Занятие "День победы в память потомкам"
план-конспект занятия по теме

Рябенко Людмила Юрьевна

Урок на городской фестиваль "Времен связующая нить: урок в школьном музее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee_2014.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Центральное окружное управление образования Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва

Городской Фестиваль
«Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация : для учащихся основной школы

Тема урока: «День Победы в память потомкам»

Автор: учитель математики Рябенко Людмила Юрьевна

Пояснительная записка

1. Краткая аннотация урока.

На базе нашей школы есть музей боевой славы, посвященный Герою Советского Союза Н.А. Боброва - воздушному стрелку-радисту 44-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка Ленинградского фронта, старшему сержанту.

Мне показалось, что необходимо провести урок на базе школьного музея по теме «День Победы в память потомкам», так как я являюсь классным руководителем.

С самых отдалённых эпох русская литература, историческая мысль, искусство были пронизаны чувствами патриотизма, любви к отечеству, ответственности за его судьбу народ испытал немало тяжелого, лихого на крутых перевалах истории, одержали немало побед в борьбе за честь и независимость своей земли.

С древних времен воин - защитник России, будь он с луком, мечом или ружьем в руках, пользовался высоким уважением и любовью сограждан, всего народа. Главный герой и труженик во время войн - народ. Именно его работа на полях и в мастерских, на фабриках и заводах, его усилия на поле брани лежали во основе всех успехов русского оружия, преодоление всех трудностей и лишений, выпадающих на долю России, но народ всегда находил в себе силы не пасть духом, дать отпор врагу-захватчику, вновь расправить крылья.

Не зря мы ворошим былое,

 Хватает в нем не нужной лжи

 О тех, кто время фронтовое не пережил, не пережил.

 Давай сделаем, что можем,

 Для них и только ради них, чужую советь растревожим,

 Чтоб годы превратились в дни.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, современным историкам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. К сожалению, не для кого не является секретом, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе. Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь то неуставные отношения в школе или армии и др. Практика показывает, что ежегодно тысяча людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Большинству людей оказавшихся в такой ситуации, знакомо чувство страха, эмоционального шока, кто -то был свидетелем паники, приводившей к увеличению числа жертв. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значить необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?

Перед собой я поставила цель - на примерах социального, духовного и нравственного опыта соотечественников стараться привить учащимся патриотическое отношение к Родине, привлечь внимание настолько, чтобы дети не оставались равнодушными к перепадам политических настроений российского общества.

Задачи:

- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважение к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях много национальной и поликонфессиональной России;

- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям, и явлениям прошлого, аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- овладения учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.

Мотивация недостаточна, так как при изучении истории учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления). Поэтому необходимо решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению истории, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребёнка. А для осуществления поставленной задачи был разработан проект данного урока, предварительно выяснила, какие задачи (проблемы) школьной жизни волнуют учеников.

В работе над проектом приняли участие группы ребят 5-9 классов. Учащиеся были разделены на группы, которые работали над решением общей задачи. При этом учитывались интересы всех ребят. Члены групп вносили свои предложения и пожелания тем, кто работал над отдельными частями проекта. Части проекта обсуждались в группах. В итоге были выделены такие направления работы:

1) исследовательская работа по источникам связанным с периодами Великой Отечественной войны

2) подготовка конференции "Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны"

3) ролевая игра в стиле "Хочу спросить"

4) изучение истории и охрана памятников, участие в историко-экологической акции "Чтим и помним".

        Как итог, был проведен урок в нашем школьном музее «День Победы в память потомкам».

2. форма проведения урока – концерт (традиционные формы внеклассной работы, перенесенные в рамках урока)

  1. изучаемые элементы – история ВОВ
  2. место проведения урока – школьный музей на базе школы №1429
  3. необходимое материально-техническое обеспечение – экран, проектор, компьютер, микрофоны.

Сценарий

«День Победы в память потомкам»

Задняя часть стены имитирует Кремлевскую стену; по бокам - транспаранты с цифрами "1945-2001 гг."; в центре - надпись "9 Мая".
Композиция начинается с освещения диапроектором цифр "1945-2001 гг.". Звучит сигнал: "Слушайте все!"

Ученик 1. "Война" - жестче нет слова.
"Война" - печальнее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Учитель. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших.
Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.

Ученик 2. Победа!
Победа!
Во имя Отчизны -
Победа!
Во имя живущих -
Победа!

