Методические рекомендации по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся
методическая разработка по теме

Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения  на старшей ступени общего образования, создающая условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001г. № 196, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего, утверждённой  приказом Министерством образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783, Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерством образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

Цель методических рекомендаций: повысить эффективность деятельности педагогов техникума при реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Методические рекомендации раскрывают особенности организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов на базе ГБОУ СПО СО «КУМТ», как системы педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение «Каменск-Уральский многопрофильный техникум»

УТВЕРЖДЕНО

Решением методического объединения преподавателей общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки

ГАОУ СПО СО «КУМТ»

№_____ от___________2012г.

Методические  рекомендации                                                по реализации элективных курсов                                                             предпрофильной подготовки и профильного обучения                        обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Каменска-Уральского                                                                                         на базе  ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский многопрофильный техникум»

г.Каменск-Уральский, 2012

Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения  на старшей ступени общего образования, создающая условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001г. № 196, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего, утверждённой  приказом Министерством образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783, Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерством образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

Цель методических рекомендаций: повысить эффективность деятельности педагогов техникума при реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Методические рекомендации раскрывают особенности организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов на базе ГАОУ СПО СО «КУМТ», как системы педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся.

В «Каменск-Уральском многопрофильном техникуме», который на протяжении нескольких лет являлся экспериментальной,  базовой площадкой  ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» по внедрению профильного обучения, реализуется программный проект  «Модель организации предпрофильной подготовки и профильного обучения» учащихся 9-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений г.Каменска-Уральского» (период реализации программного проекта – 2010 -2014 гг.),   основные  положения которого, разрабатывались и внедрялись на основе преемственности с «Программой организации и внедрения предпрофильной и профильной подготовки на базе ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский политехнический лицей» с 2006 года.

Цель и задачи программного проекта по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения:

Цель программы: создание комплекса условий для профессионального самоопределения выпускников основной школы, расширения  возможности социализации учащихся, обеспечения  преемственности между общим и профессиональным образованием для  более эффективной  готовности выпускников школы к освоению программ профессионального образования.

Задачи:

  • совершенствовать  условия и механизмы осуществления  предпрофильной подготовки и профильного  обучения в рамках образовательного учреждения;
  • обеспечивать своевременное и качественное информирование участников проекта;
  • осуществлять мониторинг реализации программного проекта и определять  его эффективность;
  • способствовать развитию профессионализма педагогических и руководящих работников лицея;
  • использовать результативные методы мотивации участников проекта;
  • обеспечивать  научно-методическую поддержку проекта;
  • осуществлять деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

Состояние участников программного проекта:

для участия в проекте привлекаются высококвалифицированные педагогические работники:

- первой  и высшей квалификационной категории;

-  имеющие опыт успешной работы по разработке и реализации курсов предпрофильной подготовки;

- обладающие положительным опытом инновационной деятельности, в том числе по внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий;

-  пользующиеся у обучающихся лицея авторитетом и уважением.

Все работники, привлекаемых к проекту, имеют ясное и полное  представление о содержании проекта в целом или того участка деятельности который им поручен, это выражается в активной педагогической, авторской позиции педагогов, своевременном и качественном выполнении возложенных на них задач.

Содержание деятельности коллектива в период реализации программного проекта  (структурный план):

Таблица 1

Задача

Содержание деятельности

Обеспечение

Планируемый результат

Совершенствовать  комплекс организационных условий

Назначение или продление полномочий ответственного за создание и функционирование  систем предпрофильного и профильного обучения

Обсуждение и пролонгация  организационного механизма по реализации  системы предпрофильной подготовки и профильного обучения

Подготовка и издание распорядительных документов, определяющих  состав рабочей группы и регламентирующих  ее работу

Продуктивная, качественная деятельность ответственного в предыдущий период

Федеральные нормативные документы регламентирующие данный вид образовательной деятельности

Федеральные нормативные документы, структура управления проектом внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения

Приказ директора о назначении ответственного за создание и функционирование  систем предпрофильного и профильного обучения на уч.год

Структура управления проектом

Пакет локальных нормативно-правовых документов регламентирующих проведение  предпрофильной подготовки и профильного обучения

Обеспечить своевременное и качественное информирование участников проекта

Информирование членов педагогического коллектива о проекте в целом, и конкретных задачах отдельных участников проекта в отдельности

Подготовка информационных материалов для учащихся школ и их родителей по перспективным направлениям обучения;

Периодическое ознакомление   членов педагогического коллектива с результатами работы по организации предпрофильного обучения в текущем учебном году.

