"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."
методическая разработка по теме

Романова Наталья Николаевна

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."  

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Луценко Наталья Николаевна

Должность: зав. отделом фортепиано, преподаватель.

Название ОУ: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

О воспитании ансамблевых навыков в младших классах ДШИ.

Чтение с листа – первый шаг на пути к ансамблевому музицированию.

г. Сургут, 2014 год.

Введение…………………………………………………………………………..…

3

Проблема развития музыкального обучения в современном мире……………...

4

Ансамблевое музицирование, как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности учащихся……………………………………………….

6

Ансамблевое музицирование, как метод всестороннего развития учащихся…..

6

Четыре этапа работы над музыкальным произведением………………………....

7

Технические нюансы совместного исполнительства…………………………….

8

Чтение с листа – как одна из форм на пути освоения ансамблевого музицирования………………………………………………………………………

9

Заключение…………………………………………………………………………..

11

Список литературы………………………………………………………………….

13

Введение:

Занятие фортепиано – самое действенное средство музыкального воспитания. Следовательно, оно должно быть развивающим, т. е. специально ориентированным на всестороннее развитие учащихся.

Главной особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения и исполнения своей партии, достижение точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания  населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

  • ознакомление с широким спектром музыкальной литературы, освоение новых жанров;
  • развитие способностей согласованной игры в ансамбле;
  • повышение пианистических требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение пользоваться всеми средствами выразительности ради построения мелодической целостности, выражения общей художественной идеи;
  • воспитание чувства ответственности  за себя и за  ансамбль в целом.      

               Обучение игре на фортепиано начинается с так называемого донотного периода.  Его цель - развитие звуковысотного слуха ученика, основного вида музыкального слуха.  С этой целью большинство педагогов начинают донотный период с подбора мелодий.  Этот процесс должен переходить на материале детских и народных песен,  которые должны будут располагаться в порядке увеличения сложности.  Они запоминаются ребёнком и подбираются по слуху от разных клавиш.  Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии.  В процессе подбора ребёнок вынужден отыскивать входе музицирования верную интонацию,  что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению чувства высоты звука.

Некоторые мелодии песен лучше исполнять в ансамбле с педагогом.  За счёт насыщенного  богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения  исполнение становится более красочным и живым.  

Проблема развития музыкального обучения в современном мире.

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования,  которым занимались во все времена  при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом  занимаются и поныне.  Повышенный интерес к разнообразным камерным ансамблям сделал особенно актуальной задачу воспитания музыкантов-ансамблистов.  Эта задача,  решать которую необходимо на всех стадиях обучения  начиная с самой ранней,  заставляет по-новому взглянуть на возможность дуэтного музицирования.

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования?  В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся в наше время?

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности  открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.  Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей  исторических эпох.

Музыкальное мышление заметно улучшается,  восприятие становится более ярким,  живым,  обострённым,  цепким.

Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений,  переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности» - эмоциональной отзывчивости на музыку.  Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха  художественного воображения.  

О проблеме музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не впервые говорится. Но то, что этим видом развития нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно. А главной задачей преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход.

А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Отсюда можно сделать вывод:  фортепианный ансамбль является коллективной формой профессионального воспитания музыканта на основе индивидуально-группового метода обучения.  У ребенка развивается чувство коллективизма.  Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое.  Возможность постоянно слушать друг друга,  слить звучание своей партии с другой,  возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий создают благоприятные возможности для развития способностей. А это самое главное, в воспитании эстетически развитой личности.

Задача преподавателя -  понятным языком донести каждому ученику, имеющему отличные способности и не очень, что музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Изо дня в день раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. В любом случае, если удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

         Хорошо владеть ансамблевым исполнительством не менее трудно, чем научиться играть соло. Специфика сольной и ансамблевой деятельности имеют различные значения. Это совершенно не значит, что следует заранее дифференцировать эти предметы, т.к. прежде всего, нужно научиться владеть инструментом. Радость от совместного музицирования, живого общения между участниками ансамбля становится дополнительным стимулом приобретения новых навыков владения инструментов. В ансамбле ребенок, старательно музицируя, стремится к определенному совершенству исполнения своей партии.

