Программа по внеурочной деятельности "Подсолнух".
рабочая программа

Хомяк Надежда Атласовна

Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников "Подсолнух". Главное направление программы - это проектная деятельность. По форме организации - работа игрового клуба. В основе работы клуба лежит тьюторская деятельность учащихся 9 - 12 лет. В результате учащиеся приобретут коммуникативные навыки и приобретут компьютерную грамотность. Программа разработата в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное    бюджетное   учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная  средняя школа №1»

Программа

 «Подсолнух»

Интеллектуально-игровой клуб

(внеурочная  деятельность для учащихся начальной школы)

Автор: Хомяк Надежда Атласовна

учитель начальных классов.

                                           г.п.Новоаганск -  2012/2013г.

ХМАО-Югра

 

…Дайте  же  детям  играть,  пока  игра  их  радует,  влечёт  к  себе и  вместе  с  тем  приносит  им  громадную  пользу!... Своей  игрой  они  служат  Отечеству!

Е.А.Покровский

              «Игра» - как  много  в  этом  звуке…  Отчётливо   выделяются  интонации веселья  и  радости,  доносятся  отголоски  праздника.  Даже  эхо  звучит  мажорно…

            Природа  игры  такова,  что  она  даёт  право  на  свободу  поведения  и  создаёт  атмосферу  общей  увлечённости.  Игровая  ситуация  позволяет  раскрыться  самым  неожиданным  качествам  человека.  Он  стремится  проявить  себя  с лучшей  стороны,  в  игре  он  имеет  возможность  стать  другим,  сломав  репутацию озорника, непоседы  или,  наоборот,  тихони.   Играя,  он  знакомиться  с  собой:  что  даётся  ему  легче,  в  какой  сфере  ему лучше  проявить себя?  В  игре  он имеет возможность с интересом выполнять то, что не её ему нередко даётся трудным, неинтересным. Игра, уча, дарит радость – и потому никакое воспитание не обходится без игры. Как  подсолнух  тянется  к  солнцу, идёт  за  солнцем, так и мы стремимся к светочу знаний, как  семечко  к  семечку плотными рядами стоят зёрнышки подсолнуха, так и мы плечо к плечу, в дружбе помогая  друг другу, познаём новое. Это девиз клуба, его законы. У Клуба есть свои атрибуты: эмблема, отличительный значок члена клуба, членский билет. Клуб живёт по своим  правилам. (Приложение1)

        Пояснительная записка

   Направленность программы. Программа «Подсолнух по содержанию и назначению является  учебно-познавательной, по организации – общедоступной, по времени реализации – годичной.

   Программа  «Подсолнух»составлена на основе методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования «Развитие у детей творческого мышления»(Курган2003) и «Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации»(Волгоград.2012г)

 При разработке программы за основу взяты требования к подготовке проектно-исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

  Новизна программы состоит в том, что рассчитана на детей разных интересов и творческих запросов,   разных возрастов  ( для детей младшего и среднего школьного возраста от 9 до 11 лет). В основе деятельности – тьюторские отношения. Вся деятельность клуба направлена на конечный результат: создание интеллектуальных игр с созданием медиапродукта (презентации).

    Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, читать, добывать необходимую информацию,

в итоге делают практически невозможным процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят своего роста в усвоении содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности и как правило, это приводит к снижению  мотивации к обучению;
  • подростки  не  находят  применения своим организаторским способностям, готовности сотрудничать с младшими товарищами.

     В  связи  с  этим ведущей идеей является совместная деятельность младщих школьников  и учащихся средних классов объединиться в интеллектуально-игровой клуб «Подсолнух», где  проектируя  учебно-познавательные игры, развить проектно-игровую деятельность.

 Педагогическая целесообразность программы                   

       Игровая деятельность – это та среда, откуда дети родом.  К  третьему классу у ребят уже есть опыт командных интеллектуальных игр таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»,  «Поле чудес». Но организованы игры и проведены для них учителем, педагогом-организатором.  А вот что, если всё сделать самим: придумать, создать, организовать и провести такую игру? Серию игр? Где  всё от начала и до конца придумываем сами! Нет опыта? Помогут старшие товарищи -тьюторы, группа учеников из шестого класса. Игры разрабатываются на разных учебных дисциплинах: литературное чтение, история, русский язык, краеведение, окружающий мир. На выходе получаем совместный медиапродукт – серию игр, и сами поиграем, и  с другими поделимся. Разновозрастной состав клуба поможет одним приобрести учебный проектный опыт. Другим  почувствовать уверенность, значимость своего вклада в интересное дело. В процессе совместной деятельности ученик научится самостоятельно выбирать, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать информацию. В результате выполнения поставленных задач приведёт к развитию познавательного интереса.

