и оборудование преподавателю.

Лабораторная работа №1

Химические свойства кислот

Цель: изучение общих химических свойств  кислот на примере серной и соляной кислот.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, 5% раствор серной кислоты,5% раствор соляной кислоты, цинк, медная проволока, оксид кальция,5% раствор гидроксида натрия, лакмус, метилоранж, карбонат натрия.

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы

1. Повторите правила техники безопасности при работе с кислотами.

2. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

3. Выполните опыты, ответьте на вопросы, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

4. Сформулируйте выводы, составьте отчёт по работе.

Опыт 1. Действие индикаторов на растворы кислот.

В две пробирки налейте  по 2-3мл разбавленных растворов серной и соляной кислот, добавьте 2-3 капли метилоранжа, пробирки взболтайте. Что наблюдаете? Аналогично проведите опыт с лакмусом. Свои наблюдения изложите в отчете.

Опыт 2. Взаимодействие кислот  с металлами.

В две пробирки налейте 2-3мл серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1-2 гранулы цинка. Пробирку слегка нагрейте. Что наблюдаете?

В другую пробирку опустите кусочек медной проволоки. Идет ли реакция в этом случае? Сделайте вывод об отношении серной  кислоты к металлам. Аналогично проведите опыт с раствором соляной кислоты. Составьте уравнения протекающих реакций.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

В две пробирки с 2мл растворов серной  и соляной кислот  добавьте на кончике шпателя сухого оксида кальция, взболтайте пробирки. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Реакции нейтрализации.

В пробирку с 2мл серной  кислоты добавьте 1-2 капли лакмуса, а затем добавьте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Повторите опыт с соляной кислотой. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнения реакций.

Опыт 5. Взаимодействие кислот с солями.

В две пробирки налейте 2-3мл серной и соляной кислот. Добавьте немного сухого карбоната натрия в каждую пробирку. Что наблюдаете? Составьте

уравнения реакций.

Лабораторная работа №2

Химические свойства оснований

Цель: изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, 5% раствор серной кислоты, алюминий, ,5% раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, сульфат меди(II).

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы

1. Повторите правила техники безопасности при работе с щелочами.

2. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

3. Выполните опыты, ответьте на вопросы, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

4. Сформулируйте выводы, составьте отчёт по работе.

Опыт 1. Действие индикаторов на растворы щелочей.

В пробирку налейте  2-3мл разбавленного раствора гидроксида натрия. добавьте 2-3 капли фенолфталеина, пробирку взболтайте. Что наблюдаете? Свои наблюдения изложите в отчете.

Опыт 2. Взаимодействие щелочей  с амфотерными металлами.

В пробирку налейте 2-3мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1-2 гранулы алюминия. Пробирку слегка нагрейте. Что наблюдаете?

Составьте уравнение протекающей реакции.

Опыт 3. Получение и свойства нерастворимых оснований.

В две пробирки  налейте по 2мл раствора сульфата меди (II).  Добавьте в каждую из пробирок 1-2мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Добавьте в одну из пробирок с полученным нерастворимым основанием 1-2мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Другую пробирку с нерастворимым основанием укрепите в пробиркодержателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций.

Опыт 4. Реакции нейтрализации.

В пробирку с 2мл гидроксида натрия добавьте 1-2 капли фенолфталеина, затем добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнение реакции.


Лабораторная работа №3

Химические свойства солей

Цель: изучение химических свойств  солей.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды; растворы  сульфата калия,хлорида алюминия, хлорида бария,сульфата меди(II), сульфата железа(II),5% раствор соляной кислоты, канцелярская скрепка, медная проволока,5% раствор гидроксида натрия, лакмус, метилоранж, карбонат натрия.

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы

1. Повторите правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

2. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

3. Выполните опыты, ответьте на вопросы, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

4. Сформулируйте выводы, составьте отчёт по работе.

Опыт 1. Действие индикаторов на растворы солей.

В чистые пробирки налейте  по 2-3мл разбавленных растворов сульфата калия, карбоната натрия, хлорида алюминия. Добавьте 2-3 капли метилоранжа, пробирки взболтайте. Что наблюдаете? Аналогично проведите опыт с лакмусом. Свои наблюдения изложите в отчете.

Опыт 2. Взаимодействие солей  с металлами.

В пробирку налейте 2-3мл раствора сульфата меди(II), добавьте канцелярскую скрепку. Что наблюдаете?