        В учебных программах ДШИ несколько предметов, которым обучают детей совместному музицированию: фортепианный ансамбль, аккомпанемент (или концертмейстерский класс), в старших классах камерный ансамбль. Все они входят в перечень предметов по выбору. Урок проводится один раз в неделю. Ансамблевое музицирование – первое приобщение к живому диалогу исполнителей, выход за пределы фортепианного репертуара, единственная для пианистов возможность исполнительского изучения богатейшего наследия сложнофактурной фортепианной музыки, симфонической музыки, знакомство с лучшим образцами вокальной и инструментальной музыки.

Ансамблевое музицирование, как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Знание партии, даже отлично выученное, еще не делает ученика партнером. Он становится таковым лишь в процессе сложной, и весьма своеобразной работы с другим участником ансамбля. И для того, чтобы исполнение оказалось на удовлетворительном уровне, требуется дополнительная техническая работа, дополнительные репетиции – координация,  совместная отработка нужных технических приемов.

Совместная игра – это, прежде всего объединенные, направленные к одной цели усилия нескольких исполнителей. Все они воплощают общий для всех участников ансамбля увлекательный замысел, который «оживает», благодаря коллективному труду.        Совместное исполнительство развивает культуру человеческих отношений самым непосредственным и действенным образом. Согласование своих желаний с  желанием других людей – первооснова музыкального содружества. Участников ансамбля объединяет стремление к общей цели. Творческое переживание трансформируется при игре в ансамбле в сопереживание, которое подразумевает полное эмоциональное единство партнеров. Музыка – форма несловесного общения людей. Ансамблист должен обладать способностью к сопереживанию, искусством не только понять и разделить чувства своего партнера, но и предугадать возможные импровизационные моменты в процессе исполнения.

Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Ансамблевое музицирование, как метод всестороннего развития учащихся:

Овладевая ансамблевыми навыками, учащиеся не только развивают нравственные качества, но и совершенствуют характер. Дружеское общение с партнером, обмен мнениями, коллективный труд мобилизуют творческую волю, готовность не только воспринимать, но и содействовать партнеру, обогащают фантазию.

        Первые пробы ансамблевого музицирования относятся буквально к первым шагам в музыке. Педагоги достаточно часто применяют на уроках специальности в 1-ом классе форму ансамбля. Ребенок учится воспринимать даже простейшие песенки с гармонизацией. Восприятию музыкального материала способствуют и слова, которые облегчают ученику задачу логического построения музыкальной фразы, умение сыграть мелодию совпадающую с поэтическим текстом. Более того, ребенок, как правило, эту мелодию еще и поет. В дальнейшем, на что следует обратить внимание ученика – это зависимость развития фортепианной партии от логики развития инструментальной или вокальной. И если педагог на этом акцентирует внимание, то в дальнейшем значительно облегчает работу над различными ансамблями. Музыкальный текст строится по аналогии с литературным, т.е. его составными частями являются мотивы, фразы, предложения и периоды. Однако, их последовательность не может варьироваться подобно речи, т.к. это нарушает закономерности мелодического, тонального, гармонического,  фактурного развития. Но ведь и в поэтическом тексте никакая перестановка недопустима. Следовательно, в организации музыки и поэзии законы во многом близкие.

Четыре этапа работы над музыкальным произведением:

В работе над музыкальным произведением обычно различают четыре этапа:

  1. Ознакомление с произведением в целом, /чтение с листа/;
  2. Техническое освоение произведения;
  3. Художественная доработка произведения, подготовка к концертному выступлению;
  4. Сценическое исполнение.

В первых двух случаях перед учениками стоят, главным образом, познавательные цели, и степень художественного совершенства может быть ограниченной. На третьем и четвёртом  этапе, где существует ответственность ученика за выступление перед публикой и своим партнёром, педагог  должен предъявлять к ученику более серьезные артистические требования.

             Часто в школах можно услышать мнение педагогов, что хорошо подготовленный для исполнения сольных программ ученик легко справится с более «простым» делом - участие в ансамбле.

Однако практика опровергает это ошибочное утверждение. Часто способные ученики – солисты чувствуют себя растерянными в ансамблевом исполнении. Ведь эта деятельность требует от них иных знаний и умений, которыми они обладают. Ученик – солист, для того чтобы сыграть пьесу на концертной эстраде, выучивает её. В процессе изучения с педагогом создается свой план интерпретации, который ребенок стремится наилучшим образом осуществить. С этим он выходи к слушателям. В ансамбле все иначе.

Технические нюансы совместного исполнительства:

В фортепианном ансамбле не так-то просто взят аккорд или ноту одновременно с партнером. Здесь невозможно уловить касание струны молоточком, а туше» у учеников редко бывает одновременным. В этом особая сложность фортепианных дуэтов. Но есть и причины, по которым фортепианный дуэт – первое знакомство с  ансамблевым исполнительством: это однородность звукоизвлечения, тембра, ритмических представлений.

