Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов
статья на тему
В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалисту современного производства. Взаимодействие обучающихся и педагога происходит в ходе урока учебной дисциплины "Бизнес планирование" "Менеджмент" посредством применения активных форм и методов обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование активных форм и методов обучения
при формировании ключевых компетенций у студентов
Г.П. Порфирьева, преподаватель высшей категории,
г. Цивильск
Аннотация: В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту современного производства. Взаимодействие обучающихся и педагога происходит в ходе урока учебной дисциплины «Бизнес планирование» «Менеджмент» посредством применения активных форм и методов обучения.
Ключевые слова: активные формы и методы, формирование ключевых компетенций, конкурентоспособный специалист, профессионально активная личность.
Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, непредсказуемость, усложнение отношений между людьми в самом обществе, между различными системами диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, способной разрешить сложные профессионально и личностно значимые задачи.
В последние годы государство вносит большие изменения в систему образования. В новом законопроекте говорится о том, что необходимо обновить отечественную систему образования в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики.
Реализуя внесенные изменения, педагоги учебной организации должны проделать большую работу в осуществлении этих замыслов. Одной из важнейших задач является внедрение новых образовательных стандартов, направленных на формирование у студентов не только профессиональных, но и ключевых компетенций.
Все ключевые компетенции направлены на совершенствование качества обучения, повышение профессиональной квалификации, и, в конечном итоге, на формирование компетентности, которая дает возможность справляться с различными многочисленными жизненными ситуациями, принимать самостоятельные решения, разрешать проблемы, работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Формируются новые качества выпускника, такие как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности возможно посредством применения активных форм и методов обучения, где студент становится субъектом процесса обучения, а педагог – его организатором, обеспечивающим творческий рост и внутренний потенциал каждого студента, способствующим формированию ключевых компетенций. Обучение носит деятельностный характер: увеличивается доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера; создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, рефлексии учебной деятельности; усиление практической направленности образовательного процесса через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты, конференции и др. Формирование компетентностей идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию внеклассных мероприятий, общественной жизни обучающихся. С этой точки зрения, образовательный процесс включает в себя учебный процесс, дополнительное образование, их социально-творческую деятельность и практику повседневной жизни. Овладение ключевыми компетенциями возможно при соблюдении следующих требований: урок должен быть эмоциональным, темп урока должен быть оптимальным, обеспечивается полный контакт преподавателя и обучающихся, формируется атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, происходит смена видов деятельности, обеспечение активного учения каждого обучающегося.
Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных компетенций.
Все ключевые компетенции имеют ряд характерных признаков:
- ключевые компетенции многофункциональны, ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях;
- ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, применимы в различных ситуациях, а не только в учебном заведении;
- ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития, абстрактного, критического мышления, определения собственной позиции;
- ключевые компетенции многомерны, т.е. они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности, коммуникативные умения, а также здравый смысл.
Процесс формирования компетенций рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя, при котором педагог и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе урока посредством применения активных форм и методов обучения, когда преподаватель и студент находятся на равных правах. Используется принцип гуманизации, педагог обращается к личному опыту студента. В такой ситуации обучение носит позитивный характер, повышается уровень самооценки студента, что способствует качественному восприятию учебного материала.
Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций на конкретных примерах. Разработан и апробирован урок - деловая игра по дисциплине «Бизнес планирование » на тему «Принятие решения о разработке бизнес - плана. Бизнес - идея». Урок – аукцион, необычный, оригинальный по-своему интересный, рассчитан на студентов по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Делится на четыре тура:
1. Тур - ознакомление с процедурой проведения аукциона, использования кредита под определенный процент. Данный этап урока способствует формированию таких компонентов ключевых компетенций как: способность принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь; способность ставить цель и организовать ее достижение; Способность брать ответственность на себя;
2. Тур - повторение, обобщение и закрепление учебного материала в форме игры (аукциона). В ходе этого тура участники аукциона по условиям игры владеют возможностью купить ответ, (лот), заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов, за каждый правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке, в ходе деловой игры, за неверный ответ получает штраф. Затем проводятся итоги по ответам, высчитывают суммарную прибыль, делаются выводы. На этом этапе создаются условия для формирования следующих компонентов ключевых компетенций: способность брать ответственность на себя, высказывать собственное мнение к фактам и событиям, определить проблему в данной ситуации.
