Главные вкладки

    Урок математики "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд" 2 класс
    учебно-методический материал на тему

    Мокеева Лариса Викторовна
    Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2012g._otkrytyy_urok_matematika_2_klass_3_chetvert.docx45.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    Дата проведения: 6.03.12.

    ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

    Класс: 2

    Тип урока: закрепление изученного

    Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.        

    Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме

    Виды целей

    Цели

    Коррекционно-образовательные

    -закрепление знания  нумерации  и десятичного состава чисел 2-го десятка;

    -закрепление навыков сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел без перехода через разряд;

    -систематизация знаний использования различных приемов вычислений с опорой на десятичный состав чисел 2-го десятка;

    -совершенствование приемов решения и оформления простых задач на увеличение  числа;

    - закрепления знания математической терминологии;

    Коррекционно-развивающие

    - развитие умения анализировать, классифицировать,

      рассуждать при выполнении заданий

    - развитие логического мышления при работе с загадками

    - развитие математической речи через комментирование

      решений примеров и задач

    - развитие зрительного восприятия, пространственной

     ориентации, творческого воображения при составлении  

      композиции из геометрических фигур

    - развитие мелкой моторики через выполнение пальчиковой

      гимнастики и  раскрашивание рисунков

    - развитие устойчивости внимания при прослеживании

      взглядом линий лабиринта и направления движения объектов

      при зрительной гимнастике

    - развитие произвольности деятельности, навыков

     самоконтроля в процессе работы с карточками

    Коррекционно-воспитательные

    - обеспечение благоприятной среды для развития учащихся

      через создание ситуации успеха, использование сюрпризных

      моментов

    -воспитание интереса к предмету, самостоятельности в

      рассуждениях через использование компьютерных

      технологий

    - формирование познавательных мотивов учения

    - развитие коммуникативных качеств личности.

    Оборудование:

    кассы цифр, магнитные цифры, магнитные фигуры, карточки для индивидуальной работы, тетради на печатной основе, схемы - опоры, набор геометрических фигур для аппликации, цветные карандаши, ручки, корзина с бумажными цветами, подарочные открытки,  солнышки, интерактивная доска, презентация урока.

    Методы и приемы: фронтальная устная работа с классом, фронтальная и индивидуальная работа с использованием интерактивной доски, самостоятельная работа, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, схемами – опорами, комментированное решение примеров и задач, вопросно-ответная,форма беседы, рефлексия, здоровьесберегающие технологии  (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза,)

    Ход урока

    Слайд 1

    Мобилизующий этап

    • Долгожданный дан звонок - начинается урок.

            Тут затеи и задачи, игры, шутки – всё для вас!

            Пожелаем всем удачи - за работу, в добрый час!

    Сегодня мы покажем, как научились решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 20.

    Слайд 2

    Б. Заходер

    • В марте есть такой денек с цифрой, словно кренделек.
      Кто из вас, ребята, знает, цифра что обозначает?

              Дети хором скажут нам:   это праздник наших мам!  (Иванова Д.)

    Сегодня на уроке мы приготовим  для них подарки. Какой подарок будет главным, вы узнаете, если выполните следующие задания.

     Вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Покажи ответ». (Работа с кассами)

    Слайд 3
    Устный счет

    I-III гр.

    - назовите число больше 7, но меньше 9

    - увеличьте 8 на 2 единицы

    - найти сумму чисел 10 и 8

    - уменьшите 18 на 5 единиц

    - найдите разность чисел 12 и 1

    - расставьте числа в порядке возрастания

    8

    10

    11

    13

    18

    Б

    У

    К

    Е

    Т

    Прочитайте, какое слово получилось?

    За активную работу на уроке, за правильные ответы вы будете получать цветы и составлять из них букет для мамы.

    - Какое число лишнее, объясните.

    - Сколько знаков в однозначном числе, что они обозначают?

    - Сколько знаков в двузначном числе, что они обозначают, на каком месте  стоят?

    IV гр.

    - найдите на рисунке все цифры, которые знаете. Обведите их кружочком.

    -выложите числа по порядку от 1 до 5.

    - соедините каждый рисунок с нужным числом

    Оценивание

     Слайд 4

    Минутка чистописания

    Пальчиковая гимнастика

    • Словно в бутончик собрал лепестки  (в горстку собрать пальцы рук)

              Солнце свои посылает лучи  (раскрыть пальцы рук)

             Утром под солнцем цветы раскрываются  (полу раскрыть горстку)

             Солнышко село, и сумрак сгустился,

             И до утра мой цветочек закрылся (в горстку собрать пальцы рук)

    Записать предыдущее и следующее число

    I-II гр.  