Инструктивно-методическое    совещание «Направление и перспективы  развития межсетевого взаимодействия»

Заседание рабочей группы

ПК, прикладные программы

Дупликатор

Расходные материалы

Регулярные отчеты членов рабочей группы

на инструктивно-методических совещаниях;

План-график педагогических советов и ИМС

Большая часть педагогического коллектива ознакомлена с целями и задачами проекта

Участники рабочей группы имеют четкое представление  о проекте и своей деятельности в контексте его выполнения

Набор рекламных флаеров, мультимедийных презентации, буклетов

Открытое предъявление педагогическому коллективу результатов деятельности, формирование ценностного отношения и готовности педагогов к инновации

Способствовать развитию профессионализма педагогических и руководящих работников лицея  

Актуализация знаний педагогов  по разработке программ элективных курсов, оценки их качества;

Систематизация  деятельности педагогов в направлении эффективного использования технологий преподавания элективных курсов

Методический семинар по обсуждению требований к составлению программ элективных курсов

Методические рекомендации по составлению программ элективных курсов

Методический семинар «Оптимизация учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных педагогических технологий»

Аналитические материалы по итогам семинара

Комплект учебно-методических материалов по организации и проведению эксперимента

Разработки планов уроков с использованием элементов современных педагогических технологий

Использовать результативные методы мотивации участников проекта

Корригирование  системы мотивации и  системы показателей  оценки труда педагогов, занятых в системе профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Осуществление  системы контроля  реализации программного проекта

 Комплекс методических мероприятий направленных на собственное развитие педагогов

График педагогических советов и ИМС лицея

Система морального поощрения работников

Критериально-оценочная система профессионального роста педагогов

Публичное признание достижений участников рабочей группы, через  издание приказов, представления к награждению.

Осуществление процедуры контроля обеспечивает качественное проведение мероприятий

Обеспечить научно-методическую поддержку проекта

Коррекция  типового комплекта учебно-методических материалов по организации и проведению профильного обучения и  предпрофильной подготовки

Индивидуальные консультации членов рабочих групп по модернизации  данного программного проекта

Оказание помощи в подборе востребованной специальной литературы

Оказание  помощи по поиску необходимой информации среди ресурсов сети «Интернет»

Внутренняя экспертиза программ профильной подготовки и предпрофильного обучения, разработанных педагогами техникума

Пакет  федеральных  и локальных нормативно-правовых документов регламентирующих проведение  предпрофильной подготовки и профильного обучения

Методические рекомендации по составлению программ элективных курсов

УМК прошедший внутреннюю и внешнюю экспертизу, касающийся содержания и организации профильного обучения и предпрофильной подготовки

Участники рабочей группы имеют четкое представление  о своей деятельности в контексте осуществления программы

Осуществлять деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

Утверждение программ учебных курсов предпрофильной подготовки.

Осуществление образовательной деятельности по заявленным программам  предпрофильной подготовки

Программы учебных курсов  предпрофильной подготовки

Продуктивная        деятельность коллектива по реализации программ предпрофильной подготовки

Утвержденные программы учебных курсов  предпрофильной подготовки

Освоение программ предпрофильной подготовки подтвержденное свидетельством об окончании курсов

Целевые индикаторы реализации программного проекта:

Таблица 2

Целевой  индикатор

Единицы измерения

Значение целевого индикатора

2009 -2010 базовый

2010-2011

2011-2012

2012-2013*

2013-2014*

Количество МОУ, участников сетевого взаимодействия

абсолютный показатель

4

9

10-12

15

15

Количество учащихся освоивших программы эл.курсов

абсолютный показатель

41 чел.

131

120

150

150

Количество эл. курсов предложенных к реализации

абсолютный показатель

2

4

3

4

4

Количество программ эл. курсов прошедших внешнюю экспертизу

абсолютный показатель

2

4

3

4

4

Доля высококатегорированных педагогов участников проекта

проценты

100

80

100

100

100

Кабинеты и лаборатории, отвечающие современным требованиям организации образовательного процесса

проценты

75

82

90

100

100

Удовлетворенность учащихся организацией образовательного процесса в рамках элективных курсов (результат анкетирования)

проценты

100

100

100

100

100

*запланированные показатели

Ожидаемый результат реализации программного проекта  предпрофильной подготовки и профильного обучения на период 2009 – 2014 гг.

Реализация данного программного проекта должна способствовать:

  • выявлению интересов, склонностей и способностей обучающихся и формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля на следующей ступени обучения;
  • оказанию психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
  • развитию широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формированию у обучающихся умения объективно оценивать свои способности к обучению и принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления  образования, пути получения профессии.
  • обеспечению осознанного выбора учащимися старшей школы профиля обучения учитывая их особенности и способности, создавать условия для социальной адаптации выпускников основной школы, формировать навыки самообразования, саморазвития и самореализации;
  • развитию модели сетевого взаимодействия техникума и муниципальных образовательных учреждений на основе сотрудничества и взаимодействия,  для более эффективного имиджирования, рекламы образовательного учреждения и основных профессиональных образовательных программ, реализуемых техникумом,  привлечения обучающихся.

Учебный план предпрофильной подготовки

 Учебный план предпрофильной подготовки формируется в пределах часов, компонента  муниципального образовательного учреждения и является составной частью учебного плана  муниципального образовательного учреждения.

