Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
статья на тему

В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оценки степени сформированности общих компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.

Преподаватель биологии

Попова Е.В.

Формирование общих и профессиональных компетенций лежит в основе реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Компетенцию (лат. competentia – принадлежность по праву) можно понимать как характеристику обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области.

Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Владение общими компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

Занятия по биологии в полной мере подходят для полного и качественного формирования всех видов компетенций, так как биологические знания в настоящее время являются социально значимыми, необходимыми. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, возникновение жизни на Земле, происхождение и эволюция человека, глобальные экологические проблемы и охрана окружающей среды, возникновение новых заболеваний и поиск методов их лечения – все эти вопросы, так или иначе, касаются каждого человека.

Для скорейшего решения этих и других проблем современности общество заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных, зачастую нестандартных решений, готового к смене профиля, освоению новых технологий и непрерывному самообразованию.

Для качественного формирования общих компетенций в рамках учебной дисциплины, в первую очередь, необходима эффективная организация учебной деятельности.

Преподаватель должен четко представлять, какими знаниями и умениями должен овладеть студент, чтобы продемонстрировать компетенции. Необходимо проанализировать в каком разделе, на уровне каких тем будет формироваться конкретная компетенция, разработать систему контроля и оценивания достигнутых студентами компетенций, которая позволила бы отслеживать не только уровень качества полученных знаний и умений, но и формирование личных качеств, творческих характеристик студентов, непосредственную демонстрацию компетенций и их применение в конкретной ситуации.

Таблица. Методы формирования общих компетенций и контроля знаний на примере формирования общих компетенций на занятиях по биологии.

Общие компетенции

Раздел/Тема учебной дисциплины, на которых формируются компетенции

Методы формирования общих компетенций

Методы/формы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Раздел: Основы генетики и селекции.

Тема: Генетика и медицина.

Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Раздел: Бионика.

Тема: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Использование технических устройств, для восстановления работоспособности инвалидов.

рассказ, беседа, дискуссия;

показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов;

самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковые задания (информационное сообщение. мультимедийная презентация),

- решение проблемных ситуаций,

- дискуссии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Раздел: Основы генетики и селекции.

Тема: Закономерности изменчивости.

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и  вариационной кривой.

- лабораторная работа.

- расчетное задание,

- графическое задание (заполнение таблиц, построение графиков).

ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Раздел: Биосфера и человек».

Тема: Анализ и оценка последствий антропогенной деятельности в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

- частично-поисковый,

- учебная дискуссия,

- мозговой штурм.

- решение проблемных задач,

- работа в группах,

- аналитическое задание,

- тестирование.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Раздел: Основы генетики и селекции.

Тема: Закономерности изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

- проблемное изложение,

- частично-поисковый,

- учебная дискуссия,

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковые задания,

- аналитическое задание.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Раздел: Эволюционное учение.

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков родителями на эмбриональное развитие и отклонения в развитии у их детей.

- демонстрация учебных фильмов,

- поиск информации с использованием интернет источников.

- поисковые задания (мультимедийная презентация).

ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Раздел: Происхождение и начальные

этапы развития жизни на Земле.

Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения

жизни.

- групповые проектные работы,

- экскурсии,

- учебные дискуссии.

- работа  в группах,

- дискуссии,

- аналитические задания.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Тема: Происхождение и этапы эволюции человека.

Тема: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

- групповые проектные работы,

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- работа малыми группами,

- дискуссии.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Раздел: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема: Индивидуальное развитие организмов.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

- частично-поисковый,

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковое задание,

- аналитическое задание.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

Раздел: Основы генетики и селекции.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»;

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

- частично-поисковый,

- проблемное изложение,

- дискуссии.

- поисковое задание,

- аналитическое задание.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Раздел: Основы генетики и селекции.

Тема: Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

Драматические страницы в истории развития генетики в нашей стране.

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

- рассказ, беседа, дискуссия;

показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов;

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковое задание.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Раздел: Биосфера и человек.

Тема: Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

- проблемные задания,

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковые задания,

- аналитическое задание.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Раздел: Учение о клетке.

Тема: Строение и функции частей и органоидов клетки.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

- лабораторная работа.

- графическое задание.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Раздел: Учение о клетке.

Тема: Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний (ВИЧ, гепатиты, герпес).

рассказ, беседа, дискуссия;

показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов;

- самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками.

- поисковые задания.

Таким образом, современное развитие образования ориентирует систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности как современного общества, так  и самих обучающихся. Процесс формирования компетенций будет успешным только в том случае, если студенты станут активными участниками образовательного процесса,  а преподаватель выступит в роли организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).

В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы....

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...