3. Тур - аукцион идей. Эффективный метод для формирования ключевых компетенций. Студенты принимают ответственность на себя в важном вопросе, в создании, в предложении бизнес идеи для открытия малых предприятий в городе Цивильске, Цивильском районе, таково было домашнее задание данного урока. В ходе подготовки бизнес идеи прежде, чем реализовывать бизнес идею, необходимо оценить, стоит ли это делать. Обеспечите ли Вы необходимое количество продаж товара, чтобы не быть в убытке? Для этого надо, определив вид спроса и характер кривой спроса, прикинуть примерно, какой сегмент рынка, Вы можете занять. Затем, грубо, постатейно, определить затраты и попытаться решить, каким образом Вы сформулируете первоначальный капитал. Решить, кто из окружающих Вас людей готов будет вместе с Вами реализовывать проект. На каких условиях. После этого, сравнив возможную выгоду с выгодой от вложения денег на депозит в банке, окончательно принять решение о реализации бизнес - идеи. Группа предварительно делится на команды, назначается руководитель группы, организующий и отвечающий за результаты работы. В результате работы студенты общаются друг с другом, повторяют изученный материал по дисциплинам: маркетинг, менеджмент, экономика, консультируются преподавателем, осуществляют поиск информации в Интернете. Делятся знаниями, продумывают варианты идей, анализируют рынок предприятий в городе Цивильске, исходя, из анализа предлагают варианты идей, проводят презентацию. Во время презентации «главный специалист» должен изложить суть бизнес идеи, оценить ценность других проектов и по завершению все идеи выставляются на торги, продав идею, команды зарабатывают деньги, кладутся на счет каждого члена, разделив поровну.
Таким образом, создаются условия для формирования: (ОК6) – умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, потребителями, руководством; (ОК3) - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; (ОК4) - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
4. Тур - подведение итогов. Банкиры (из числа учащихся) ведут учёт движения денежных средств. Банковская группа заранее готовит необходимую документацию, где должно быть отражено: кредит, штраф, вознаграждение за правильный ответ, цена купленного вопроса, итоговая суммарная прибыль. Участники могут вести свои лицевые счета. По критериям оценки, соответственно заработанным деньгам выставляются оценки. Делаются объективные выводы об уровне владения знаниями студентов группы в целом, по тому или иному вопросу. Обучающиеся владеют теоретическими знаниями и успешно применяют их на практике. Деятельность студентов, направленная на подготовку данного этапа урока, способствует формированию следующих умений: самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, не теряться в нестандартной ситуации, вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее, анализировать и обобщать имеющиеся факты, делать выводы, работать в команде, организовывать работу в группе, принимать активное участие в совместном принятии решений, заниматься самообразованием, соблюдать общие требования и нормы поведения в обществе. Наглядно все это мы можем увидеть в таблице № 1.
Система действий по формированию ключевых компетенций на уроке по дисциплине «Менеджмент» на тему деловое общение
Таблица № 1.