    …8  9 …

    - Какое число лишнее, объясните.

    III гр.

    обвести по контуру, подчеркнуть

    IV гр.

    …2 3 …

    Актуализация опорных знаний и представлений

    Проведем математический диктант.

    Я буду задавать трудные математические вопросы, на которые вы постарайтесь ответить, записав примеры.

    I-II гр.  

    -уменьшите 19 на 9

    - увеличьте 19 на 1

    - найдите сумму 10 и 5

    - найдите разность чисел 13 и10

    III гр.

    вставить пропущенные знаки действий

    19 9=10    19 1=20    10 5=15      13 10=3

    IV гр.

    составьте узор из  фигур по образцу

    Слайд 5

    Проверка .  

    Используйте различные варианты чтения примеров,  пройдите по лабиринту, соединив математическое выражение с ответом.

    - Кто справился с заданием?

    - У кого были ошибки?

    -Что можем посоветовать этим детям?

    Оценивание

    Слайд  6, 7

    Зрительная гимнастика

    Отгадайте загадку.

    Спал цветок                         (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки,  

                                                   слегка надавливая на них по часовой стрелке и

                                                   против нее.)

     И вдруг проснулся               (Поморгать глазами.)

     Больше спать не захотел.  (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

    Шевельнулся встрепенулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

     Взвился вверх и улетел.       (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)   

                                                                                                                    БАБОЧКА

    Систематизация и обобщение знаний

    Слайд  8

    Решение задач

    З.Орлова

    Мамочке - подарочки
    Я любимой мамочке подарю подарочки:
    Вышью ей платочек как живой, цветочек!

    Чисто уберу в квартире -  и нигде не будет пыли.

    Вкусный испеку пирог  с яблочным вареньем...

    Только мама на порог - тут и поздравления!
    Ты, мамулечка моя, поздравляю я тебя:
    С этим праздником, с весной ,с  первыми цветочками

     И с хорошей дочкой.                                  (Аванесян Г.)

    Слайд  9,10

    Решение задачи

    I гр. (краткая запись, вопрос, решение , ответ)

    II гр. (краткая запись, решение, ответ)

    III гр.(заполнение схемы решения задачи)

    Слайд 5

    Сын испек для мамы 11 пирожков с вареньем, а папа на 7 пирожков больше. Сколько пирожков испек папа?

    - Прочитайте задачу.  

    - О чем говориться в задаче?

    - Кто пек пирожки для мамы?

    - Что сказано про сына?  (Подчеркните синим карандашом)

    - Что сказано про папу? (Подчеркните красным карандашом)

    - Что мы с вами разобрали?

    - Что известно в задаче?

    - Что неизвестно в задаче?

    - Что обозначают слова на 7 больше?

    - Что значит увеличить число на несколько единиц?

    -Подберите схему решения к этой задаче.

    - Каким действием будем отвечать на вопрос задачи? 

    -Прочитайте вопрос задачи?

    Слайд 6

    -Составим краткую запись.

    - Расскажите условие задачи с опорой на краткую запись.

    - Что будем выполнять сейчас?

    -Выполним проверку.

    -Повторите вопрос задачи.

    -Запишите ответ.

    - I гр. Составьте обратную задачу.

    IV гр.

    Решение примеров

    Составление примеров по рисункам

    2 + 1=

    1 + 3=

    5 – 2 =

    5 – 3 =

    Слайд  11

    Рефлексия

    -Поднимите руки те, кто понял, как решать задачу?

    - Кто затруднялся?

    -Кто не понял, как решать?

    Оценивание.

    Слайд  12

    Физкультминутка

    Снятие общего утомления мышц через выполнение танцевальных  движений под  музыкальное  сопровождение.

    Построиться по кругу, взяться за руки.

    Ходьба по кругу.

    Пружинки.

    Правая рука вверх. Левая рука вверх, посмотреть на ладошку.

    Наклоны вперед, руки вытянуть вперед, прижать к груди.

    Покружиться вокруг себя. Повторить наклон вперед с движением рук.

    Ходьба по кругу на носочках, руки вверх.

    Пружинки.

    Помахать руками над головой, похлопать в ладоши.

