Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
опыты и эксперименты на тему

Новикова Татьяна Алексеевна

Формирование общих и профессиональных компетенций  на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx104.26 КБ
Файл kompetentsii_.pptx355.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И  МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%98.%D0%92.-%D0%92%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%B7.jpg

ТЕМА ДОКЛАДА:

 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ

ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ

МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ.

Подготовила :преподаватель

высшей категории Новикова Т.А.

Симферополь

Формирование общих и профессиональных  компетенций

посредством активных и интерактивных

методов и приёмов обучения.

(слайд № 1)

В  техникуме студенты завершают среднее общее образование и получают азы      профессионального образования, т.е. у них закладываются основы профессиональной компетенции, а  в процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая изучаемая дисциплина должна вносить вклад в профессиональное образование, давая учащимся целостную картину явлений и процессов.. Обучение современного рабочего должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, трудолюбия и добросовестности.

Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и  повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Не секрет, что в рамках традиционного обучения  студенты не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого слушателя.

       Меняя приёмы и методы ведения урока, разнообразя их, я стремлюсь сделать ученика активным участником учебного процесса, совместная работа делает урок интерактивным. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

       Приёмы и методы эти разнообразны, приведу некоторые примеры:

-Приём первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.  ( слайд № 2)

Например, при изучении темы «Металлы» знакомый ребятам процесс обработки металлов поможет лучше усвоить материал о их свойствах ,  позволит решить вопрос о области их применения в профессиональной деятельности будущего рабочего.

 -Приём второй: ссылка на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении  последующего материала. ( слайд № 3)

Например, такая тема, как « Коррозия металлов» позволит объяснить процессы проходящие в сварном шве и позволит решить проблему защиты сварных швов от коррозии.

-Приём третий: создание проблемной ситуации. ( слайд № 4)

Например, изучив строение металлов, на основе этих знаний спрогнозируйте общие свойства этого вещества. Анализ проблемной ситуации развивает аналитическое мышление, т.е. формируется такая компетенция, как способность к анализу.

     -Прием четвёртый: использование занимательной информации на уроке и пользование интернет-ресурсами. (слайд № 5)

Не секрет, что успех обучения во многом зависит от того, насколько интересен изучаемый предмет для человека. Данный приём повышает информационную компетенцию учащихся, расширяет их кругозор, формирует исследовательские навыки. Развивается компетенция самостоятельной познавательной деятельности – умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться.

- Приём пятый: интеграция учебного материала. ( слайд № 6)

На уроках материаловедения существует богатая возможность применения интегрированных уроков. Например,  тема «Алюминий и его сплавы» взаимосвязаны с географией и историей, спецтехнологией  сварочного производства и экологией: месторождения, рациональное использование природных ресурсов, охрана полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды и т.д. Это яркая возможность показать учащимся межпредметные взаимосвязи, активизирует познавательный процесс, развивает кругозор, способствует повторению изученного материала по другим предметам, формированию научно-материалистического мировоззрения.

-Приём шестой: использование разнообразных форм деятельности учащихся на уроке. ( слайд № 7)

На уроке ребятам предлагаются различные виды деятельности:

- составление опорно-логических конспектов;

- составление таблиц и схем;

- работа с учебником, конспектирование отдельных фрагментов;

- практическая работа;

- выполнение упражнений;

- решение задач;

- проверочные работы;

- тестирование;

- работа над ошибками;

- анализ  домашней работы;

- использование дополнительной литературы, подготовка небольших докладов и сообщений;

- составление кроссвордов;

- консультирование,  взаимопроверка и многое другое.

Многообразие форм деятельности позволяет учащимся реализовать свои способности, найти для себя тот вид деятельности, который  больше нравится, в котором ученик более успешен и позволит получить положительную оценку на уроке. Формируется компетенция самоорганизации и самоуправления – уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе. Развитию исследовательской компетенции способствуют уроки с элементами исследовательской деятельности. Например, на практических работах «Сравнительная характеристика свойств разных металлов», «Сравнение свойств абразивных материалов» учащиеся исследуют, сравнивают, анализируют изучаемые объекты.

- Прием седьмой: разнообразные формы контроля ( слайд № 8).

Наряду с традиционными контрольными, проверочными работами, тестированием я применяю для проверки знаний и другие  разнообразные способы: логические цепочки, терминологические, графические диктанты, задания по принципу «верно-неверно», составление кроссвордов и т.д. Поскольку психика у ребят разная, разная скорость реакции, организованность, темперамент, то использование разных форм проверки позволяет ученику показать свои знания различными  способами  и более объективно оценить знания учащихся.