В другую пробирку налейте 2-3мл раствора сульфата железа(II), опустите кусочек медной проволоки. Идет ли реакция в этом случае? Сделайте выводы. Составьте уравнения протекающих реакций.

Опыт 3. Взаимодействие солей с кислотами.

В пробирку с 2мл раствора карбоната натрия  добавьте на 1-2мл раствора соляной кислоты. Взболтайте пробирку. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Взаимодействие солей со щелочами.

В пробирку с 2мл раствора хлорида алюминия добавьте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнение реакции.

Опыт 5. Взаимодействие солей с солями.

В пробирку налейте 2-3мл раствора сульфата меди(II). Добавьте 2-3мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте

уравнение реакции.

Лабораторная работа №4

Осуществление цепи превращений

Цель работы: выполнение ряда химических реакций, соответствующих заданной цепи превращений.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, ложка для сжигания веществ, Fe, Mg, CuO, HCl, Na2CO3, Al, MgCO3, NaOH, H2SO4, HNO3, Zn, Ca(OH)2. 

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы

Работа выполняется по вариантам малыми группами. В начале практического занятия повторите правила техники безопасности, обратите внимание на правила работы с кислотами и щелочами.

1. Назовите вещества, которые образуют данную цепь превращений.

2. Зная свойства классов веществ, предложите такие вещества, с помощью которых можно осуществить данные превращения. Предложенное вами вещество должно реагировать с участником цепи с получением продукта, указанным в данной цепи правее.

3. Осуществите данные превращения, обратите внимание на признаки каждой химической реакции.

4. Оформите отчет о проделанной работе. Составьте молекулярные уравнения реакций, указав их признаки. Сформулируйте вывод.

Задание I группе:

FeFeCl2Fe(OH)2FeSO4

Задание II группе:

MgMgOMg(NO3)2

MgCl2

Задание III группе:

CuOCuSO4Cu(OH)2CuCl2

Задание IV группе:

HClZnCl2Zn(OH)2ZnCl2

Задание V группе:

Na2CO3CO2CaCO3Ca(HCO3 )2          

Задание VI группе:

AlAl2(SO4)3Al(OH)3NaAlO2

Задание VII группе:

MgCO3MgCl2Mg(OH)2MgSO4

Лабораторная работа №5

Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз солей»

Цель работы: изучение явления гидролиза солей, определение pH среды их растворов.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», растворы лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, сухие соли - хлорид калия, сульфат аммония, карбонат натрия.

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы.

1.Приготовьте растворы выданных солей. Для этого возьмите сухую соль на конце шпателя, высыпьте её в химический стакан, прилейте 20мл дистиллированной воды и при непрерывном помешивании дождитесь образования прозрачного раствора.

2. В пластинку с углублениями поместите несколько капель раствора хлорида калия KCl в три углубления, добавьте в первую пробу 1-2 капли лакмуса, во вторую пробу -  1-2 капли метилоранжа, в третью пробу - 1-2 капли фенолфталеина. Определите по изменению окраски индикаторов характер среды хлорида калия.

3. Аналогично определите характер среды растворов сульфата аммония (NH4)2SO4 и карбоната натрия Na2CO3.

4. Сравните полученные данные.

Все исследуемые в работе вещества – растворы солей, сильных электролитов.

Проблема: Почему в разных растворах окраска индикаторов изменяется неодинаково?       

5. Составьте  уравнения гидролиза данных солей, объясните характер среды раствора каждой соли. Если вы испытываете затруднение при выполнении этого задания, обратитесь к лекционному материалу по данной теме или к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 11», §  , с.

6. Оформите отчёт по работе, сформулируйте выводы.

        


Лабораторная работа №6

Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

Цель работы: выяснить влияние различных факторов на скорость реакции.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, цинк в гранулах и порошке, магний и алюминий в гранулах, уксусная кислота, соляная кислота, раствор сульфата меди(II), поваренная соль сухая.

Время на выполнение работы: 1час

Последовательность выполнения работы.

1. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

2. Выполните опыты, ответьте на вопросы.

3. Составьте отчёт по работе, сформулируйте выводы, по результатам каждого опыта назовите факторы, влияющие на скорость реакций.

Опыт 1

    А) Проведите реакции взаимодействия цинка и магния с уксусной кислотой. В каком случае скорость реакции выше и почему?

     Б) Проведите реакции взаимодействия цинка с соляной и уксусной кислотами. В каком случае скорость реакции выше и почему?

