Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
статья по теме

Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.Выявлено - чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование задач, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

М.Г.Давыдова

Е.В.Тарануха

Математическое образование является обязательной частью общего образования на всех ступенях школы.

Поиск методов развития  познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время для педагогов существовал всегда. Важной проблемой преподавания математики является формирование мотивационной сферы учения школьников, т.е. создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития.

Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.

Проблемой  активизации познавательной деятельности занимались такие педагоги, как  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,  Г.А. Цукерман,  Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и многие другие.

Выявлено - чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование задач, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока?

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроке каждый ученик мог легко включиться в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к предмету. По своим природным способностям, темпу работы  учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

Как заинтересовать математикой? Многое зависит от того, как поставить вопрос, и от того, как вовлечь учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Эффективным средством организации такой деятельности при изучении математики является исторический материал. Вводимый на уроках  5-11  классов исторический материал усиливает творческую активность учащихся, включает их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель имеет возможность познакомить школьников  с понятием творчества, с творчеством науки. Использование исторического материала на уроке дает возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировке теорем,  самостоятельно выбирать  любопытные факты истории, связанными с математическими  открытиями, поговорки, высказывания. Например: счет и вычисления – основа порядка в голове. ( Песталоцци И.)

Другим  эффективным средством является  дидактическая игра. Она вызывает у детей 5-7 классов  живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий.  Дидактическая игра – не цель на уроке , а средство обучения,  вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности. Для создания игровой ситуации на уроках используются  жизненные факты, занимательные задачи, научные  рассказы. Можно использовать игровые ситуации при отработке  математических понятий, при закреплении изученного материала, при переформулировке задачи. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.Увеличение умственной нагрузки на уроке заставило задуматься над тем, как поддержать у детей интерес и активность на уроке. В обучении младших школьников часто применяют игры. Вот примеры некоторых игр. «Магические  квадраты», «лабиринт сомножителей», волшебное число, индивидуальное лото, лучший счетчик.

Объяснить  новый материал  ученикам легче, чем открывать его вместе с учениками. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является использование их жизненного опыта. Часто дети запоминают только то, что рисовал, чертил, вырезал или закрашивал. Такой вид работы как практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Велика роль опорных схем, карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Большое  внимание на уроках уделяется  устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.   Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знания  упрощенных приемов устных вычислений необходимо даже при полной механизации.  Например: умножение на 11. Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих чисел.  7211=7(7+2)2=792. Ученики 5-6 классов  узнав о приемах устных вычислений  сами стараются придумывать и свои правила. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений. Действительно, использование тестовых технологий дает возможность  точно оценить деятельность ученика, а полученная информация, в свою очередь, может быть использована для оценки достижений ученика, для определения стратегии дальнейшего обучения. При  тестовой технологии каждый ученик включается в активную учебно – познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования. Считаю, что данная технология гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Тесты позволяют:

  1. Учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения.
  2. Проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения.
  3. Оживить процесс обучения.
  4. Сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос.
  5. Сэкономить время учителя, идущего на проверку результатов выполненной учащимися работы.
  6. Использовать тесты для компьютеризации.
  7. Обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Преимущества тестового контроля.

  1. Объективность оценки.
  2. Достоверность информации.
  3. Эффективность.
  4. Надежность дифференцирующая способность.
  5. Реализация индивидуального подхода в  обучении.
  6. Сравнимость результатов.

Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям. И учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

С п и с о к  л и т е р а т у р ы.

1. Щукина г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

2. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций.- Минск, 1979.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

4.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008.

5.Кружецкий В.А. Психология. - М., 1986
6.Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики

Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности  на уроках физики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Из опыта работы: о активных методах обучения математики в профессиональном учреждении...

Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о ...