   Программа интеллектуального клуба  «Подсолнух» строится на следующих принципах:

  • приоритет интересов детей и подростков;
  • открытость для школьников;
  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических и игровых форм деятельности;
  • психологическая комфортность.

Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путём совершенствования его проектно-игровой деятельности в процессе  саморазвития.

Задачи:

  • углубить и расширить кругозор членов клуба;
  • развить в ребятах высокую активность, желание к творчеству, выдумке, фантазии, поиску новых знаний;
  • создавать собственный интеллектуальный продукт – игру;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
  • формировать навыки выполнения  презентации;
  • обучить способам сбора и первичной обработки информации;
  • формировать умение планировать свою работу над проектом;
  • формировать умение составлять отчёт о работе над проектом;
  • формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Отличия программы  

    Организация проектной - игровой  деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у  учащихся сформированы необходимые навыки и умения. В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Для продуктивной деятельности необходима особая готовность, лежащая в основе эффективных социально- интеллектуальных взаимодействий в процессе работы К ним относятся умение спрашивать, выяснять точки зрения, отстаивать точку зрения, умение договариваться, рассуждать, принимать решение. Программой клуба предусмотрены «Правила общения». В  процессе самооценочной и оценочной деятельности будет формироваться опыт содержательной оценки.

Игровые обязательства, добровольно принятые детьми и друг перед другом, обеспечит повышенное внимание  к материалам игры и работоспособность. Нехитрые правила: каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого-то и каждый перед кем-то, позаимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются  с работой над любым проектом игры. Творческая активность - главное условие наших занятий в клубе. Творческими называю потому, что каждый член клуба получит возможность создать такой привлекательный, современный результат. Который станет стимулом  для индивидуального и общего развития детей.

Возраст детей от 9 до 12 лет. Дети 9 лет способны первоначально на репродуктивном уровне, а потом и творческом  выполнять  поисковые проектные работы. Роль ребят 11-12 лет  это организаторская, обучающая, направляющая и стимулирующая помощь старших товарищей младшим друзьям.

Сроки реализации программы клуба 1 год.

Формы занятий:

По количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая и индивидуальная; по возрасту:  разновозрастная.

        Виды деятельности членов клуба: 

  • проектная- интеллектуальная;
  • игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил  клуба, составление и следование коллективно-выработанным правилам клуба; ролевая игра).
  • совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • творческая деятельность (учебное  творчество, конструирование, составление проекта игры).

Режим занятий:

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Продолжительность  занятия от 60 до 80  мин,  один  раз в  неделю.

Ожидаемые результаты программы

Члены клуба будет знать:

  • основные особенности проектной деятельности;
  • правила выбора темы работы;
  • правила успешной презентации.

Члены клуба будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему проекта- игры;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении проекта – игры;
  • выделять  главное и второстепенное в собранном  материале;
  • классифицировать материал;
  • ранжировать выдвигаемые идеи;
  • предлагать материалы относительно проекта – игры;
  • делать выводы;
  • презентовать свою работу.

Члены клуба смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор;

Члены клуба способны проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу общественности.

            Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам работы проходит в виде защиты игры: где члены клуба выступают как члены игровых команд. Игра проходит в присутствии гостей клуба: родителей, учителей, учащихся. По итогам просмотра игры происходит обсуждение оригинальности замысла, презентация и вовлечение в игру других учащихся, реклама.  Проекты самых интересных игр выкладываются на педагогических сайтах в сети интерна.

         Содержание программы.

1.Вводное занятие – 2 часа.

Знакомство с правилами клуба, с правилами дружбы, игры «Знакомство».

Вступление в членство клуба.

Волшебные науки. Викторины, ребусы.

2. Волшебница – наука. Литература – 6 часов.

Теория: любимые детские писатели,  литературные герой, жанры, фольклор.

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: а).разработка проекта игры, определение блоков игры(«Знаменитые имена», «Загадки Бабы Яги», «Вопросы от команды», «Непростые вопросы от тьюторов»); распределительная работа по сбору литературного материала (работа с книгой)и иллюстративных материалов(интернет). Самостоятельный  поиск материалов;

б).отбор материалов для игры, составление правил игры;

в).составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры;

г).игра  «Эрудиты. Город Мудрецов»

3. Волшебница – наука. Русский язык – 6ч.

Теория: пословицы, игры со словами.

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: а).разработка проекта игры, определение блоков игры («Знатоки русского языка», «Требуется ремонт», «Старый, старый русский язык», «Шарады», «С русского на русский»- от тьюторов); распределительная работа по сбору языкового  (работа с книгой)и иллюстративных материалов(интернет). Самостоятельный  поиск материалов;

б).отбор материалов для игры, составление правил игры;

в).составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры;

г).игра  «Эрудиты. Грамматик».