Опыт 2

     Гранулу цинка опустите в пробирку с раствором соляной кислоты, смешанной с водой в соотношении 1:1. Другую гранулу цинка опустите в раствор соляной кислоты 1:2. Одинакова ли скорость реакции в первой и во второй пробирках и почему?

Опыт 3

      Две равные по объёму гранулы цинка поместите в две пробирки с соляной кислотой, одна из которых предварительно нагрета. По интенсивности выделения водорода сделайте вывод о скорости реакции.

Опыт 4

       В пробирку с 2 мл соляной кислоты опустите гранулу цинка. В другую пробирку с таким же объёмом соляной кислоты насыпьте такую же по массе навеску порошка цинка. В какой из пробирок скорость реакции выше и почему?

Опыт 5

        Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди(II) и поместите в каждую по грануле алюминия. Что наблюдаете? В одну из пробирок добавьте несколько кристалликов поваренной соли. Как изменилась скорость реакции?


Лабораторная работа №7

Общие химические свойства металлов.

Цель: изучить взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и солями.

Оборудование и реактивы: Al, I2, Mg, Zn, S, Na, Cu, HCl, H2SO4, HNO3, Pb, Fe, CuSO4, FeSO4, фарфоровая и стеклянная посуда, фенолфталеин, ложка для сжигания веществ, спиртовка.

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы.

1. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

2. Выполните опыты, ответьте на вопросы. Опыт 3 выполняет преподаватель.

3. Сформулируйте выводы, составьте отчёт по работе.

Опыт 1.В ложку для сжигания веществ поместите некоторое количество магниевой стружки и внесите её в пламя спиртовки. Что произошло? Составьте уравнение реакции.

Опыт 2.Смешайте порошкообразные цинк и серу в отношении 2:1, поместите в тигель и нагрейте в пламени спиртовки. Объясните происходящее явление с помощью уравнения реакции.

Опыт 3(демонстрация).

Пробирку с водой закрепляют в штативе. Под ней устанавливают чашку с песком. Опускают в пробирку очищенный кусочек натрия или кальция. Над пробиркой укрепляют перевёрнутую воронку. Выделяющийся водород поджигают у отверстия воронки. Когда реакция прекратится, в пробирку приливают несколько капель раствора фенолфталеина.

Опыт 4.В пробирку налейте немного воды. Аккуратно, с помощью широкой стеклянной трубочки присыпьте порошок магния. Идёт ли реакция? Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Какой газ выделяется? Составьте уравнение реакции.

Опыт 5.В две пробирки налейте немного раствора соляной кислоты. В первую пробирку опустите кусочек медной проволоки, во вторую – 2-3 гранулы цинка. Что наблюдаете? Объясните происходящее.

Опыт 6.Гранулу свинца поместите в пробирку. Добавьте в неё немного разбавленного раствора серной кислоты. Идёт ли реакция? Почему?

Опыт 7.Несколько мелко нарезанных кусочков медной проволоки опустите в пробирку с 3-4мл концентрированного раствора азотной кислоты. Что происходит? Составьте уравнение реакции.

Опыт 8.В пробирку с раствором медного купороса добавьте железную скрепку. В пробирку с раствором железного купороса добавьте медные стружки. Объясните данные явления.

Лабораторная работа №8

Качественное определение катионов металлов в растворах.

Цель: научиться определять катионы Ba2+, Al3+,Cu2+, Fe2+, Fe3+, Ca2+ в растворах с помощью качественных реакций.

Оборудование: набор веществ и лабораторной посуды.

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы.

1. Рассмотрите содержание приведённой ниже таблицы.

КАТИОН

РЕАКТИВ

ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

Ba2+

Сульфат-ион SO42-

Выпадение белого осадка BaSO4

Al3+

Щелочь, ОН-

Выпадение белого осадка Аl(OH)3 при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании.

Cu2+

Щелочь, ОН-

Выпадение синего осадка Сu(ОН)2

Ca2+

Карбонат-ион CO32-

Выпадение белого осадка CaCO3

Fe2+

Красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

Образование синего осадка («турнбулева синь») Fe3[Fe(CN)6]2

Fe3+

Жёлтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]

Роданид аммония NH4SCN

Образование темно-синего осадка («берлинская лазурь») Fe4[Fe(CN)6]3

Выпадение кроваво-красного осадка Fe(SCN)3

 2.Осуществите практически указанные качественные реакции на катионы металлов. Для этого среди выданных вам веществ найдите вещества, содержащие данные катионы металлов и вещества, которые являются на них реактивами. Если вещества выданы в сухом виде, растворите их в воде. Каждую реакцию проводите в отдельной сухой и чистой пробирке, отмечая её характерный признак.

3. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Оформите отчёт по работе.

Лабораторная работа №9

Качественное определение анионов в растворах.

Цель: научиться определять анионы SO42-, S2-, Cl-, Br-, I-, CO32-, SiO32- в растворах с помощью качественных реакций.

Оборудование: набор веществ и лабораторной посуды.

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы.

1.Рассмотрите содержание приведённой ниже таблицы.

Анион

РЕАКТИВ

ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

Сульфат-ион SO42-

Ba2+

Выпадение белого осадка BaSO4

Сульфид-ион S2-

Pb2+

Выпадение чёрного осадка PbS .

Хлорид-ион Cl-

Ag+

Выпадение белого творожистого осадка AgCl.

Бромид-ион Br-

Ag+

Выпадение желтовато- белого осадка AgBr.

Иодид-ион I-

Ag+

Образование жёлтого осадка AgI.

Карбонат-ион CO32-

Силикат-ион SiO32-

H+

CO2, H2O

Выделяется углекислый газ СО2, который нужно подтвердить, пропуская его через известковую воду. Известковая вода сначала мутнеет, потом становится прозрачной.

Образование белого студенистого осадка H2SiO3.

 2.Осуществите практически  качественные реакции на указанные анионы. Для этого среди выданных вам веществ найдите вещества, содержащие данные анионы и вещества, которые являются на них реактивами. Если вещества выданы в сухом виде, растворите их в воде. Каждую реакцию проводите в отдельной сухой и чистой пробирке, отмечая её характерный признак.

3. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Оформите отчёт по работе.


Лабораторная работа №10

Свойства уксусной кислоты.

Цель: изучение свойств уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, раствор уксусной кислоты, цинк, медная проволока, оксид кальция, раствор гидроксида натрия, лакмус, карбонат натрия, сульфат натрия, изоамиловый спирт, концентрированная серная кислота.

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы

1. Повторите правила техники безопасности при работе с кислотами.

2. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.

3. Выполните опыты, ответьте на вопросы, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Опыт 6 выполняет учитель.

4. Сформулируйте выводы, составьте отчёт по работе.

Опыт 1.

В пробирку налейте 2-3мл воды, добавьте 2-3 капли уксусной кислоты, пробирку взболтайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости уксусной кислоты в воде.

Опыт 2.

В две пробирки налейте 2-3мл уксусной кислоты. В первую пробирку добавьте 1-2 гранулы цинка. Пробирку слегка нагрейте. Что наблюдаете?

В другую пробирку опустите кусочек медной проволоки. Идет ли реакция в этом случае? Сделайте вывод об отношении уксусной кислоты к металлам. Составьте уравнение реакции уксусной кислоты с цинком.

Опыт 3.

В пробирку с 2мл уксусной кислоты добавьте на кончике шпателя сухого оксида кальция, взболтайте пробирку. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку с 2мл уксусной кислоты добавьте 1-2 капли лакмуса, а затем добавьте 1-2 мл раствора щелочи. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнение реакции.

Опыт 5.

В две пробирки налейте 2-3мл уксусной кислоты. В первую пробирку добавьте немного сухого карбоната натрия. В другую пробирку – немного сухого сульфата натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции уксусной кислоты с карбонатом натрия.

Опыт 6. Реакция этерификации.

В пробирку налейте 2мл изоамилового спирта, 2мл уксусной кислоты и 0,5мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой и нагреть на водяной бане несколько минут. После охлаждения в пробирку добавить несколько мл воды. Наблюдаем расслоение раствора. Выделяется слой изоамилового эфира уксусной кислоты с запахом грушевой эссенции.

Лабораторная работа №11

Распознавание органических веществ.

Цель: идентифицировать органические вещества с помощью качественных химических реакций.

Оборудование и реактивы: набор лабораторной посуды, спиртовки, индикаторы, этиловый спирт, муравьиная кислота, уксусная кислота, бензойная кислота, глицерин, глюкоза, сахароза, формальдегид, раствор яичного белка, крахмальный клейстер, анилин.

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы.

