Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся на уроке физики
статья на тему

Ганичева Елена Николаевна

Мы сталкиваемся в своей деятельности с следующими проблемами: низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление. Нежелание выполнять домашнее задание. Отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих обучающихся.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся на уроке физики

Преподаватель: Ганичева Е.Н

2012

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся на уроке физики

Мы сталкиваемся в своей деятельности с следующими проблемами:

- низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление.

- нежелание выполнять домашнее задание.

- отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих обучающихся.

Мы работаем с такими группами обучающихся (слайды 2-4)

Причины:

- Возрастные особенности: многие обучающихся не могут абстрактно мыслить, анализировать, быстро обобщать учебный материал

- Разноуровневый состав обучающихся в группе, разная подготовка к обучению.

- Низкая мотивация обучения.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

1) В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.

Специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся  наибольшие затруднения.

Контролирую усвоение материала обучающихся, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучении темы или раздела обобщаю  итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков обучающихся, выявляю причины отставания.

Более конкретно на разных этапах урока даю разноуровневые тесты, в которых не требуется решение задач

2) При изложении нового материала.

Обязательно проверяю  в ходе урока степень понимания обучающихся  основных элементов излагаемого материала

Стимулирую вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоениях в усвоении учебного материала. Применяю различные средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечиваю разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающихся активно усваивать материал.

Стараюсь включать видеофрагменты с различными опытами, которые не возможно провести в классе, а затем по фотофрагментам провожу опрос.

3) В ходе самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Включаю в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

Стимулирую постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе.

Развиваю  умения планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Составление конспектов, некоторые темы физики можно  изучать самостоятельно, я пользуюсь этим и даю задания на составление конспектов. Причем это умение оценивается

4) При организации самостоятельной работы вне класса.

Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала. Концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически даю домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирую обучающихся  о порядке выполнения работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими обучающимися.

Даю домашние лабораторные работы (По интерференции, изучение треков и другие).

По каждой теме из курса физики обучающимся предлагаются рефераты.

При выборе дидактических мер группового подхода к неуспевающим школьникам можно использовать следующие приемы работы.

1) В процессе контроля за подготовленностью обучающихся стараюсь  применять такие меры группового подхода и помощи в учении - снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешаю использовать наглядные пособия, схемы, плакаты. Стимулирую оценкой, подбадривание похвалой.

2) При изложении нового материала

-поддерживаю интерес к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, актуальность), привлекаю неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.

3) В ходе самостоятельной работы обучающихся на уроке

- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, выполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих обучающихся, указывать на сдвиги в деятельности.

ВЫВОДЫ:

1) Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2) Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с обучающихся, родителями, наблюдения за трудными обучающихся  с фиксацией данных, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3) Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе - это дополнительные занятия, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4) Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими обучающихся  должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей обучающегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...

Причины неуспеваемости учащихся. Организация работы с неуспевающими.

Неуспеваемость – извечная «головная боль» преподавателей, одна из основных проблем учебного процессаа.Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся на современном этапе.Над п...

Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.

Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь лог...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...