Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
методическая разработка на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.

Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы. К самым ярким его произведениям относятся роман в стихах «Евгений Онегин» (1831), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836) и др. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло более 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина только одну фразу: «Пушкин - незаходящее солнце русской поэзии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №90
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок,  посвященный  213-летию со  дня рождения Александра Сергеевича  Пушкина.

Подготовила и провела:  Ефимова А.В.,
преподаватель русского языка
и литературы.

Реутов  2012

Александр Сергеевич Пушкин – Солнце русской поэзии

                                               (1799-1837).

Тебя ж, как первую любовь, России сердце

 не забудет… Ф.И. Тютчев.

Из стихотворения «29-е января 1837» (1837) Федора Ивановича Тютчева (1803—1873), написанного поэтом на смерть А. С. Пушкина:

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь...

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.

Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы. К самым ярким его произведениям относятся роман в стихах «Евгений Онегин» (1831), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836) и др. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло более 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина только одну фразу: «Пушкин - незаходящее солнце русской поэзии».

Время постоянно удаляет нас от Пушкина, поэта, драматурга, прозаика, но его творческий гений от этого вырисовывается все отчетливее. Его стихи, поэмы и повести показывали разные стороны российской действительности, светской жизни и крестьянского быта, в них отражалась мятущаяся душа поэта, глубокие чувства и переживания. Его поэзия и проза были с восторгом восприняты читателями XIX века. Именно тогда и был создан ореол его величия, его стали считать родоначальником русской литературы, создателем современного литературного языка. Неслучайно время, в которое он жил, называется «пушкинской эпохой».

Знаменитый французский писатель, член Французской академии Проспер Мериме с большим интересом отнесся к творчеству Пушкина, читал все его произведения, сравнивал с Байроном. В 1868 году в очерке, посвященном русскому поэту, он писал: «Пушкину известны все возможности, все удивительное богатство родного языка, но его мысль всегда выражалась в столь простой форме, что, кажется, невозможно выразить ее проще. В самом раннем детстве Александр мало чем отличался от таких же малышей, был в меру ленивым, мало двигался, стеснялся гостей, но иногда неожиданно проявлял характер бесенка, так резвился, что унять его было нельзя. Родители относились к своему чаду без всякого пристрастия: смуглый, черноволосый, к тому же кучерявый, какой-то нерусский. Неужели пошел в прадеда по матери Абрама Ганнибала? Особой любви к нему не было ни со стороны матери, ни со стороны отца. С помощью гувернеров и домашних учителей его учили всему французскому.  Он увлекся чтением французских книг, романов, поэм, философских очерков. Лишь с годами, чуть повзрослев, освоил наконец и русский язык, стал читать по-русски. Но читать-то особенно было нечего.

Настоящее образование он получил в Царскосельском лицее под Петербургом, учрежденном императором Александром I исключительно для детей благородного происхождения. Согласно 6-летней программе обучения, дворянских детей готовили в государственные чиновники высших рангов. Позднее Пушкин с благодарностью вспоминал о годах, проведенных в этом учебном заведении, где он приобрел много друзей. Уже в лицее проявились его страстный, независимый гордый характер, его свободолюбивые мечты. На переводном экзамене в 1815 году он прочитал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе», которые растрогали Гаврила Державина.

В 1817 году в чине коллежского секретаря его направили в Коллегию иностранных дел. Но государственная служба мало интересовала поэта, он с головой окунулся в столичную жизнь, посещал театр, стал участником литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».

Лирические стихи Пушкина проникнуты стремлением к свободе, он раскрывает в них свою позицию гражданина, который хочет вольности. Его первая поэма «Руслан и Людмила», которая вышла в 1820 году, вызвала, увы, неоднозначные отклики. Кто-то возмущался его ироничным сказом, кто-то негодовал на чрезмерную шутливость слога, кого-то раздражала народная лексика. Но основная публика восприняла поэму восторженно, многие сразу отметили, что в России появился самобытный поэт.

Однако помимо этой поэмы Пушкин писал и «возмутительные» стихи. Император Александр I, познакомившись с его писаниями, забыв о собственном юношеском бунтарском либерализме, готов был сослать юношу в Соловецкий монастырь. И дело обернулось бы очень плохо, если бы не заступничество влиятельных сановников. От Севера и Сибири его спасли, но не от ссылки. Коллежского секретаря перевели в Южный край. Он поехал в Кишинев в генералу Ивану Инзову, но по пути, искупавшись в Днепре, простудился, и его для лечения увезли на Кавказ и в Крым.

