Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
статья на тему

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности  на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_obobshchenie_opyta.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности  на уроках физики

Абалымова Алевтина Васильевна – преподаватель физики

ГБПОУ «Новоуренгойский многопрофильный колледж»,

 Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый

       Изменение характера влияния социальной среды на развитие учащихся, происходящее в последнее время, во многом меняет функции школы. На учителя возложена большая ответственность, ему доверено самое главное - здоровье ребенка, физическое и нравственное, его разум, его душа. А назначение учителя – передавать свои знания, свои идеи, свой опыт, социальный и нравственный, другому поколению.

В связи с этим основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся по предмету. Физика само по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников важно, чтобы детям была интересна не только физическая информация, но и сам процесс её получения.

Так появилась идея изменений как идея обновления педагогического опыта, которая состоит в использовании разнообразных педагогических технологий: проемного обучения, модульно-блочного обучения, игровых методов, проектного обучения, исследовательской развивающей технологии; информационно-коммуникационных технологий (применение компьютера, проектора, электронных учебников, ресурсов Интернета, создание мультимедийных презентаций); разработка и проведение интегрированных и комбинированных уроков. Это далеко не все, что может применять каждый учитель для активизации учебной деятельности школьников и формирование интереса к предмету.

В результате сформировалась концепция изменений, которая представляет собой обоснование перехода от традиционного преподавания к новейшим педагогическим технологиям личностно-ориентированного характера, что связано с изменением функций учителя по организации учебного процесса, предполагающее создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, раскрытие потенциала личности ребёнка.

Можно предположить, что здесь мало новизны в сравнении с традиционными подходами к обучению. Однако это не так. Использование современных информационно-коммуникационных средств, в том числе цифровых ресурсов, отход от классно-урочной системы в том виде, какой был присущ всей системе образования нашей страны, обращение к личности ребёнка - это составляющие новых подходов к образовательно-воспитательному процессу.

В своей работе я использую такие методические приемы управления познавательной деятельности учащихся (их можно разделить на четыре группы):

  1. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.
  • Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений,фактов, делаются экскурсии в область истории науки.

   В 1945г профессор МГУ В.К.Аркадьева демонстрировал опыт с “парящим магнитом,,. Магнит (в виде бруска), подвешенный на цепочке, погружали в чашу  из сверхпроводящего свинца. При приближении магнитика к чаше эта цепочка

Ослабевала и он в конце концов начинала <парить > над чашей. Объясните этот опыт (Изучаемый  материал:сверхпроводимость)

  • Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

Лазер – составлено из первых букв английской фразы, означающий: «усиление света при помощи вынужденного излучения». (Изучаемый материал– лазеры.)

  • Положения науки иллюстрируются событиями современности.

На поверхности Ио- спутника Юпитера- недавно обнаружено ранее не наблюдавшиеся крупное (d-350км) яркое пятно на том месте, где находился вулкан Ра Патера, что с большой вероятностью указывает на его вулканическое происхождение. Непрерывное наблюдение за эволюцией этого пятна ведётся с помощью космического телескопа им. Хаббла.

  • Используются художественная литература, легенды, сказания.

У Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» приводится интересное описание комнаты, очень напоминающей камеру – обскуру.

“Комната, в которую вступил Иван Иванович была совершенно темна, потому что ставни были закрыты и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в стене, приял радужный цвет и, ударяясь о противоположную стену, рисовал на ней пёстрый ландшафт из очерченных крыш. Деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращённом виде,, (используемый материал- прямолинейный распространение света).

Предполагаются различные фантастические ситуации.

  • Описание мира, в котором  устранена сила тяжести или трения. Прием динамичности, то есть показ процессов, явлений в динамике.

Прием динамичности, т.е показ процессов, явлений в динамике.

Прием создания проблемной ситуации.

Как вы объясните высказывание А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»? (Изучаемый материал – химическое действие света.)

  • Сообщение парадоксального факта. Парадоксы – «золотой арсенал» учителя физики. Они активизируют мышление школьников, задевают его самые глубинные структуры, систематизируют учебныйматериал как в понятийной, так и в образной форме.

Очень интересным в СТО является «парадокс близнецов». (Изучаемый материал – специальная теория относительности.)

  • Прием демонстрации опыта или сообщения о нем.

Опыт. В стакан с раствором серной кислоты помещают цинковый и угольный электроды, соединенные с электрической лампой. Лампа зажигается.

Вывод. Электрический ток может быть получен за счет превращения химической энергии в электрическую.  (Изучаемый материал – источники тока.)

  • Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его физической,  народнохозяйственной  или эстетической ценностью.
  • Прием, при котором делаются неожиданные сопоставления.

Зависимость сопротивления проводника от его длины, сечения, температуры школьникам можно пояснить с помощью словесной наглядной картинки: группа спортсменов бежит по проспекту навстречу потоку пешеходов; идущие люди представляют определённое сопротивление бегущим; чем длиннее трасса, тем больше народу встретят легкоатлеты, больше будет сопротивление их бега; чем шире дорога при том же потоке людей, тем оно, естественно, будет меньше; чем быстрее идут люди в потоке (аналогия с молекулярным движением при росте температуры), тем сложнее лавировать между ними бегунам.

(Изучаемый материал - удельное сопротивление проводников).

Электрон меньше пылинки примерно во столько же раз, во сколько пылинка меньше земного шара.

