Формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности
статья

Применение мыслительной деятельности студентов на уроках способствует  формированию профессиональной компетенции. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим студентом полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если обучающийся применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. Высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности

        Применение мыслительной деятельности студентов на уроках способствует  формированию профессиональной компетенции. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим студентом полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если обучающийся применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. Высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности. [3, c.58].           

        Общие компетенции можно сформировать и проверить на лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок-КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессии 15.01.26 Токарь-универсал. Междисциплинарный курс «Технология металлообработки на токарных станках» входит в профессиональный модуль «Обработка заготовок, деталей и инструментов» и направлен на освоение  следующих профессиональных компетенций:

-ПК 1.1. Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках;

-ПК 1.2. Проверять качество выполненных токарных работ.

        При изучении МДК 01.01. Технология металлообработки на токарных станках педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности обучающихся. Учебно-методический комплекс под редакцией Т.А. Багдасаравой включает упражнения, направленные на мыслительную деятельность обучающихся. В процессе изучения темы «Обработка наружных и торцовых поверхностей» обучающиеся должны измерить штангенциркулем детали и выбрать годные детали, соответствующие размерам и качеству обработки. Данные детали студенты  изготавливали на уроках производственного обучения. При выполнении этой работы ребята учатся читать чертежи  и осваивать методы измерения деталей измерительными инструментами.

Во время занятий очень важно учить доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствования тех или иных производственных процессов. Для того чтобы урок стал интересным и содержательным, на начальном этапе обучения  использую игру. Основная задача всех этих игр - научить обучающихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.

        Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все обучающиеся работают  коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу студент с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Функция преподавателя заключается в контроле качества знаний обучающихся. Заслушивая ответ самого слабого, я могу оценить всех остальных студентов группы (если обучающийся со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). [4, c. 14].           

Роль нестандартных уроков и их элементов в традиционных трудно переоценить. Они выражают стойкий интерес к учебной дисциплине, заставляют обучающихся работать с дополнительной литературой, учат применению знаний и навыков в различных ситуациях. Урок–игра формирует интерес к учебным дисциплинам профессионального цикла  у самого студента (побуждает его к активной творческой деятельности, способствует развитию навыков общения). Опыт показывает, что студенты активно включаются в игровое взаимодействие. Здесь возникают позитивные мотивы в виде желания соревноваться, общаться во внеурочное время с преподавателями и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, да и просто поиграть, развлечься. Уроки с применением активизации  мыслительной деятельности проводятся на всех курсах теоретического обучения по профессии «Токарь-универсал». Надо отметить, что организация таких уроков очень трудоёмка. (табл.1.)

Таблица 1

Уроки, способствующие активизации мыслительной деятельности студентов

Курс

Тема урока

Форма работы

I

Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для патрона»

Деловая игра

I

Технология нарезания резьбы плашками и метчиками

Урок-игра «Эрудит»

II

Сведения о механизмах, машинах, деталях машин

Урок-игра в форме телевизионной передачи «Кто хочет стать миллионером?»

II

Типы токарно-карусельных станков, основные узлы и их назначение

Урок-экскурсия

III

Пути повышения производительности труда при токарной обработке

Урок-игра в форме телевизионной передачи «Своя игра»

III

Основы теории резания

 Урок – лаборатория

        Следует отметить, что чаще всего мыслительная деятельность выходит за рамки  урока, и результат работы зависит от того, какой вид деятельности был положен в основу. Студенты ежегодно участвуют  в краевых  и региональных конференциях, конкурсах профессионального мастерства по профессии, где занимают призовые  места. С использованием проектной деятельности возрос интерес к  междисциплинарному курсу.        В рамках декады общепрофессиональных дисциплин и МДК мероприятия проводятся таким образом, чтобы каждый студент принял в них участие.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для студента уроке, когда ему интересен предмет изучения. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к междисциплинарному курсу, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста. И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес студентов к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. [2, c. 16].            Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность обучающихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель.

  1. Ведерникова Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - с. 102-105.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2013. -  № 5. - с. 15-20.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2013. -    № 5.- С. 58-64.
  4. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход// Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С.13-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности мобучающихся начальных классов

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся начальных классов...

Статья на тему "Методы активизации мыслительной деятельности"

Методическая работа преподавателя содержит материал по важной теме современной педагогики - создание условий на занятиях групповых дисциплин для развития и активизации процесса мышления студентов. Пос...

Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.

Формирование общих и профессиональных компетенций  на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы)....

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о ...