Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
статья по теме

Литвиненко Ирина Витальевна

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литвиненко Ирина Витальевна

ГАУ СПО «Колледж Сервиса и туризма»

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

 на уроках физики

Каждый преподаватель находится в поисках новых эффективных методов и приемов обучения, которые бы активизировали учебную, мыслительную и творческую деятельность учащихся, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков. Формирование исследовательских умений у студентов мы рассматриваем сегодня как важную педагогическую проблему, решение которой направлено на совершенствование качества профессиональной подготовки.

Исследовательская деятельность, рассматривается как стиль жизни современного человека, неотъемлемая  характеристика его личности, входящая в структуру представлений о профессионализме. Она организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения  учебного материала, формирования исследовательских умений.

Исследовательские умения необходимы при постановке физических опытов и экспериментов, которые являются основой изучения физических явлений и законов. Поэтому принцип: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», актуален. Опыт творческой исследовательской деятельности постепенно накапливается при привлечении учащихся к изготовлению и демонстрации простейших физических приборов, оборудования, проведению физических опытов, проверке законов физики.  Это облегчает уяснение большинства изучаемых физических вопросов, способствует накоплению демонстрационного материала на уроках физики.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Время требует, чтобы эффективность и качество уроков определялась тем, в какой мере преподаватель обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться и  вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учащимся  или группой. На учащегося ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, а при необходимости и постановки физического эксперимента, изготовления самодельных приборов. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст, создает положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Например, можно предложить изготовить своими силами такие физические приборы как: когерер, солнечные часы, простейший перископ, старинный конденсатор - лейденская банка или вырастить в домашних условиях кристаллы соли, медного купороса и др.

Вначале подбирается список литературы для самостоятельного изучения. Определяется порядок изготовления прибора, необходимые материалы.

При выполнении задания учащиеся постигают азы работы с новыми инструментами и различными материалами, приобретают практический опыт и уверенность в своих силах. А при демонстрации результатов своей работы перед сокурсниками, испытывают чувство гордости и удовлетворения от выполненной работы. Похвала, одобрение со стороны учителя мотивируют и стимулируют учащегося на выполнение новых работ, чтобы опять ощутить чувство своей значимости и причастности к организации учебного процесса.

Мой опыт показал, что соединение теории и практики, подбор творческих заданий, общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности дают лучшие результаты, повышается интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно....

Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся

данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей  учащихся", ...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности  на уроках физики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Из опыта работы: о активных методах обучения математики в профессиональном учреждении...

Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...