Ученик 3. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ведущий 1. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.

Ученик 4. Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Звучит грамзапись песни "Священная война" (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Поднимается плакат "22 июня 1941 г.".

Ученик 1. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.

Ученик 2. От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!

Ведущий 2. Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

Ученик 3. Ни шагу назад!
Над Москвой нависла угроза.
"Все - на фронт!" -
Москва сказала.
"Все!" - страна ей отвечала.
Все для будущих побед.

Ведущий 1. Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. Враг стоял у стен Москвы.
Звучит грамзапись песни "Дорогая моя столица" (сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского). На фоне песни читаются стихи.

Ученик 4. Москва - столица мира.
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья -
Сын башкира, русский
И татарин, и грузин.

Ведущий 2. В эти дни 120 тысяч москвичей - рабочие, служащие, студенты, ученые, инженеры - добровольно вступили в ополчение.
Звучит грамзапись "Песня защитников Родины".

Ведущий 1. В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами вступили 28 панфиловцев. На них шли десятки немецких танков.
Дети показывают сценку: солдаты защищают рубежи.

Ведущий 2. "Велика Россия, а отступать нам некуда! За нами Москва!" С такими словами к солдатам обратился политрук Клочков.
Звучит грамзапись песни "Мы за ценой не постоим".

Ведущий 1. Четыре часа длился этот легендарный бой. Панфиловцы преградили дорогу 50 фашистским танкам.

Ученик 4.
Нет, героев не сбить на колени.
Во весь рост они стали в окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд.
Под музыку песни "Журавли" девочка (балерина) танцует реквием павшим.

Ведущий 2. Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки.
Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 5. Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 6. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 7. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 5. Так уж сразу и полка!
Ученик 7. Ну может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
Ученик 8. А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 6. А на каком он фронте?
Ученик 8. Погиб под Смоленском.

Ведущий 1. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными.
Две девочки исполняют "Катюшу".

Ведущий 2. Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.
На сцену выходит девочка-санитарка.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты санитаркой,
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать!

Ученик 1.
Да, это он прикрыл своею грудью
Страну родную в самый трудный час.
И, не страшась ни танков, ни орудий,
У стен столицы выполнил приказ.
Не пожалели сил своих и жизни
Матросов, Зоя, Чайка, Кошевой -
Вот имена святые всей Отчизны.
Учитель показывает портреты названных героев.

Ученик 2. Земля горела под ногами лютого врага. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага - это подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

Ведущий 1. 350 раз салютовала столица нашей Родины своим доблестным войскам, громившим врага.
900 блокадных дней выдержал город на Неве. Наши солдаты погибали с возгласом "Умрем, но Ленинград не отдадим!"

Ведущий 2. Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибли непокоренными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.
Звучит грамзапись "Бухенвальдский набат". На фоне песни ведущий продолжает читать.
Ведущий 2. В годы войны погибло свыше 25 миллионов человек. Это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых.

Ученик 3. Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда -
Помните!

Учитель. В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута молчания.
Слышны удары метронома.
Ученик 3. Покуда сердца стучатся -
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста,
Помните!
Ведущий 1.
1418 огненных дней и ночей не забыты.
И вдруг светлее стало небо.
Пришла к нам весточка: "Победа!"
И нет боев, и нет войны.

Ученик 4. Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!
Звучит грамзапись песни "День Победы" (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Дети подпевают.

Учитель. Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщение о войнах, пусть и региональных.
Девочка-старшеклассница.
Я не хочу, чтоб доты обнажались
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть мир ворвется с криком:
"Нет! Не надо!"
Мне нужен сын не мертвый, а живой!
Пусть мирное солнце утопит
Всю землю в лучах!
Пусть мирные звезды сияют над ней!
Все ученики поют песню Л. Ошанина и А. Островского "Пусть всегда будет солнце" и группами выходят из зала.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на мероприятие

Постановка темы и цели

урока

3

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана работы

Освоение   нового   материала

Непроизносимые согласные

11

Выявление

обучающимися

признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные

Способ    проверки

Подведение детей

к самостоятельному

выводу способа проверки орфограммы

Проверка понимания

способа действия

Первичное закрепление

нового материала

9

Освоение способа

Проверки

Самопроверка

4

Выявление

словарных слов

Осознание каждым

обучающимся

степени овладения способом проверки

орфограммы

Подведение итогов

2

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей