Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
статья

Ракитская Валентина Николаевна

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Знания студентов, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того чтобы знания ребят были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную и мыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Знания студентов, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того чтобы знания ребят были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную и мыслительную деятельность.

Работая в системе среднего профессионального образования, педагог должен понимать, что выпускники школ приходя в подобное учебное заведение, прежде всего, желают получить профессию (специальность). Многие из них считают, что предметы общеобразовательного цикла являются для них не важными по сравнению со специальными дисциплинами, модулями и производственным обучением.

На своих уроках постоянно делаю акцент на важность математики. Решая задачи, обучающиеся убеждаются в том, что математика просто необходима им и в будущей профессии, и в жизни, и в быту. Она способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, способствует воспитанию их как личности. Для того чтобы обучающиеся с удовольствием посещали уроки и активно работали, в своей педагогической деятельности использую различные формы, методы, приемы, средства обучения, предлагаю задачи с профессиональной направленностью.

Задачи с профессиональной направленностью. Тренируя    навыки    устного    счета,    обучающимся   по   специальности «Коммерция»   предлагается решить задачи по теме «Проценты»:

  1. Сумка  стоила 2500  рублей. На  распродаже скидка  составила 10%.  Найдите  новую стоимость сумки. (2250 руб.).
  2. Шариковая ручка стоит 40 руб. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 160 руб., после повышения цены на 10% (3 ручки).

Для подтверждения важности математики при изучении темы «Поверхность тел вращения» обучающимся по профессии «пекарь» предлагаются вопросы и задачи следующего типа.

Вопросы:

  • Назовите кондитерские изделия, имеющие форму цилиндра? (рулет, торт и т. д.)
  • Какая посуда имеет форму цилиндра? (кастрюля, кружка и т. д) Можно устроить небольшой конкурс - кто больше даст ответов? Задача:

На боковую отделку торта «Темная ночь» на 100 см2 расходуется 10 г шоколадной глазури. Найти массу глазури на отделку 25 штук тортов, если диаметр одного изделия 22 см, высота 6 см. (2 кг 333г).

Провожу работу в парах, в группах, даю разноуровневые задания. Работа в парах помогает студентам на каждом уроке проявлять максимум самостоятельности и раскрывать возможности, использовать их в своей речевой деятельности: говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять свои и чужие ошибки. В группах провожу обучающие самостоятельные работы. Во время такой работы студенты группируются по четыре человека по принципу один-сильный, второй занимается на «4», третий — средний и четвертый более слабый в своих знаниях. В процессе работы в группе совместно проверяется правильность решения примеров и задач, при этом выясняется, кому что непонятно и сразу же объясняется непонятное. Если выясняется, что с каким-то вопросом группа не может справиться своими силами, на помощь приходит преподаватель.

В хорошо подготовленной группе обучающихся я выделяю три группы.

  • Первая группа — это учащиеся, которые владеют хорошими математическими способностями.
  • Вторая группа — это работоспособные, старательные, обладающие некоторыми математическими способностями, но самостоятельно работают медленно.
  • Третья группа — учащиеся, которые не любят математику, практически не умеют самостоятельно работать.

На этапе введения нового материала, я работаю со всей группой, без деления его на группы. После объяснение темы, когда несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в группе благоприятный психологический климат.

С целью активизации познавательной деятельности студентов по предмету провожу внеклассные мероприятия:  «Своя -игра», «КВН»  и т. д.

Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения.

Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором.

Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом.

2. Решение задач с последующей проверкой.

Студенты выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом преподаватель поэтапно выясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

3. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

4. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

5. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

6. Проведение семинара требует предварительной подготовки. Опишу, как я провожу семинар по теме «Примеры решений тригонометрических уравнений и неравенств».

Группа разбивается на 6 групп, причём в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них я провожу специальную консультацию. Каждой группе даётся задание по одному из видов уравнений (текст учебника, примеры из учебника и подбор одного уравнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем из предложенных уравнений составляется самостоятельная работа, которую выполняет все.

7. Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки по теме «Правильные многогранники» и итоговые уроки по завершению материала повторения школьного курса, например по теме " Функции».  

Ведущая идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений математических знаний на основе дидактических игр. Основная задача – передать свою увлечённость предметом воспитанникам.

      Одной из актуальных проблем в образовании является проблема активности личности в обучении. Решением проблемы является создание таких условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. Эти условия, то есть появление познавательных мотивов и интересов, творчества, обеспечивает поисковая деятельность.

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.

Основной путь развивающего обучения - включение студент в творческую деятельность

Проблемное обучение, ставя обучаемого перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи или разрешать поставленные перед ними проблемы, развивает у обучаемых умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, выдвигать гипотезы, строить догадки, искать пути более надёжного и точного решения.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед студентом задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для её разрешения. В поисках этих средств и путей, студент приобретает новые знания. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения, ребята  сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучаемых и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает студент в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

В основе проблемной ситуации - удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснен с их помощью. Проблемная ситуация должна представлять определенный интерес для студентов и они должны чувствовать, что решение проблемы им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично - поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Наименьшая познавательная самостоятельность студентов имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем, но ребята при этом вовлекаются им в активную мыслительную деятельность.

В условиях частично - поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа.

В своей работе я использую данные виды деятельности на этапе объяснения нового материала, вводимого методом эвристической беседы, проблемного рассказа, ставя перед ребятами вопросы, подводящих их к открытию какой - либо закономерности, формулировки понятия, определения; на этапе закрепления - частично поисковая деятельность.

Проблемность вносит в урок и включение вопросов, заданий или ситуаций с выбором ответа, с показом нескольких вариантов возможных решений.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создания под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Данная организация учебных занятий направлена на самостоятельный поиск ребятами новых понятий и способов действий. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед ними познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Решая проблемную ситуацию, преподаватель и студенты должны пройти ряд этапов:

Этапы

Действия преподавателя

Действия студента

1.

Постановка наводящих вопросов, помогающих студентам осознать существо проблемы.

Осознание проблемной ситуации; актуализация усвоенных знаний.

2.

Направляющие указания.

Анализ исходных данных; формулирование проблемы.

3.

Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации.

Выдвижение гипотезы, обоснование.

4.

Направляющие указания.

Проверка гипотезы; решение проблемы.

5.

Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления.

Проверка решения, сопоставление его с исходными данными.

6.

Анализ действий студента в ходе решения.

Анализ хода решения, анализ ошибок.

7.

Включение результатов решения в последующую учебную деятельность.

Обобщение и переход к новому учебному материалу.

Многие студенты говорят, что они совершенно не способны думать самостоятельно, размышлять, делать выводы, представлять свои варианты решений. Что мы можем? Пересказать прочитанный текст из учебника, решить задачу по шаблону или готовой формуле. Но самого главного, умения мыслить самостоятельно, у них нет. Как в этом случае приходиться поступать преподавателю? Глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все студенты, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Заразить ребят поиском пути решения заданной проблемы.

Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал подростков счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет техникум воспитывать в студентах жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий преподаватель может сделать очень много, чтобы окрасить студенческую жизнь подростков одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.

Эврика! – Надо искусственно создать ситуацию и вовлекать студентов процесс поиска открытий новых знаний.

Список литературы

1.А. П. Зенкович. Панорама методических идей ( серия математика ).-Калуга, КГПИ, 1991г.

2.        Т.А. Ильина. Педагогика: Курс лекций.-М.: Просвещение, 1984г.

3.В.Г.   Коваленко.   Дидактические   игры   на   уроках   математики.-М.: Просвещение, 1990г.

4.        Журнал « Математика в школе» №6 1996; №9 2000; №1 2002; №2 2003; №2 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно....

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности мобучающихся начальных классов

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся начальных классов...

Статья на тему "Методы активизации мыслительной деятельности"

Методическая работа преподавателя содержит материал по важной теме современной педагогики - создание условий на занятиях групповых дисциплин для развития и активизации процесса мышления студентов. Пос...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Из опыта работы: о активных методах обучения математики в профессиональном учреждении...

Формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности

Применение мыслительной деятельности студентов на уроках способствует  формированию профессиональной компетенции. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, дале...