Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"
презентация к уроку на тему

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность – обучающийся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения» мастер производственного обучения ХФ ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Туралиева Ж. М. . АСТРАХАНЬ – 2018

Слайд 2

Активизация познавательной деятельности обучающихся определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью. Изменение социально-экономических условий современной жизни, требует от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. И еще этого требует профстандарт « Мастер произв. обучения, преподаватель СПО, который введен в действие с 1 янв 2017 г Актуальность проблемы

Слайд 3

Цель работы – описание дидактических приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе производственного обучения. Объект исследования – познавательная деятельность обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. Предмет исследования – дидактические методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения.

Слайд 4

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Раскрыть специфику познавательной деятельности обучающихся в системе СПО. 3. Охарактеризовать дидактические приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся. 4.Описать методическую разработку урока производственного обучения по профессии «Маляр» в форме КВНа - как одного из способов активизации познавательной деятельности обучающихся. Задачи :

Слайд 5

1.1 . Генезис понятия «Познавательная деятельность» 1.2 . Характеристика уровней познавательной деятельности обучающихся 1.3 . Принципы активизации познавательной деятельности Глава1 . Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся

Слайд 6

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся. И также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. 1.1. Генезис понятия «Познавательная деятельность»

Слайд 7

« Интенсивная аналитико-синтетическая мыслительная деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» (Ф.И. Харламов) «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» ( А.К.Маркова ) 1.1. Что же представляет собой познавательная активность?

Слайд 8

«Ценное и сложное личностное образование обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к деятельности» ( Г.И.Щукина ) «Активность в учении не просто деятельное состояние обучающегося, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия, на достижение учебно-познавательной цели» ( Т.И.Шамова ) «Один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым» ( С.Л.Рубинштейн ) Вывод : Активизация познавательной деятельности обучающихся - это целенаправленная деятельность педагога по повышению уровня их учебной активности.

Слайд 9

Деятельность преподавателя: выработка дидактических условий, методов и средств обучения, активизирующих познавательные процессы обучающихся и способствующих развитию познавательной активности. Деятельность обучающегося активное, творческое усвоение учебного материала . «Активизация познавательной деятельности» - двусторонний процесс

Слайд 10

Критерии когнитивный потребностно – мотивационный операционно - практический Показатели Сформированност ь знаний,умений и навыков Степень развития познавательных процессов Мотивы Интересы инициативность Самостоятельность Умение решать коммуникативные задачи 1.2. Характеристика уровней познавательной деятельности обучающихся

Слайд 11

Высокий уровень – высокая осознанность мыслительной деятельности, стремление к интеллектуальному напряжению, ярко выраженная мотивация, устойчивое стремление к его познанию, высокий уровень самостоятельности и инициативности. Сформированность ЗУН и умение оперировать ими в конкретных ситуациях, самостоятельно извлекать эти знания из источников. Умение анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения. Средний уровень - мотивация нестабильна, инициативность и самостоятельность ситуативны , зависят от степени заинтересованности в выполнении данного действия. Участие в учебно-познавательной деятельности, но без проявления волевых усилий в процессе овладения знаниями. Низкий уровень – отсутствие интереса, низкий уровень коммуникативной компетенции. Знания отрывочны, иногда совсем отсутствуют. Умения и навыки не сформированы, участие в учебно-познавательной деятельности минимальное. Познавательные процессы развиты слабо. Наблюдается умственная пассивность .

Слайд 12

Принцип проблемности Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Принцип взаимообучения Принцип исследования изучаемых проблем Принцип индивидуализации Принцип самообучения Принцип мотивации 1.3. Принципы активизации познавательной деятельности

Слайд 13

2.1. Краткая характеристика дидактических приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения. 2.2.Описание методической разработки урока производственного обучения по профессии «Маляр» в форме КВНа - как одного из способов активизации познавательной деятельности обучающихся. Глава 2. Методическая разработка урока производственного обучения с использованием приемов и методов активизации познавательной деятельности .

Слайд 14

Традиционные методы обучения Словесные Наглядные Практические Рассказ, Беседа Лекция, Чтение Наблюдение Демонстрация Практическая работа Лабораторная работа Методы обучения по степени активности познавательной деятельности обучающихся Репродуктивные Проблемно - поисковые Метод алгоритмизированного обучения Метод проблемного обучения Метод эвристического обучения Метод исследовательского обучения 2. 1. Приемы и методы активизации познавательной деятельности

Слайд 15

Основные дидактические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся: 1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации. 2.Использование тестов. 3.Практические работы. 4.Использование опорных схем. 5.Использование информационных технологий. 6.Использование здоровье сберегающих технологий. 7.Использование исторического материала . 2.1. Приемы и методы активизации познавательной деятельности

Слайд 16

Тема урока : «Особенности окраски фасадов. Роль цветовой гаммы в отделке фасадов современных зданий » Цель мероприятия: 1.Обеспечить усвоение обучающимися основных понятий, определений, изученных по предмету «Маляр». 2. Сформировать умение анализировать и применять на практике опыт решения сложных проблемных ситуаций, развивать творческое самостоятельное мышление. 3. Воспитать у обучающихся взаимовыручку, культуру поведения, взаимоуважение, умения работать в команде. Тип урока : по типу конкурса «КВН». 2. 2. Методическая разработка урока производственного обучения

Слайд 17

Развитию самостоятельности мышления и познавательной активности способствуют нетрадиционные приемы и методы обучения, направленные на формирование практических умений и навыков. Организация самостоятельной познавательной активности и мыслительной деятельности обучающихся решается с помощью нетрадиционных уроков. Одним из них является урок производственного обучения – КВН. КВН - э то самая популярная и проверенная временем игра, которая органично включает в себя теоретические и практические задания, пронизанные элементами творчества. Разработка ориентирована на профессиональный модуль ПМ «Выполнение малярных работ» и уровень знаний по теме 1.1. «Профессиональные компетенции».

