Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
методическая разработка

Челнакова Людмила Александровна

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускникаОбщие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.  Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла.

Образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО) направлен не только на формирование определённых знаний и умений, но и на развитие личности обучающихся – воспитание чувства ответственности, умения и желания учиться на протяжении всей жизни и умения работать в команде. Все эти и другие необходимые для успешной профессиональной деятельности качества входят в содержание общих и профессиональных компетенций (ОК), которые представляют требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). 

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и  профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Пассивный метод

hello_html_14ede6f6.png

Рисунок 1.1 Пассивный метод

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

В отличие от традиционного пассивного обучения активные методы обучения, значительно активизируют мыслительную, познавательную деятельность обучающихся в овладении профессиональными знаниями и умениями, а также способствуют воспитанию многих необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций личностных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и стремления к взаимопомощи

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются: - целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых

Активный метод

hello_html_m4cd9750a.png

Рисунок 1.2 Активный метод

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

hello_html_8db09a8.png

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

НЕИМИТАЦИОННЫЕ

ИМИТАЦИОННЫЕ

НЕИГРОВЫЕ

ИГРОВЫЕ

Проблемные лекции

Проблемные семинары

Тематические дискуссии

Мозговая атака (штурм, эстафета)

МАСТАК-технология

Групповая консультация

Педагогические игровые упражнения

Презентации

Олимпиада

Научно-практическая конференция

Имитационные упражнения

Групповой тренинг

Индивидуальный тренаж

-учебный тренажер

-автоматизированные обучающие системы (АОС)

Ситуационные методы

- кейс-технологии

- анализ конкретных ситуаций

Разыгрывание ролей

Деловые игры

Игровое проектирование

Игровое занятие на машинных моделях

В качестве основного классификационного признака в представленной системе АМО выступает наличие имитируемой деятельности. Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между преподавателем и обучающимися. Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение 9 учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучающихся.

Применение активных и интерактивных методов на урока химии по теме «Металлы»

Прием «Ассоциации» Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока

Для знакомства с металлами нам необходимо рассмотреть вопросы.

1.История металлов.

2.Положение металлов в ПСХЭ.

3.Физические свойства.

4.Содержание металлов в организме человека.

5.Значение металлов.

.

Студенты делятся на 3: историков, биологов, химиков.

 Каждая группа выполняет одну из частей общего задания. На подготовку задания отводится 3 минуты.  Дополнительная литература для подготовки с указанием конкретных страниц (с целью экономии времени) у вас на столах. Время для выступления не более 4 минут.

 Группа №1 (историки) 1.Какие металлы были известны людям с древних времен? 2.Какие века выделяются в человеческой истории? 3.Каково происхождение первого железа? 4.Основные изделия, изготовленные из металлов.

 Группа №2 (химики) 1.Сколько ХЭ металлов насчитывается в ПСХЭ? 2.Каково положение металлов в ПСХЭ? 3.Особенности строения атомов металлов. 4.Физические свойства металлов

Группа №3 (биологи) 1.Химический состав организма. 2.Роль химических элементов в организме человека. 3.Вредное воздействие тяжелых металлов. 4.Круговорот тяжелых металлов. Способы защиты от тяжелых металлов (здание, комната).

При кодировании материала в опорном конспекте рекомендуется чаще использовать ассоциации, несложные схемы, рисунки - это помогает понять и запомнить материал лучше, поскольку идёт работа с памятью студента, её способностью к ассоциациям, с помощью которой определённый рисунок или знак способен пробудить в памяти связанную с этим рисунком или знаком часть учебного материала.

Тема «Металлы». 
Метод «Поиск информации» Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы. 

Решение ситуационных задач. 

Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.

Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-видимому, будет решена.

Рекомендации

• Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать  время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей  профессиональной или учебной деятельности студента

• Для  реализации  задач  подготовки  специалистов  следует  применять  активные методы обучения систематически и целенаправленно.

•  Залог  успеха  вашего  нетрадиционного  урока -  заблаговременная,  тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

• При  выборе  групповых  и  коллективных  форм  организации  работы  с обучающимися  необходимо  учитывать  индивидуальные  особенности  учебной группы и каждого студента в отдельности

•С целью формирования общих и профессиональных компетенций рекомендую учитывать  специфику  содержания  изучаемого  материала,  задач  подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения

• Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Поощряйте учащихся соответственно их вклад у в учебное занятие.

• Оценивайте  не  только  итоги  обучения,  воспитания  и  развития,  но  и  картину  общения    эмоциональный  тонус  урока:  не  только  в  общении  преподавателя  и  обучающихся, но и в общении обучающихся  друг с другом, а также отдельных рабочих групп

.

“Знание только тогда знание, когда приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью…”.
Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»

Данная статья отражает современный подход в обучении студентов на занятиях естественно-научного цикла с помощью внедрения проектной деятельности. В ней рассматривается не только теория данной технолог...

Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.

В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...

«Компетентностный подход в образовании» Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла.

ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»«Компетентностный подход в образовании»Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла...

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.

23.01.2020 г.      Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума.  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...