Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"
статья на тему

Зеленкова Юлия Владимировна

Сказка-повесть А.де Сент - Экзюпери "Маленький принц" известна и популярна во всем мире. Она является хорошим подспорьем как в курсе литературного чтения, так и для воспитательных классных часов. Как можно эффективно работать с этим произведением? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_prod.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное произведение

как источник нравственных знаний и модель поведения.

На примере произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«У каждого человека свои звезды»

А.де Сент – Экзюпери

Замечательным подспорьем в воспитании подрастающего поколения являются уроки литературного чтения. В 4 классе мы изучаем произведение классика литературы Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Конечно же, программных двух часов недостаточно, чтобы полностью ощутить все несравненные уроки, которые автор хочет передать читателю через своего героя. Но ребята настолько заинтересовались произведением, а в учебнике представлены только две главы, что пошли в библиотеку и прочитали произведение полностью. К тому же, на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики» мы также говорили об этом произведении.

Сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» отчасти связана с реальной жизнью автора, а отчасти – со всеми нами. Особенно сильно в ней просматривается критическое отношение к «миру взрослых» и стремление возродить романтический взгляд на мир, присущий детям.

В чем особенность этой повести-сказки? Почему изначально она позиционировалась как «сказка для взрослых»? Наверное, в афористичности фраз сказанных автором через уста своего героя. Книги Экзюпери воспринимаются как философские повести о роли и месте человека в жизни. «Я в ответе за все», - говорил он и мечтал о всеобщем братстве, об уничтожении воин. Неустанно призывая к человеческой солидарности, неизменно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». В книге «Планета людей», удостоенной большой премии романа Французской академии, Экзюпери обращал свой голос к людям всей земли: «Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей. Чего ради нам ненавидеть друг друга?» Сам он не представлял себе жизни, обособленной от других. Сорокалетний Экзюпери подавал рапорт за рапортом с просьбой принять его в истребительную авиацию: «Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». Он чувствовал свою ответственность перед ними.

Во время обсуждения прочитанного произведения мы пытаемся ответить на вопрос:

- Какие уроки ты получил, читая сказку Экзюпери?

Вот, что у нас получилось:

- Надо быть точным, ценить время другого, не терзать его сердце напрасными тревогами.

- Мало быть красивым, надо быть не пустым.

- Приносить людям пользу, делать добро.

- Ценить дружбу.

- Быть верным слову.

- Прощать слабости взрослым, быть к ним снисходительными.

На дом ребятам были предложены на выбор три задания:

  1. Написать письмо Маленькому Принцу.
  2. Порассуждать, как они понимают крылатые фразы из этого произведения:

«Если идти все прямо и прямо, далеко не уйдешь»

«Надо судить не по словам, а по делам»

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

«Зорко одно лишь сердце»

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать»

«Себя судить куда труднее, чем других»

«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»

«Если у людей нет корней, их носит ветром»

«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить»

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»

«Одни только дети знают, чего ищут»

«Когда даешь себя приручить, случается и плакать»

  1. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Радует, что были те дети, которые выполнили 2-3 задания.

Ребенок живет в слове, развивается, самовыражается, получает и передает информацию. Через слово он приобщается к культуре, духовности, истории своего народа. «Впитывает» доброе, светлое, внимательное отношение к окружающему миру. У школьника формируются   представления о ценности дружбы, любви, семьи. Посредством текстов художественной литературы ребенок знакомится с художественным словом. Это слово формирует его личность, эстетическое сознание, учит ребенка видеть красоту природы, человека, произведений искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма, образы, приемы игры на примере сюиты Никиты Кошкина «Игрушки принца»

Материал предназначен для обучающихся игре на гитаре (старшие классы ДШИ и ДМШ)....

В мире кристаллов межпредметная связь с геологией “Земля дает нам больше знаний, чем все книги”. А.Сент-Экзюпери

С древнейших времен людей притягивали камни, их чарующая красота и таинственная сила никого не оставляют равнодушным и сейчас.Разнообразие форм и цветов, великолепие оттенков, созданных природой,...

Сценарий открытого занятия "Маленький принц"

В помощь педагогам дополнительного образования коррекционных школ...

Презентация по произведению. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Данная презентация отражает главные вопросы, которые вызникают при изучении сказки "Маленький принц"Сента-Экзюпери. Она помогает учителю построить обсуждение произведения. В ней есть материа...

"Маленький принц" , буклет

Работа по сказке А. де Сент - Экзюпери "Маленький принц"....