Слайд 18

Профессия: «Маляр». МДК 01.01. Технология малярных работ. Тема урока № 45 « Особенности окраски фасадов. Роль цветовой гаммы в отделке фасадов современных зданий» Тип урока : изучение трудовых приемов и операций Вид урока : практический урок с элементами игры Методы обучения : словесный, наглядно-демонстрационный, практический Место проведения : мастерская «Маляр». Цели урока : Образовательная цель : области применения и технологии выполнения отделки фасадов зданий, применяя передовые формы организации труда. Развивающая цель: развитие познавательного интереса на уроке, умений анализировать и обобщать полученную информацию; умений работать в команде, эффективно общаться со сверстниками, руководством. Воспитательная цель : содействовать воспитанию интереса к своей профессии, активности, внимательности, самостоятельности, профессиональной компетентности. Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности студентов; использование интерактивных методов обучения . План урока производственного обучения

Слайд 19

1. Организационная часть : (5мин) -обсуждение условий проведения урока -мотивация учебно-познавательной деятельности 2. Актуализация опорных знаний (20 мин) 3. Вводный инструктаж (40 мин) - сообщение темы программы и урока - целевая установка - правила техники безопасности - демонстрация трудовых приемов 4. Текущий инструктаж (целевые обходы ) (4ч.20мин) 5. Заключительный инструктаж (30мин) 6. Подведение итогов (5мин) План урока производственного обучения

Слайд 20

1-3. Организационная часть. Вводный инструктаж. I. Конкурс «Приветствие». II. Конкурс «Разминка». III. Конкурс « Домашнее задание». Фасад – история и этапы развития понятия. (презентация каждой команды) 4.Текущий инструктаж. IV. Конкурс профессионалов «Лучшая команда». (выполнение практической работы по окраске выбранного фасада) 5. Заключительный инструктаж. V. Конкурс капитанов. (защита выполненной работы командой) 6. Подведение итогов. Рефлексия. Ход урока

Слайд 21

развивается творческая активность учащихся; они показали не только профессиональные знания и умения, но и такие черты характера как , инициативность, коммуникативность . формируются умения самостоятельно решать поставленные задачи, оценивать результаты своей учебной и практической деятельности в ходе обсуждения, проверки и защите выполненной работы . Урок производственного обучения, проведенный в форме КВНа показал, что на таких занятиях:

Слайд 22

Заключение: В данной работе проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся. Выяснена сущность понятия «активизация познавательной деятельности»: это двусторонний процесс, который затрагивает и деятельность обучающегося и деятельность преподавателя. Дана характеристика дидактических приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся. Активными являются те методы, которые повышают уровень познавательной активности. И от дидактических приемов, которые выбирает преподаватель, зависит творческая активность обучающихся. Представлена методическая разработка урока – КВНа из опыта работы по активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер производственного обучения ХФ ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Туралиева Жалсын Муратовна «Профессионально-личностное самоопределение обучающихся в условиях социального партнерства, реализуемого в системе непрерывного образования».

Слайд 2

Актуальность проблемы обусловлена ситуацией не рынке труда и является следствием бессистемности и несогласованности деятельности образовательных организаций, работодателей, служб занятости и структур государственной власти, ответственных за личностное и профессиональное становление молодежи . Цель исследования : обозначить условия оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов. Задачи исследования : Выявить и обосновать содержание, направление, виды профессионального самоопределения обучающихся. Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы профессионального самоопределения молодежи Обосновать факторы, влияющие на личность в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассника. Разработать научно-методические рекомендации для учреждений общего среднего и высшего профессионального образования по формированию профессионального самоопределения обучающихся.

Слайд 3

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20–29 лет, по данным Росстата

Слайд 4

Учебное заведение Процент трудоустроенных выпуск ников Процент выпускников, работающих в регионе Процент выпускни ков , состоящих на учете в центре занятости Процент выпускни ков призван ных в ряды Вооруженных сил Процент выпускников продолжаю- щих обучение в магистратуре или аспирантуре АГАСУ 65% 78% 3% 25% 5% АГТУ 75% 65% 5% 22% 10% АГУ 62% 75% 9% 18% 8% Трудоустройство выпускников вузов за 2014/2015 уч. год

Слайд 5

Отношение студентов к проблеме профессионального самоопределения

Слайд 8

включение студентов в ситуации, требующие принятия самостоятельного решения – от выявления профессионального интереса – до формирования устойчивого интереса к выбранной профессии создание профессиональной среды, пространства совместной жизнедеятельности и общения преподавателей и студентов организация производственной практики на штатных должностях с полным грузом ответственности Условия для профессиональной самореализации студентов в избранной профессии

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Включение обучающихся в активную познавательную деятельность на уроках производственного обучения

Вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, руководство ею - это ответственная и сложная задача каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и познавательной де...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности  на уроках физики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Из опыта работы: о активных методах обучения математики в профессиональном учреждении...