ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Лепехова Светлана Викторовна

Формирование общих компетенций  в соответствии с ФГОС СПО на занятиях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Лепехова С.В. , преподаватель Липецкого колледжа строительства, архитектуры и отраслевых технологий

Современные требования рыночной экономики к выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений вносят существенные коррективы в учебный процесс. Знания по специальности не являются единственной компетенцией, востребованной на рынке труда.

Важны и другие компетенции, формирование которых является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин (модулей). При этом общая компетенция (ОК) понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

Перечень общих компетенций в образовательных стандартах нового поколения выглядит следующим образом:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Формирование компетенций требует создания новой системы универсальных знаний, умений, навыков,  преобразования процесса обучения, использования современных технических средств .

Анализ общих компетенций способствовал использованию на занятиях развивающих образовательных инноваций с ориентацией на формирование исследовательских умений, например:

  • исследовательский метод (активное обучение)
  • проблемное обучение
  • работа в малых группах

Использование на уроках почвоведения активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации аудиторной  и внеаудиторной деятельности студентов.

Рассмотрим примеры применения активных методов и форм обучения при формировании общих компетенций студентов на уроках почвоведения.

 Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь дисциплины с их будущей профессией. Поэтому на занятиях по почвоведению возможно применение следующих методов: тематические дискуссии, групповые дискуссии, беседа, исследовательские методы.

Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, работа по индивидуальному заданию, исследовательские и экспериментальные виды деятельности.

Исследовательская деятельность студентов выступает как важный элемент технологий активного обучения. Обучение исследовательским навыкам проходит на лекционных занятиях с использованием следующих заданий:

  • информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации, ее систематизация;
  •  проблемные: классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
  •  экспериментальные: решение экспериментальных задач, проведение эксперимента и его иллюстрация на практике.

В курсе почвоведения большая часть учебной программы уделяется экспериментальной, практической работе – проведению экспериментов с натуральными объектами, решению различных задач и упражнений, где студенты учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3)

Эта компетенция формируется также в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке, взаимоконтроля, проблемных лекций.  

На занятиях студентам предлагаются различные формы контроля, обеспечивающие индивидуальный подход; требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к преодолению трудностей.

В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. С этой целью студентам предлагаются и фрагментарные учебно-исследовательские занятия:

  • Поиск и подбор материала  в сети Интернет по теме занятия ;
  • чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста
  • дискуссии по проблемным вопросам;
  • планирование и составление выступлений по определенной теме;
  • подготовка презентаций
  • конспектирование учебного материала с использованием схем и таблиц;

Информационные технологии, применяемые на аудиторной и внеаудиторной работах значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, делает образовательный процесс более легким и привлекательным для студентов. В дальнейшем, на старших курсах, у выпускников, показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и  электронных изданий).

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками (ОК 6, 7), студенты могут при решении исследовательских задач в малых группах на лабораторных и практических занятиях.

В результате применения активных  методов обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, определяющие (ОК8,9) : • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем; • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; • могут самостоятельно трудиться над саморазвитием и самовыражением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов

В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...

Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.

В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

Активные формы и методы обучения в начальных классах

         Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В докладе «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» раскрываются общие методы и форма обучения, и в частности в производственном обучении цель и методы....

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...