Этапы урока | Элементы и приемы урока | Формирование ключевых компетенций как результат |
1 этап | Производится актуализация опорных знаний при помощи карточек задания и устного опроса в течение 5 мин., в условиях конкурса между командами. | - Способность давать ответы на поставленные вопросы. - Способность работать в группе. - Способность составить устное и письменное сообщение на основе обработанной информации. |
2 этап | Решение задач проблемного характера. Постановка вопросов проблемного характера. Конкурс между командами в условиях ограниченного времени 5 мин. Три студента решают практические задания. Остальные отвечают на устные вопросы проблемного характера. | - Способность взять ответственность на себя. - Способность высказывать собственное мнение к фактам и событиям. - Способность определить проблему в данной ситуации. |
3 этап | Изучение новой темы «Групповые формы делового общения». Эвристическая беседа. Закрепление учебного материала при помощи карточек задания в течение 5 мин. в условиях конкурса между командами. | - Способность осознанно воспринимать информацию. - Способность выслушать точку зрения другого человека и признать его правоту. - Способность анализировать и обобщать имеющиеся факты и делать вывод. |
4 этап | К проведению совещания команды готовятся заранее, изучают много информационного материала, пишут совместно бизнес-план для конкретной формы. На совещании обсуждается проблема финансирования проектов «фирм». На совещании «главные специалисты» должны изложить суть проекта своей фирмы, оценить ценность других проектов и в ходе обсуждения выбрать наилучший проект, который получит финансирование. | - Умение самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. - Умение не теряться в нестандартной ситуации. - Умение вырабатывать свою собственную точку зрения. - Умение анализировать и обобщать имеющиеся факты и делать вывод. - Умение работать в команде и организовать работу в группе. - Умение заниматься самообразованием. |
5 Этап | Подведение итогов по всем конкурсам, выставление оценок, выдача домашнего задания. | - Умение соблюдать общие требования и нормы поведения в обществе. |
Обобщая все сказанное по данному вопросу, мы согласимся с тем, что в применении активных форм и методов можно выделить несколько позитивных сторон, значимых для формирования ключевых компетенций:
- эффективное взаимодействие студентов и преподавателя по принципу творчества и сотрудничества;
- создание для них условий развития и саморазвития;
- активизация познавательной деятельности;
- улучшение степени освоения учебного материала;
- приближение учебного процесса к практике.
Результатом использования активных форм и методов может стать развитие способности самостоятельно мыслить, анализировать определенные ситуации, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, формирование навыков публичных выступлений, работы с другими людьми в командах, планирования и организации работы. Таким образом, постепенно, шаг за шагом формируется модель конкурентоспособного специалиста с ключевыми компетенциями, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Список использованной литературы
- Никифорова, Т. Г. Методика перспективно – тематического планирования общетехнических и специальных дисциплин как фактор формирования профессиональной компетентности обучающихся: монография Т.Г.Никифорова.- Чебоксары: ЧПИ МГОУ, 2010. – 198 с.
- Борытько, Н. М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Н.М. Борытько, Н.А. Соловцова., А.М. Байбаков, - М.: Издательский центр: Академия, 2007.
- Селиванов,В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов. высших. педагогических. учебных. заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластениной. – М.: Издательский центр: Академия, 2000 – 336 с.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших. педагогических. учебных заведений./ В.В.Краевский, – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр:Академия, 2005 – 256 с.
- Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть Б. Научно-практическое пособие для учителей, методистов / Т.П.Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Издательство: Учитель 2007 – 208 с.
- Шкодкина, Н.Н. Технология формирования профессиональных компетенций специалиста СПО /Н. Н. Шкодкина, // Среднее профессиональное образование. 2009. -№ 9.
- Ефимова, И.А. Методы активного обучения в формировании ключевых и профессиональных компетенций/ И. А. Ефимова, // Среднее профессиональное образование. 2009. - № 9.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко – М Ростов н/Д Издательство «Феникс», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ведущей целью деятельности педагога является развитие личности, сочетающей в себе единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств, формирование общей культуры обуч...
Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий
Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях...
Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...
Формирование ключевых компетенций у студентов специальности 09.02.03 на занятиях по учебной дисциплине "Компьютерная графика"
Представлен опыт формирования ключевых компетенций у студентов специальности 09.02.03 на занятиях по учебной дисциплине "Компьютерная графика"...
Статья «Применение современных форм и методов для формирования профессиональных компетенций студентов специальности Туризм» Е.М. Миланина Мастер п/о ГАПОУ БТОТиС
Современные тенденции развития отрасли туризма и гостеприимства в нашей стране отмечены усилением интереса со стороны государства, о чем свидетельствует решение правительства Российской Федерации о со...