4. Волшебница – наука. Краеведение – 6 часов.

Теория: символы округа, обиход народов ханты, животный и растительный мир края, экология края.

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: а).разработка проекта игры, определение блоков игры («Символика» - от тьюторов, »Культура  Югры», «Животный мир», «Растительный мир», «Экология» ); распределительная работа по сбору языкового  (работа с книгой)и иллюстративных материалов(интернет). Самостоятельный  поиск материалов;

б).отбор материалов для игры, составление правил игры;

в).составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры;

г).игра  «Эрудиты. Краеведение».

5. Путешествие  по наукам – 6 часов.

Теория: история, литература, русский язык, математика, природоведение..

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: а).разработка проекта игры, определение блоков игры («История», («Литература», «Русский язык», «Математика», «Природа» - от тьюторов ); распределительная работа по сбору языкового  (работа с книгой)и иллюстративных материалов(интернет). Самостоятельный  поиск материалов;

б). отбор материалов для игры, составление правил игры;

в).составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры;

г).игра  «Эрудиты. Путешествие по наукам».

6. Конкурсная Итоговая игра – 6 часов.

Для итоговой  игры  выбираются любимые дисциплины и самые интересные блоки игр.

Теория: история, литература, математика.

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: а).разработка проекта игры, определение блоков игры («С истории по нитке», «Загадки», «Ты- мне, я - тебе», «Смешные вопросы» - от тьютеров» - от тьюторов «Заморочки из сундучка» - от учителя); распределительная работа по сбору языкового  (работа с книгой)и иллюстративных материалов(интернет). Самостоятельный  поиск материалов;

б). отбор материалов для игры, составление правил игры;

в).составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры;

г).игра  «Эрудиты. Итоговая игра».

7.Итогвые занятия. Супер-пятёрка.  2 часа.

Подведение итогов работы клуба. Оценка и самооценка своей деятельности в работе клуба. Заполнение листа оценки в личном «Портфолио» (Приложение 3).  Вручение удостоверений  «Юный тьютор».

                                 

                                                Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество

часов

В том числе:

Теорет.

Практ.

Итог

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Волшебница – наука.

Литература.

6

1

4

1

3.

Волшебница – наука.

Русский язык.

6

1

4

1

4.

Волшебница – наука.

Краеведение.

6

1

4

1

5.

Путешествие  по наукам.

6

1

4

1

6.

Конкурсная Итоговая игра.

6

1

4

1

7.

Супер-пятёрка. Итоговые занятия

2

1

1

                           

                         

Литература

1.В,С,Гончаров, Л.А.Петунана «Развитие у детей творческого мышления»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Кургае 2003г.

2.М.Ю,Шатилова, Н.И.Селезнёва»Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации»Волгоград 2012г.

3.В.М.Букатов, А.П.Ершова «Хрестоматия игровых приёмов обучения»Москва «Первое сентября» 2001г.

4.Гурин Ю, «Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников»Санкт-Петербург.2010г.

5. Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

6. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404

Приложение 1

Символы клуба «Подсолнух»

                                                                    IMG_0188IMG_2338

IMG_2355

                                                                             

      Фото их жизни клуба                                                              

        IMG_0134       

D:\Мои документы\кинг\я граждан\IMG_0111.JPGD:\Мои документы\кинг\я граждан\IMG_0144.JPG

Приложение 2

Методические рекомендации

В основе работы клуба лежит метод проектов. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль тьюторов при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

- Помогает, направляет при принятии решения. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Помогает, направляет выстраивать систему взаимоотношений с людьми.

- Помогает, направляет в оценивании. 

-Передаёт конкретный опыт при создании медиапродукта к игре.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся

оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В пути предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное  отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

Приложение 3

Этапы работы над проектом - игрой

1. Поисковый

- Определение темы проекта - игры.

- Определение  поля проекта - игры.

- Постановка цели проекта - игры.

2. Аналитический

- Анализ имеющейся информации.

- Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Анализ ресурсов

3. Практический

- Выполнение запланированных технологических операций.

- Текущий контроль качества.

- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

- Подготовка презентационных материалов.
- Презентация проекта (игра).

-Изучение возможностей использования результатов проекта (реклама среди других классов начальной школы, выставление на сайтах).

5. Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка качества выполнения проекта.

Можно скачать по ссылке

http://www.proshkolu.ru/user/77864017503/

Приложение 4

Медиапродукт – игра «Город Мудрецов»

Приложение 5

Медиапродукт – игра «Грамматик»

Приложение 6

Медиапродукт – игра «Краеведы»

Приложение 7

Медиапродукт – игра «Путешествие по наукам»

Приложение 8

Медиапродукт – «Итоговая игра»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392»                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».

нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...