Заряд электрона 1,6*10-19 Кл, по сравнению с единицей заряда в 1 Кл выглядит ничтожно: ведь, чтобы приобрести заряд в 2 Кл, тело должно получить 6,25*1018 электронов; это значит, если в течение каждой секунды передавать телу 1 млрд. электронов, то заряд  1 Кл накопится через 200 лет.

  1. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала.
  • Эвристический прием. Его сущность состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (но не проблемный,  то есть учащиеся располагают знаниями для ответа на него) и наводящими вопросами подводит к ответу на него.

Наводящие вопросы к изучаемому материалу - о внутренней энергии.

  1. Какие вид механической энергии вы знаете?
  2. Как вы понимаете слово ”внутренняя энергия,,?
  3. Как вы думаете: где заключена эта энергия?
  4. Из чего она складывается?
  5. Как устроены все тела? (Вопрос наводящий, даю, даю, если в нём есть потребность.)
  6. Какое бы вы дали определение внутренней энергии?

Изучаемый материал- способы изменения внутренней энергии:

  1. Может ли меняться внутренняя энергия тела? Почему?
  2. Если да, то будет ли при этом меняться характер движения молекул?
  3. Как можно увеличить или уменьшить внутреннюю энергию тела?
  4. Какие ещё способы вы можете предложить?
  5. Можно ли нагреть без огня два куска дерева?
  6. Как можно зафиксировать изменение внутренней энергии тела?
  7. Чем отличаются два рассмотренных нами способа изменения внутренней энергии тела?
  8. Где на вашем рабочем столе можно наблюдать изменение внутренней энергии?
  • Сократический прием- построение учителем беседы на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Сократический прием развивает у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
  • Исследовательский прием. Учащимся представляется возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить задачу, сформулировать вывод.
  1. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
  • Прием схематизации.

Составьте схему автоматической пожарной сигнализации, в которой примените биметаллическую пластинку и электрический звонок. (Изучаемый материал - тепловое действие тока и его практическое применение).

Используются СЛС схемы по методу работы Шаталова.

  • Прием символизации.

Взаимодействие зарядов

  • Прием моделирования.
  • Привлекаются примеры из техники.

В кабине водителя автобуса лежит табличка с надписью ”Вода слита,,. В каких случаях, с какой целью и как используется эта табличка?

Каково назначение и действие вентилятора, находящегося перед радиатором внутри автомобиля? (Изучаемый материал - тепловые двигатели.)

  • Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.
  • Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры и т. д.
  • Приводятся примеры использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино.

Длинный шест, поставленный вертикально в положении неустойчивого равновесия. Как его удерживает жонглёр? Проделайте аналогичный опыт самостоятельно с какой-либо линейкой или рейкой. (Изучаемый материал- устойчивость равновесия тел).

  1. Приемы проектов.

Отличительной чертой проектной деятельности являются поиск и дальнейшая обработка информации. При выполнении проекта выделяются следующие этапы:

  1. исследовательский (социологический опрос учеников, их друзей, родителей, знакомых, который послужил толчком к разработке данной темы);
  2. творческий - оформление результатов (рефераты, книжка – раскладушка, стенгазета, компьютерная презентация).
  3. Информационный (сбор информаций, её анализа обобщение и представление для широкой аудитории).

Итогом работы будет урок-презентация, на котором группа ребят представляет свою работу.

В процессе проектной деятельности формируются следующие умения и навыки:

  • осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, и определить, чему нужно научиться для её решения;
  • находить несколько вариантов решения проблемы и привлекать знания из различных областей;
  • коллективно планировать работу и осуществлять деловое партнёрское общение;
  • вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
  • уверенно  держать себя во время выступления.

Проект - это метод обучения, который ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует большое количество умений и навыков, позволяет учащимся получить опыт деятельности. Этим обусловлено его значение в учебном процессе.

Применение названных приемов ведёт к дифференцированному, разноуровневому обучению, которое является одной из ступеней перехода к технологии личностно-ориентированного обучения.

Нужно ли создавать какие-либо специальные условия для применения предоставленного опыта? Что необходимо для реализации изменений в опыте работы учителя? Мы полагаем, что для учителя физики важны:

  • владение образовательными и информационными технологиями, позволяющими раскрыть индивидуальные способности и возможности ребёнка; профессиональная компетентность, направленная на активизацию деятельности учащихся и учителя в рамках сотрудничества и сотворчества;
  • использование мультимедийных презентаций, наглядных и электронных пособий, интерактивной доски, опорных логических конспектов.

Очевидно, что эти условия обеспечивают успешность учителя физики и будут способствовать успешности его учеников.

Список литературы:

1.        Дягилев Ф.М.  Из истории физики и жизни ее творцов.  –М.:Просвящение,    198 с. ,1987

2.        Каменецкий С.Е. Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе.– М.:Просвящение,   1987

3.        Научно- методический журнал  №2  .  Физика в школе.– М.: Школа –Пресс, 2009

4.        ТранковскийС. Книга  о  лазерах. – М.: Детская литература, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Методические приемы обучения решению познавательных задач по дисциплинам ОГСЭ

Мышление на творческом уровне предполагает решение обучающимися проблемных познавательных задач. Творчески мыслящим человеком может стать каждый, но потолок возможностей у каждого индивида иной. Надо ...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»

Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает  - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.Личность, обладающая  развитым творческим...

Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...