С усложнением художественных задач  расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии  использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта  педализация и т.д.

При четырёхручной игре за одним инструментом отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, так как каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.  Партнёры должны так её «поделить»,  чтобы не мешать друг другу.

Педализирует исполнитель партии Secondo  так как она служит фундаментом.  Ему необходимо внимательно слушать своего товарища.  Полезно бывает предложить учащемуся  исполняющему партию Secondo  ничего не играя  только педализировать во время исполнения другим пианистом партии Primo.

Часто непрерывность четырёхручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз.  Учащиеся должны установить, кому из партнёров  в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу.  Этому нужно учиться не пренебрегая специальной тренировкой.  

Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры.  Нужно объяснить учащимся применение  в этом случае дирижерского замаха  ауфтакта.  С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.  Не менее важно значение имеет и синхронное окончание  «снятие звука».  Чтобы добиться равновесия звучания отдельных звуков  необходимо участникам ансамбля договориться о приёмах извлечения звука.

Другие примеры элементарной техники ансамбля - передача партнёрами друг другу, «из рук в руки» пассажей  мелодий  аккомпанементов  контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру  не разрывая музыкальной ткани.        

Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения - динамическое однообразие.  Динамический диапазон четырёхручного исполнения должен быть шире,  чем при сольной игре,  так как наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру.  Рассказав об общем динамическом плане произведения  нужно определить его кульминацию, и посоветовать Fortissimo играть «с запасом», а не на пределе.  Необходимо напомнить,  что до нюанса есть ещё много градации.

Итак, ещё не начав совместного исполнения  партнёры договариваются  кто будет показывать вступление  каков должен быть характер звучания и каким приёмом  и с какой силой будет начата пьеса.  Также заблаговременно должен быть определён темп.  Партнёры должны его одинаково чувствовать,  ещё не начав играть.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы  связанные с ритмом.  Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме  при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями  в условиях полиритмии  при изменении ритма  в пяти -  семидольном ритме и т.п.  Специфическая задача ансамблевых классов - воспитание коллективного ритма.  Она может быть решена только путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения.

Умение «общаться» с партнёром - обязательный элемент ансамбля.  В музыкальном диалоге «произнесение» реплик партнёрами взаимосвязано.

Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя  расширяет границы его фантазии.

Чтение с листа – как одна из форм на пути освоения ансамблевого музицирования.

        Частью обучении ансамблевому музицированию является чтение  с листа. Умение читать с листа формируется планомерной и разносторонней воспитательной работой с самых первых лет музыкального обучения. Умение читать с листа может быть воспитано только совместным усилиями ряда предметов на протяжении всех лет бучения в школе: специальность, фортепианный ансамбль, аккомпанемент,  камерный ансамбль, сольфеджио. Кроме специальных навыков (умение играть не глядя а руки, мгновенного зрительного освоения всей музыкальной ткани), чтение нот с листа требует от ученика достаточных технических навыков, устойчивого ритма, умения играть с партнером, достаточно развитого слуха и гармонического чутья, знания стилевых особенностей разнообразного репертуара. Обычно под чтением с листа подразумевается исполнение ранее не игранного произведения. Причем, исполняться оно должно без остановок, в указанном автором темпе, в связи с чем, могут допускаться небольшие импровизационные облегчения. Чтение с листа кардинальным образом отличается от  «разбора» музыкального текста. Разбирая пьесу, ученик, может остановиться, повторить трудное место, выбрать удобный  для себя вариант аппликатуры. Естественно, в этом случае ребенок играет значительно медленнее, чем следует по указанному автором темпу. Его цель – получить наиболее полное и точное представление о всех мельчайших деталях произведения.

        Чтение с листа – ознакомление с произведением в целом, попытка понять его образы, настроение, основные пропорции, характерные особенности фразы. Безусловно, ученик, хорошо читающий с листа, легче и чаще пополняет свои программы новыми произведениями. Читать с листа ученикам, грающим в четыре рук, труднее, чем солистам. Малейшая неточность одного из партнеров сбивает другого, легче потерять нить музыкального повествования. Часто приходится слышать, что при чтении  с листа нужно, играя один такт, уметь видеть уже следующий. Но его надо не только видеть, но и предчувствовать, предугадывать. Для того, чтобы видеть общие контуры музыкальных построений, нужны отлично организованное внимание, музыкальная эрудиция, чуткость, увлеченность исполнением и уверенность.

