Конспект самоподготовки " В гостях у осени"
учебно-методический материал на тему

Ознакомление учащихся с осенними изменениями в живой и не живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект самоподготовки502.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект самоподготовки

по окружающему миру

«В гостях у осени».

Автор: Круговая Оксана Николаевна

Должность автора: воспитатель

Цель занятия: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.

Задачи занятия:

1.Дать представления об изменениях в жизни растений и птиц осенью.

2.Учить обобщать собственный жизненный опыт и привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

3.Продолжать формирование элементов экологической культуры.

4.Воспитание эмоциональной адекватности, эстетического чувства, экологически грамотное поведение в природе.  

5.Коррекция звуковой стороны речи.

6.Формирование аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование и наглядность: карточки с заданиями для парной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, диск с презентацией к уроку.

Ход занятия:

1.Орг.момент (слайд1)

(учитель) Вот и прозвенел звонок, началось занятие.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

- Здравствуйте, ребята. На ваших партах лежат сигнальные карточки, на которых изображены с одной стороны солнышко, с другой - тучка. Покажите мне рисунок, который соответствует вашему настроению. Хотелось, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца занятия.

2.Сообщение темы и цели занятия

- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к природе с симпатичным другом – Тишкой. Будем стараться подружиться  с природой, откроем новые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать, научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-внимательность,

А поможет нам узнать – наша любознательность.

Сначала узнаем кто такой Тишка, разгадав загадку.

Бежит между елками живой клубок с иголками.

Вдруг волк навстречу появился, клубочек вмиг остановился.

Свернулся и не видно ножек

                Скажите, кто же это …..?  (ёжик)(слайд2)

3.Работа с календарем природы (слайд3)

- А Тишка уже начал путешествовать (на доске рисунок ежика и схема, на которой отмечаем погоду).

-Какое сейчас время года?

- Назовите осенние месяцы.

-Какой день недели?

-Какая сегодня погода?

- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы?

календарь природы

-Какие изменения происходят в живой природе?

- Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и как меняется природа за три осенних месяца. Ваша задача внимательно слушать меня, своих друзей, отвечать на поставленные вопросы только полными предложениями, т.е. давать полные ответы. Быть послушными и активными.

4.Актуализация знаний

-Какие времена года вы знаете? (слайд4)

-Чем ребята заняты летом, весной, зимой.

-Какое время года показано на слайде (слайд5).

-Почему вы так решили, что это осень?

-Назовите осенние месяцы? (слайд6)

5.Изучение нового материала

-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится?

«Осенний клад»

Падают с ветки желтые монетки…..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая дарит листья не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

И всем подряд.

                                        И. Пивоварова

Какой становится лес?

Вывод: листья становятся желтыми и красными (слайд7).

-Что происходит дальше? (листопад)

Вот на ветке лист клиновый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Поработали мы дружно.

Отдохнуть немножко нужно!

6.Физминутка

Мы листочки осенние, на веточки сидим.

Дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, закружились

И на землю приземлились.

Мы говорили о листиках в стихотворениях и теперь следующее задание.

7.Игра

-Тишка предлагает игру. Нужно составить словосочетания.

Лист березы- березовый лист        У сосны и ели есть листья?(да, иголки)

Лист осины-…………………        Иголки сосны-……сосновые

Лист дуба-………………….          Иголки ели-…………………

Вывод:

-Посмотрите внимательно на экран. Какие изменения в природе происходят в начале, в конце осени? (слайд8)

-Что можно сказать о температуре воздуха?

- Как она поменялась?

-Осадки?

-Реки, озера?

-Еще одним признаком осени можно назвать появление и сбор грибов. Всем известно, что осень - это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь их отличать.

-Тишка предлагает игру «Собери грибы» (слайд9).

8.Физминутка

Тишка шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

1-грибок, 2-грибок, 3-грибок

Положил их в кузовок.

-А теперь обратимся к живой природе. Какие изменения происходят жизни животных и птиц. Это тоже является признаками осени.

-Что происходит с насекомыми? (слайд10)

-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)

-Погибают? (бабочки)

-Закапываются поглубже в землю? (жуки)

-Как ведут себя птицы? (многие улетают в теплые края)

-Как вы думаете зачем?

-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные-ласточки, гуси, аисты, лебеди, скворцы, жаворонки) (слайд11)

-Как можно помочь зимующим птицам? (дятел, снегирь, голубь, синица, воробей)

9.Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

-Еще одна примета - изменение  окраски шерсти у животных. Зачем они это делают?

-Тишка предлагает послушать загадки и определить название животных (слайд12).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу, в дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

За деревьями кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало- нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

У косого  нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от холода – кора.

(заяц)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.

(медведь)

- А как вы думаете, где будет зимовать наш друг - Тишка? (зарывается в листья и спит до весны).

10.Закрепление

-По каким признакам мы узнаем, что наступила осень?

-Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени.

Дети работают по карточкам в парах.

Стало холоднее.                  Стало теплее.

День уменьшается.             День увеличивается.

Река замерзает.                    Лед на реке тает.

Листья распускаются.         Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.         Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.                     Появляются почки на деревьях.

Вывод:

11.Итог занятия

-О каких признаках осени мы говорили на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Работа с сигнальными карточками (настроение у детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности сюжетного характера " Осеннее путешествие"

Конспект совместной деятельности сюжетного характера на свежем воздухе с детьми подготовительной к школе группы " Осеннее путешествие"...

конспект проведения самоподготовки в 5 классе

                                         Самоподготовка. Цель: воспитывать умение р...

Открытое мероприятие "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление детей с прекрасным временем года-осень!...

Открытое мероприятие "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление детей с прекрасным временем года-осень!...

Конспект интегрированного занятия по теме «Осеннее дерево».

                                                      ...

Конспект занятия «В гости к нам пришла зима!»

Цель занятия:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, лиса, еж); показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой; развивать умение логически верно...