При организации предпрофильной подготовки осуществляется деление классов на группы. Группы могут комплектоваться обучающимися из различных классов, в том числе из различных образовательных учреждений, в рамках сетевого взаимодействия, на период освоения содержания отдельного курса. Количество обучающихся в одной группе при проведении курсов по выбору должно быть от 5 до 20 человек.

Предпрофильная подготовка осуществляется через:

-        организацию курсов по выбору (элективных курсов);

-        информационную работу и профильную ориентацию.

Организация работы элективных курсов

 Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), делятся на два вида:

 Предметные - содержание и форма организации этих курсов направлены на расширение знаний обучающегося по тому или иному учебному предмету.

Задачи курсов данного вида:

-        реализация личных познавательных интересов обучающихся в выбранной  образовательной области;

-        уточнение готовности и способности обучающегося осваивать выбранный предмет на профильном уровне;

-        создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации (в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения на III ступени обучения);

формирование у учащихся умений и способов деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность).

Содержание курсов:

Программы курсов по выбору включают углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

 Межпредметные (ориентационные) - занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения на III ступени обучения. Эти курсы организуются в виде учебных модулей и являются относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Задачи курсов данного вида:

-        создание условий для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов обучающихся;

-        поддержка мотивации ученика, способствующая внутрипрофильной специализации;

-        формирование у учащихся умений и способов деятельности для решения практических задач (учебные практики, проектная технология, исследовательская деятельность и др).

Содержание курсов:

Программы курсов предполагают выход за рамки учебных предметов Базисного учебного плана. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, с методами решения проблем и задач в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (групповая, проектно-исследовательская и т.д.).

Программное обеспечение элективных курсов.

Реализация содержания предпрофильной подготовки обеспечивается программами, рекомендованными и допущенными Министерством образования и науки РФ, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области; авторскими программами; программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно. Программы, разработанные образовательным учреждением самостоятельно должны соответствовать существующим требованиям (содержать пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, тематический  план, список литературы). Программы должны пройти экспертизу в Экспертном совете Управления образования и быть утверждены педагогическим советом образовательного учреждения.

 Методическое и дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:

  • пособия для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу;
  • систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;
  • оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
  • педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки учителей города, области и т.д.).

Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному специалистами УО г.Каменска-Уральского на основе сетевого взаимодействия,  с которым учащиеся знакомятся за три дня до их начала. Учащиеся могут изучать курсы  в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программ. При организация учебного процесса используются различные инновационные методы: метод проектов, модульная технология, исследовательские методы и др.

Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после его окончания в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся и формами контроля, указанными в программе элективного курса. Данные результаты заносятся в журнал элективных курсов педагогом или специалистом, ведущим курс.

Эффективность преподавания  элективного курса может быть подтверждена:

  • анализом отметок по предметам, связанным с элективным курсом;
  • количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
  • проведением анкетирования обучающихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников занятиями;

Достижения учащихся на элективных курсах заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио.

По результатам курсов учащиеся получают «Свидетельство об окончании элективного курса», которое регистрируется в книге учета свидетельств об окончании элективных
курсов. «Свидетельство об окончании элективного курса» размещается в портфолио каждого учащегося.

Для организации предпрофильной подготовки используются:

  • деление классов на группы при организации курсов по выбору;
  • привлечение к преподаванию курсов предпрофильной подготовки  педагогических работников и специалистов начального профессионального образования;
  • использование современных информационных и коммуникационных технологий (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);
  • использование практики экстерната.

Информационная работа и профильная ориентация

Информационная работа реализуется через организованное знакомство учащихся 9-х классов с образовательными учреждениями города (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

 Профильная ориентация осуществляется через  оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах III ступени, учреждениях начального профессионального образования. Мероприятия по профильной ориентации включают психолого-педагогическую диагностику учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организацию профессиональных и профильных проб и т.п. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Информационную работу и профильную ориентацию организуют классный руководитель, педагог-психолог, педагоги техникума, или другие лица, назначенные ответственными за данную работу, по программе, утвержденной педагогическими советами образовательных учреждений.

Разработчик – Гаева Елена Викторовна, заведующий отделением СПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ 11 класс

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при ...

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ»

Рабочая программа по предмету«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ»11 КЛАСС2013-2014 учебный годУчитель: Ф.М. Шестакова 2013 годп. ЛенинскийПояснительная записка Курс «Подготовка к Е...

Технология предпрофильная подготовка

Технология предпрофильная подготовка...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Writing in English» ПИШЕМ ПО АНГЛИЙСКИ

Краткая аннотация       Необходимой предпосылкой для овладения иностранным языком как средством коммуникации в современном мире является одновременная работа над устной и...

Элективный курс «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», для 8-9 классов.

 Элективный курс «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», для 8-9 классов.Структура программыПрограмма является обучающей и содержит:Пояснительную записку.Цели...

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ XIX-XX ВЕКОВ. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» является одним из важнейших курсов в ходе подготовки старшеклассников к вступительным экзаменам по англи...

Элективный курс по математике для 9 класса "Подготовка к ОГЭ"

Данная программа элективного курса может быть полезна  учителям, работающим в 9 классах при подготовке к ОГЭ....