        Весьма полезно наряду с чтением с листа настойчиво заниматься изучением произведений в порядке ознакомления. Работая с учеником над произведением очень трудно отказаться от естественного желания довести исполнение до концертной готовности. Хочется шлифовать детали, добиваться большей их выразительности и гармоничности общей интерпретации. Однако это требует времени, и к концу учебного года педагог с огорчением понимает, что успел пройти с учеником совсем мало пьес. Кроме того, он поневоле упускает из виду необходимость выработки у ученика умения не только хорошо, но и быстро выучивать произведение, навыков уверенной ориентации в незнакомом материале, достаточной самостоятельности на всех этапах работы.

        Изучение материала «в порядке ознакомления» расширяет музыкальный кругозор учащихся и имеет большое воспитательное значение, приучая их к домашнему музицированию, пробуждает интерес к слушанию и исполнению новой музыки

        Такие занятия отличаются тем, что их целью не является полный комплекс всех художественных требований. Желательно чаще менять пьесы, чтобы учащиеся привыкли новые задачи решать на новом материале. При этом изучаемый материал должен быть достаточно разнообразным, давая ученикам представление о творчестве композиторов разных эпох и стилей. При выборе произведений необходимо считаться с пожеланиями самих учеников, умело направляя их. Выбор пьес для концертного выступления – ответственная и непростая задача: нужно сочетать учебную целесообразность предстоящей работы с желанием наиболее выигрышно показать индивидуальность ученика.

Заключение:

Могу обобщить сказанное:

  • Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного  гармонического  полифонического  тембро-динамического);
  • Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма,  а так же овладеть более сложными метро-ритмическими категориями (агогика,  пауза и т.д.);
  • Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической  логической  рациональной памятью;
  • Работа над фортепианным ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий;
  • Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей;
  • Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе (импровизацию  чтение с листа  подбор по слуху);
  • Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя.  Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.  Выступает как коллективный вид деятельности.

Выводы:

  • Проблема обучения и развития в фортепианной педагогике продолжает сохранять свою актуальность,  требуя конкретной реализации в методике фортепианного урока  в репертуарной политике  в поиске новых методов работы с учащимися.  Особенно важным представляется установление отношений сотрудничества педагога и ученика;
  • Ансамблевое музицирование играет большую роль в реализации принципов развивающего обучения.  Оно позволяет развить весь комплекс способностей ученика (ритм  слух  память  игровые способности);
  • Ансамблевое музицировние в полной мере отвечает специфике начального этапа обучения учащихся.  Ансамблевое музицирование позволяет преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка  с первых шагов включить учащихся в музыкальную среду;
  • Широкое использование фортепианного ансамбля способствует принципу педагогики сотрудничества.  Оно направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка  развитие способностей к самовыражению  освоение культурного наследия;
  • Ансамблевое музицирование, как форма учебной работы требует умелого педагогического руководства и рационально продуманной методики.  Так начальный этап фортепианной подготовки в силу своей задачи и специфики требует гибкой репертуарной политики на основе педагогической классификации ансамблевой литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. «Методика обучения игре на фортепиано»;
  2. Баренбойм Л. «Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики»;
  3. Гинсбург Л. «Камерный ансамбль»;
  4. Готлиб А. «Заметки о фортепианном ансамбле»;
  5. Готлиб А.  «Основы ансамблевой техники»;
  6. Гофман И. «Вопросы и ответы о фортепианной игре»;
  7. Крюкова В. «Музыкальная педагогика»;
  8. Макаренко А.С. «Книга для родителей»;
  9. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»;
  10. Нейгауз Г.Г. «Ребёнок за роялем»;
  11. Сухомлинский «Воспитание без наказания»;
  12. Тимакин Е.М.  «Воспитание пианиста»;
  13. Цыпина Г. «Психология музыкальной деятельности»;
  14. Шендерович Е. «В концертмейстерском классе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...

Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

«Воспитание навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов»

Обобщение опыта преподавателя по классу духовых инструментов.Будет полезно преподавателя музыкальных школ и школ искусств. В работе рассмотрены этапы, приёмы, возможные трудности работы над пьесо...

Ансамблевое музицирование как форма развития мотивации к обучению учащихся в классе фортепиано

Ансамблевое музицирование на фортепиано является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные,полезные, необходимые навы...