В Кишиневе ему не особенно докучали служебными делами. Генерал Инзов к юношеским увлечениям Пушкина относился снисходительно. У поэта было свободное время, он часто отлучался к друзьям, встречался с будущими декабристами. Это было время упорного литературного труда, изучения русской истории. В 1822 году Пушкин написал поэму «Кавказский пленник», которая обратила на себя внимание вольнолюбивыми настроениями автора. Позднее вышла его южная поэма «Бахчисарайский фонтан», тогда же он создал сатирическую поэму «Гавриилиада». Через год в Кишиневе начал писать поэму «Евгений Онегин».

Конечно, Пушкин был плохим государственным служащим, ему хотелось полностью отдаться творческой работе, но надо было на что-то жить. К тому же на Кавказе и в Крыму он пристрастился к картам. Играть в карты было модно, и Пушкин не мог оставаться в стороне. Он бравировал, легко проигрывал жалованье, занимал, снова брался за карты и снова проигрывал.

В конце концов он подал прошение об отставке. Оно было удовлетворено, и в 1824 году ему разрешили отправиться в псковское имение Михайловское под надзор полиции. Его утешением стала нянька Арина Родионовна. От нее он узнал много разных народных сказов и историй. Не случайно именно ей, а не отцу и матери он посвящал свои стихи. Новые свои творения Александр направлял брату Левушке в Петербург и просил его быть посредником в переговорах с цензурой и издателями. Но брат не очень-то беспокоился о делах Александра. Он тоже любил бравировать и читал его стихи и поэмы в светских салонах, они расходились в списках. И все же в 1825 году вышел первый том стихов Пушкина.

После смерти Александра 1, после трагического декабрьского восстания на Сенатской площади, после восшествия на престол Николая I Пушкину разрешили вернуться в Москву. Сам государь император взялся быть его цензором и попечителем. Лично побеседовал с ним. Но главе III отделения генералу Александру Бенкендорфу дал строгий наказ – не спускать с него глаз.

В Москве известного поэта встретили с восторгом. Его принимали в разных домах. На одном из приемов он познакомился с Натальей Гончаровой, первой московской красавицей, и влюбился. Он просил ее руки и получил отказ. Только в феврале 1831 года состоялось их венчание. Пушкин стал семейным человеком, но чтобы достойно выглядеть в свете, ему нужны были деньги. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»,- говорил он и садился за письменный стол. Он написал поэму «Медный всадник», создал прозаические произведения «Дубровский», «Капитанская дочка», которые вошли в цикл «Повести Белкина», закончил последние главы «Евгения Онегина», сочинял сказки.

После женитьбы Пушкины переехали в Петербург. Они вели светский образ жизни – балы, приемы. Жена была красавицей, за ней ухаживал царь Николай I. Ей стал оказывать знаки внимания Жорж Дантес – красавец, офицер-кавалергард, усыновленный в 1836 году голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкину все это не нравилось. Поползли слухи. Он получил письмо, в котором его назвали рогоносцем. Он, честолюбивый человек, терпеть не мог любых насмешек в свой адрес, резко ответил барону, которого считал автором пасквиля, и вызвал его на дуэль.

Как это часто случалось, в светском обществе любили француза, красавца Дантеса, жуира и дамского угодника, а некрасавца Пушкина, умника-сочинителя, много о себе возомнившего, не любили. Нашлись и такие, которые просто желали причинить ему как можно больше вреда и радовались, что начался конфликт между ним и Геккерном. Дуэль состоялась. Барон Геккерн вместо себя отправил Дантеса, хотя оскорбления были направлены в его адрес.

27 января 1837 года в глухом лесу на Черной речке прозвучали два выстрела. Первый – в Пушкина, пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Упавший на снег поэт собрался с силами, сумел поднять пистолет и нажать курок. Его пуля попала в руку Дантеса. Через два дня Пушкина не стало, а Дантес скоро оправился от ранения. Вскоре он был разжалован и выслан из России, на всю жизнь за ним осталось клеймо убийцы Пушкина.

О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:

    «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этотдурняшка мог нравиться…».

Стихотворения А. С. Пушкина

 «К морю».

Мотивы свободы, неволи, смысла жизни человека в поэзии А.С.Пушкина. «Деревня», «Вольность», «Пророк».

Поэзия и любовь в творчестве поэта. «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Философская лирика Пушкина. «Пора, мой друг, пора!».

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Викторина по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 1 курса НПО  для обобщения знаний по произведениям Пушкина.

Оборудование:

– портрет А. С. Пушкина;

– карточки с вопросами;

Ведущий.Сказки Пушкина входят в нашу жизнь исподволь еще с детства.Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Дети делятся на команды (две или три), придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.

Правила:

1. Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.

2. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Вопросы и задания викторины

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Из какого произведения взят этот отрывок?

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(Из поэмы «Руслан и Людмила».)

3. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».

(Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…)

4. Какими словами начинаются следующие сказки?