  1. Получите у учителя две пробирки без этикеток с органическими веществами, которые требуется идентифицировать, в соответствии с номером вашего варианта.
  2. Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки, используя лекционный материал по органической химии, справочные пособия и учебники.
  3. Только после одобрения вашего предложения учителем приступите к практическому распознаванию веществ.
  4. Оформите отчет по работе в произвольной форме.

Предлагаемые варианты работы:

Вариант 1: этиловый спирт и муравьиная кислота.

Вариант 2: глюкоза и глицерин в растворах.

Вариант 3: растворы формальдегида и белка.

Вариант 4: крахмальный клейстер и глицерин.

Вариант 5: растворы глюкозы и этилового спирта.

Вариант 6: растворы сахарозы и глюкозы.

Вариант 7: уксусная кислота и муравьиная кислота.

Вариант 8: формальдегид и муравьиная кислота.

Вариант 9: бензойная кислота и анилин.

Вариант 10: глюкоза и бензойная кислота.

Лабораторная работа №12

Свойства белков.

Цель: изучение свойств белков

Оборудование и реактивы: спиртовка, мерный цилиндр, две плоскодонные колбы объемом по 200мл, 10 пробирок, стеклянная палочка, яичный белок, поваренная соль, 0,5М раствор сульфата меди(II), раствор азотной кислоты(1:1), 10% раствор гидроксида натрия, 0,5М раствор сульфата аммония

Время на выполнение работы: 2часа

Последовательность выполнения работы

  1. Повторите основные правила техники безопасности при работе с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  2. Внимательно ознакомьтесь с описанием предложенных опытов.
  3. Приготовьте белковый раствор и выполните опыты по денатурации белков и цветные реакции: биуретовую и ксантопротеиновую.
  4. Составьте отчёт по работе.

Опыт 1. Приготовление раствора белка.

К 20-25мл яичного белка (примерно столько содержится в одном курином яйце) прилейте 100мл воды и добавьте немного поваренной соли. Раствор размешайте стеклянной палочкой.

Опыт 2. Денатурация белка.

А) В пробирку налейте 2-3мл раствора белка и нагрейте на пламени спиртовки до кипения в течение 30-60 секунд. Что наблюдаете? Охладите и добавьте 2мл воды. Обратимо ли наблюдаемое вами явление?

Б) К 3-4мл раствора белка добавьте столько же насыщенного раствора сульфата аммония, смесь встряхните. Что наблюдаете? Отлейте 1мл мутной жидкости и добавьте к ней 2-3мл воды, встряхните. Как называется такое явление?

В) К 3-4мл раствора белка добавьте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди(II)). Что наблюдаете? Прилейте к осадку 2мл воды при взбалтывании. Обратимо ли наблюдаемое вами явление?

Опыт 3. Цветные реакции на белки

А) Биуретовая реакция

К 2-3мл раствора белка добавьте равный объём раствора щёлочи и несколько капель слабого раствора сульфата меди(II). Что наблюдаете?

Б) Ксантопротеиновая реакция

К 1мл раствора белка добавьте 3-4 капли концентрированной азотной кислоты. Осторожно нагрейте смесь до кипения и поддерживайте его в течение 1-2 минут до изменения окраски осадка. После охлаждения смеси осторожно добавьте к ней 1-2мл концентрированного раствора щелочи.


Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., Просвещение, 2012.

2.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебное пособие для студентов сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М.: Просвещение, 2012.

3. .Ерохин Ю.М. Химия (учебник) – М.: Мастерство, 2011

Дополнительная

1.Ерохин Ю.М. Химия (учебник) – М.: Мастерство,2012

3. Ф.Г. Фельдман, Химия./. Фельдман, Ф.Г. Рудзитис Г.Е. М.: Просвещение, 2012.

4.Л.А. Цветков Органическая химия 10. М.: Просвещение 1991

5. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Данные методические указания предназначены для выполнения работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты" для специальности: 151901 Технология машиностроения...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Гражданский процесс»

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Гражданский процесс», для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения....

Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Гражданский процесс»

Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Гражданский процесс» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспече...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ для выполнения лабораторных работ обучающихся по дисциплине ОП.04 Техническая механика для специальности: 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

Методические указания  разработаны с учетом рабочей программы дисциплины ОП.04 Техническая механика по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. Лаборат...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Архитектура аппаратных средств» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Архитектура аппаратных средств» для специальности 09.02.07 «Информационные ...