Говоря о проверке знаний, хочется особо сказать о таких, приемах интерактивного обучения, как взаимопроверка и консультирование. Особенно мне нравится метод консультирования. В группе всегда найдется несколько человек, которые справляются с заданием более быстро и успешно, которые хорошо усваивают материал. Такие ребята могут выполнять роль консультантов, помогая другим ученикам выполнить задания, что-то объяснить. Многие ребята охотнее принимают помощь от своих сверстников, не стесняются спрашивать. Более упрощенно этот метод выглядит так: в группе те ребята, которые уже справились с заданием, назначаются на роль консультантов и помогают другим. Более сложную организацию урока я использую на практических работах: группа делится на команды  по 4-5 человек, из которых один назначается консультантом. Консультанты предварительно подготавливаются к выполнению работы. На уроке они организуют и направляют работу в своей команде. В процессе такой работы повышается самооценка учащихся, вера в собственные силы. Формируется компетенция социального взаимодействия – коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

- Приём восьмой: формирование способности учащихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (слайд № 9).

Формирование данной способности - очень важный процесс, т.к. это является одной из составляющих профессиональной компетенции. При составлении программы и календарно-тематического планирования для каждой специальности  я делаю акцент на определенные темы. (Слайд № 10)

Например,  для слесарей и сварщиков больше часов отводится на изучение таких тем, как «Металлы, их свойства, коррозия металлов, способы защиты от коррозии», «Ацетилен», «Высокомолекулярные соединения: пластмассы, каучуки, резина» и т.д.  

Электромонтеры более углублённо изучают такие темы как «Диэлектрики», «Полупроводники» и т.д.

Нужно отметить, что при изучении материаловедения помимо специальных  знаний о веществах и их свойствах, можно выделить ещё ряд изучаемых направлений:       (слайд № 11)

1. Материалы вокруг нас;

(т.е. это значение материалов в жизни человека и страны:все чем мы пользуемся выполнено из материалов, которые должны использоваться четко по назначению;

2. Рациональное использование природных ресурсов;

(сырьем для органического синтеза и источником органических веществ являются нефть, природный газ, каменный уголь, продукты коксохимического производства, а мы знаем, что эти ресурсы исчерпаемы и невосполнимы, поэтому проблемы рационального природопользования затрагиваются при изучении  материаловедения);

3. Замена натурального сырья и изделий из натурального сырья на искусственные и синтетические материалы;

(например, замена металлических изделий на пластмассовые, искусственные и синтетические волокна и ткани, синтетический каучук, вместо натурального и т.д.);

4. Отрицательное влияние металлургического производства на экологию планеты;

5. Решение экологических проблем;

(многие методы очистки по своей сути являются обязательными  процессами);

6. Решение глобальных проблем человечества – продовольственный кризис и энергетический кризис;

Эти направления предлагаются учащимся, как темы для проектной деятельности, которая позволяет создать условия для развития познавательного интереса к урокам  материаловедения. Но этот метод используется ещё недостаточно широко.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что при изучении материаловедения  на уроках формируются множество общих компетенций:                (слайд № 12)                        

- аналитическая компетенция;

- информационная  компетенция;

- самостоятельная познавательная деятельность;

- самоорганизация и самоуправление;

- исследовательская компетенция;

- социальное взаимодействие;

- профессиональная компетенция.

В процессе формирования общих компетенций у учащихся развиваются способности:  (слайд № 13)

- умение находить и анализировать информацию из разных источников,

способность учиться;

- уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно

организовать свою работу индивидуально и в коллективе;

- аналитическое мышление;

- расширяется  кругозор, формируются  исследовательские навыки;

- коммуникативность, умение слушать, работать в команде;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её

достижения, определённых руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку

и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты

 своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой  для эффективного выполнения

профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

Основные признаки понятия компетентности : Наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; Набор операционных умений; Владение алгоритмами решения трудовых задач; Способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Слайд 3

Приём первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

Слайд 4

Приём второй: ссылка на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении последующего материала

Слайд 5

Приём третий: создание проблемной ситуации

Слайд 6

Приём четвёртый: использование занимательной информации на уроке и пользование интернет-ресурсами

Слайд 7

Приём пятый: интеграция учебного материала (интегрированные уроки)

Слайд 8

Приём шесто й: использование разнообразных форм деятельности учащихся на уроке

Слайд 9

Приём седьм ой: разнообразные формы контроля

Слайд 10

Приём вос ьмой: формирование способности учащихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Слайд 11

Профессиональная компетентность Понятие: «… - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.» (В. А. Адольф) «… - способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.» (В. Р . Веснин)

Слайд 12

При изучении учебных дисциплин на уроках формируются множество общих компетенций: аналитическая компетенция; информационная компетенция; самостоятельная познавательная деятельность; самоорганизация и самоуправление; исследовательская компетенция; социальное взаимодействие; профессиональная компетенция; и другие…

Слайд 13

В процессе формирования общих компетенций у учащихся развиваются способности: умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться; уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе; аналитическое мышление; расширяется кругозор, формируются исследовательские навыки; коммуникативность , умение слушать, работать в команде; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...