а) «Сказка о попе и работнике его Балде».

(Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.)

б) «Сказка о золотом петушке».

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.)

5. . В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?

А. У трёх.

Б. У семи.

В. У двенадцати.

Г. У тридцати трёх.

6. Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?

А. Матерью.

Б. Сестрой.

В. Тётей.

Г. Подругой.

7. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

9. Предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)

10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

(Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.)

12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.)

13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

17. За какую плату согласился работать Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу…»)

18. Продолжите стихотворение «Уж небо осенью дышало…».

(Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.)

19.Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?

А. За браконьерство.

Б. За трусость и безволие.

В. За загрязнение окружающей среды.

Г. За невнимание к жене.

20. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

21. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

(Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…)

22. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

23. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

24. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелчка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

25. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

(Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

26. В автобиографических заметках Пушкин назвал своего предка негром. Так ли это?(Нет, Ганнибал - арап, т.е. эфиоп, абиссинец.Возможно, Пётр I подумывал о связях с Абиссинией, христианской страной, для борьбы с Турцией).

Упоминает ли где-нибудь в своей поэзии Пушкин об Африке как о родине?В «Евгении Онегине» - «Под небом Африки моей».

        

27. «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду поэт?

         Свою няню Арину Родионовну.

У кого из пушкинских героев были няни и как их звали?        

(У Татьяны Лариной  Филиппьевна и у Владимира Дубровского  Егоровна).

28. В каком произведении Пушкин назовёт своих читателей «друзьями Людмилы и Руслана»?

( В романе «Евгений Онегин» в I главе, знакомя читателей с главным героем: «Друзья Людмилы и Руслана, С героем моего романа Без промедленья сей же час Позвольте познакомить вас»).

29. Один из русских поэтов признал Пушкина своим наследником, другой - «победителем-учеником». Кто и в связи с чем?

(Державин после лицейского экзамена и Жуковский, прочитав «Руслана и Людмилу», прислал Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»).

30. На берегу какой реки грустит возлюбленный в стихотворении «На холмах Грузии...»?

        (Арагвы).

31. Какие «зимние» стихи Пушкина можно назвать?

        

(«Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»).

ЗИМНЯЯ ДОРОГА.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег.... На встречу мне

Только версты полосаты

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

32. С кем сравнивает он зимнюю вьюгу?

        

(«То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя»).

33. Кудa укусил шмель свaтьюбaбуБaбaриху в "Скaзке o цaрeСaлтaнe"?

1. в глаз

2. в лоб

3. в нос (+)

4. в ухо

34. Нa кaкoм oстрoве  выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ

2. на острове Буяне (+)

3. на острове невезения

4. на острове погибших кораблей

35. ВОПРОС:

Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

ОТВЕТ: Балда

36. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" пса звали:

А. Соколко. (+)

Б. Голубок.

В. Воронок.

Г. Палкаша.

37. Какие прозвища были у Пушкина в лицее?

("Француз" - еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык

Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – "Егоза"

А когда он проявлял свой вспыльчивый неукротимый характер, ему говорили: "Смесь тигра с обезьяной").

38. Какими словами обращался старик к Золотой Рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка!)

        

   Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде. Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.

Спасибо всем за участие!

Ведущий.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Стихотворения  допушкинской поры в литературе (для сравнения).

Гаврила Державин – стихи

НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ МЕЩЕРСКОГО

Глагол времен! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет - и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечет.

Благодарность Фелице (1783)

Предшественница дня златого,

Весенняутрення заря,

Когда из понта голубого

Ведет к нам звездного царя,

Румяный взор свой осклабляет

На чела гор, на лоно вод,

Багряным златом покрывает

Поля, леса и неба свод.

ОДА

НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ

НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ

ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

10 Свое богатство по земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по этике «Поздравляем с днем рождения» (Зырянова Н.П., воспитатель)

Открытое занятие по этике «Поздравляем с днем рождения» (Зырянова Н.П., воспитатель)...

Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»

laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...

Методическая разработка к открытому уроку «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…», посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина

Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-лети...

Достижения, образовательная деятельность 2020 - 2021. Онлайн-викторина "800 лет со дня рождения Александра Невского". Сертификат участника.

Достижения, образовательная деятельность 2020 - 2021. Онлайн-викторина "800 лет со дня рождения Александра Невского". Сертификат участника....

Урок, посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского

Материалы урока включают в себя презентацию и текст беседы.Фото...

Методическая разработка открытого урока по МДК04.01 ПМ 04. Организация  процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.  Разработчик урока: преподаватель профессиональных дисциплин Лапенок Александр Сергеевич Тем

Методическая разработка открытого урока по МДК04.01ПМ 04. Организация  процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Разработчик урока: преп...