    Закрепление

    Слайд  13

    Самостоятельная работа

    В.Шуграева

    Маме

     В горшочек посажу росток, поставлю на окне.
     Скорей, росток, раскрой цветок - он очень нужен мне.
    Промчаться ветры за окном со снежною зимой,
    Но будет выше  с каждым днем расти цветочек мой.
    Когда же по календарю Весны настанет срок,

    Восьмого марта  подарю я  маме свой цветок!    (Фиалко С.)

    О. Чусовитина

    Бабушке подарочек

    Из цветной бумаги вырежу кусочек.
    Из него я сделаю маленький цветочек.
    Бабушке  подарок приготовлю я.
    Самая красивая бабушка моя!                (Губанов Д.)

    Сейчас мы с вами постараемся приготовить еще один подарок для наших мам,  бабушек или сестренок. У вас на партах лежат геометрические фигуры и палочки. Попробуйте составить из них цветок. Какие геометрические фигуры вы использовали? Каких фигур больше? Чем отличается круг от треугольника?

    Давайте нарисуем  ваш цветок и раскрасим его.  Но для этого надо правильно решить примеры.    (Убрать фигуры в конверт)

    Слайд 14.

    I гр.

    12+8=20    18 – 6=12      15 – 5=10          19 – 2 =17

    16+4=20                          17 – 7=10          15 + 2= 17

    11+9=20

    II гр.

    12+8=20    18 – 6=12      15 – 5=10

    16+4=20                          17 – 7=10

    11+9=20

     

    III гр.

    12+8=20    18 – 6=12      15 – 5=10

    20 -  красный   12 – желтый   10 – зеленый  17 - розовый

    IV гр.

    Раскрасить цветок по образцу

    1- желтым

    3- красным

    2- зеленым

    Проверка (выполняют учащиеся I- I I гр.)

    Оценивание.

    Комментарии к домашнему заданию

    I гр. – составить и решить обратную задачу,  Ал. п/о с.77 №9

    II гр. – решить примеры на карточках (Х. п/о с.39 №58(а))

    III гр. – решить примеры на карточках (Х. п/о с.39 №58(б, 1-2 ст.))

    IV гр. – составить примеры по рисунку и решить их (Ал. п/о с.17 № 37)

    Итог  урока

    Слайд 15

    Мы с вами сделали замечательные подарки для наших мам и бабушек: это и рисунок, и открытка с букетом цветов. А еще можно подарить праздничный пирог и зажечь на нем свечи.  Для этого надо ответить на вопросы.

    - На какое действие решали примеры на уроке?                       Зажигаем свечу.

    - Какие числа складывали и вычитали?                                     Зажигаем свечу.

    - Сколько знаков в однозначном числе? Что  он обозначает? Зажигаем свечу.

    - Сколько знаков в двузначном числе?  Что  они обозначают? Зажигаем свечу.

    - На каком месте стоят единице в числе? На каком месте стоят десятки в числе?                                                                                             Зажигаем свечу.

    - Что значит увеличить число?                                                    Зажигаем свечу.

    - Что значит уменьшить число?                                                   Зажигаем свечу.

    Рефлексия

    Слайд 16

    У вас на партах лежат солнышки. Это может быть еще один подарок.

    Если вам понравилось работать на уроке, было интересно, и вы справлялись с заданиями, нарисуйте солнышку улыбку.

    Если задания оказались трудными или вам было не интересно, просто нарисуйте ротик.

    Покажите ваши солнышки. Покажите открытки.  Мамам  будет приятно узнать, что вы очень старались для них.  Мамы будут гордиться своими сыночками и дочками.

    Слайд 17,18

    Урок окончен.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока: "Проволока и способы её получения. Изделия из проволоки". 5 класс

    1. Ссылка на презентациию на яндекс диске: http://yadi.sk/d/cQinQdNk2pKml2. Ссылка на план -конспект урока: https://yadi.sk/i/20iGhmWAmMUp33.. Ссылка на технологическую карту на изготовление голо...

    «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК, ВИДА □ + 4»

    Помогает создать условия для ознакомления с видами сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 4; составления таблицы сложения; решать задачи и выражения изученных видов....

    методический доклад Особенности перехода скрипача в класс альта (для специальности 073101)

    Работа отражает специфику перехода учащихся из класса скрипки в класс альта.Затрагиваются основные проблемы постановки альтиста .звукоизвлечения.штрихов.Предназначен для студентов и преподавателей...

    Урок по теме "Вычитание ФГОС"

    Данный урок предназначен для проведения в 6 общеобразовательном классе....

    Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

    В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

    Список рекомендованных книг на лето "Переходим в 5 класс"

    Список рекомендованных книг на лето "Переходим в 5 класс"...