Развитие творческой активности и активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка.
статья по теме

Будылина Юлия Владимировна

доклад для методической комиссии общеобразовательного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_doklad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Если мы будем учить сегодня так,

Как мы учили вчера,

Мы крадем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Развитие творческой активности и активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка.

Современное динамическое развитие общества диктует новые условия в изучении иностранных языков. Интеграция России в мировую экономику, расширяющиеся политические и экономические связи требуют создания нового общества – людей открытых, компетентных, коммуникабельных. Задача преподавателей иностранного языка подготовить к вступлению в жизнь людей, соответствующих возросшим требованиям.

Преподавание иностранного языка вышло на новый уровень. Если раньше делался упор на работу, в основном, с текстом, на расширение словарного запаса, зачастую не связанным с практическим применением, то теперь мы больше уделяем внимания коммуникативной цели преподавания. Очень важно, чтобы уроки были развивающими, эмоциональными, нацеленными на выявление творческих способностей учащихся.

Каждый преподаватель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся.

Исходя из этого, становится ясно, что активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. Данная проблема не нова, но достаточно актуальна.

Для решения я поставила перед собой следующую цель: выявлять и развивать способности каждого учащегося, сформировать духовно богатую, творчески мыслящую, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться в условиях новой жизни.

Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:

  • Считать одним из приоритетных направлений деятельности – включение в традиционную систему обучения элементов нестандартной методики;
  • Конкретизировать содержание обучения с учетом возможностей и запросов учащихся, корректировать учебные программы с учетом дифференцированного обучения;
  • Определить оптимальные формы и методы преподавания для подготовки к самостоятельной деятельности учащихся организации учебного процесса;

  • Разработать адекватную методику преподавания в группах со средним уровнем обученности;
  • Создать благоприятный психологический микроклимат среди учащихся.

Основу моей деятельности составляют следующие принципы:

  • Принцип гуманизации дифференциации обучения. Это предполагает наиболее полную реализацию способностей учащихся при адекватной дифференциации форм, методов и средств учебного процесса.
  • Принцип добровольности. Он реализуется преподавателем в выборе программ и методик обучения.
  • Приоритет понимания мыслительной деятельности над заучиванием и действиями по аналогии.
  • Принцип компетентности преподавателя. Он предполагает готовность преподавателя к теоретическому и практическому совершенствованию с учетом запросов учащегося и общества.

Пробудить у учащихся интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным - нелегкая задача каждого преподавателя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание учащихся думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.

Совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, а также организационная структура при организации структура при активизации речемыслительной деятельности учащихся обуславливает мою деятельность.

Считаю необходимым основательно продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с обоснованными переходами от этапа к этапу.

Мой девиз: « Пусть урок будет не только полезным, но и интересным!»

Планируя урок, продумываю его основательно, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения. Комбинирую материал разных уроков в один новый, связывая его с жизненными ситуациями, предусматриваю индивидуальные задания различного характера. Особое внимание уделяю организации самостоятельной работы учащихся (парами, тройками, группами, коллективно, индивидуально), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого.

Залогом успеха считаю взаимоотношения с учащимися, важно понять каждого, уметь увидеть их глаза, не терять ход их мыслей, «шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу.

Важно с первых уроков пробудить у учащихся интерес к стране изучаемого языка, к ее культуре, искусству, традициям, и к самому языку как средству общения, помогающему раздвигать рамки мировоззрения.

На уроках находиться место для репродукций Дрезденской галереи, и для заочного путешествия по уголкам древних городов, не изменивших свой облик со времен Средневековья. Узнать страну изучаемого языка путем постижения красоты и глубины ее искусства – благодатная тема, с помощью которой преподаватель может формировать эстетический вкус, воспитывать у учащихся потребность в общении с произведениями искусства, что в конечном итоге должно повысить общий уровень культуры, воспитанности, умения общаться.

Курс немецкого языка, предложенный мною учащимся, разработан в Международном институте Гете и апробирован во многих учебных заведениях мира. Методика данного курса позволяет легко, без напряжения, с удовольствием войти в мир немецкого языка и почувствовать себя первооткрывателем. Одновременно происходит знакомство с лексикой, фразеологией, ставится произношение, уделяется внимание интонационным особенностям немецкой речи.

Постепенно на уроках увеличивается удельный вес упражнений на свободное составление диалогов. Диалог – это общение. Не в этом ли состоит цель преподавателя иностранного языка – свободно, раскованно говорить с носителем языка на любую тему? Начинаю с самого просто. Моделируем ситуацию, в которой участвуют несколько учащихся, распределяем роли. Например, ситуация в гостинице: туристу надо забронировать номер, он обращается к администратору, потом общается с горничной, лифтером, знакомится с другими постояльцами гостиницы.

Темы диалогов самые разнообразные. В живом общении быстрее запоминаются новые слова и выражения, автоматизируются навыки, чужая речь становится понятной, интересной.

Развитие творческого потенциала – кропотливая, требующая постоянной «шлифовки», оттачивания мастерства. Вместо скучных текстов, зубрежки определенного количества слов, переводов, которые чего греха таить, списываются один у другого, - живая, эмоциональная речь, лексика из активного слоя языка, игровые моменты, - и вот мы уже общаемся по-немецки и ощущаем себя среди друзей, которые нас понимают.

Ощутимую помощь учащимся оказывают нестандартные уроки.

 


Использование ИТК как эффективный метод в овладении немецким языком.

Использование информационных технологий  в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет учащимся получить представления о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, а также способствует успешной социальной адаптации.

Сегодня важно научить учащихся адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний учащиеся настраиваются на овладение процессом приобретения знаний.

Иногда приходиться видеть, что учащимся не всегда интересен процесс вовлечения их в устную речь по различным темам. В ходе проб и ошибок был сделан вывод: эффективно использование в обучение немецкому языку проектной методики, позволяющей строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность учащихся. Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками, в том числе и с компьютером.

При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны учащихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Никто из учащихся не остается разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров дает радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия для развития этого мотива.

Использование информационных технологий на уроках немецкого языка делает общение учащихся более интересным, оживляет атмосферу в группе.

Известно, что в настоящее время разрабатывается методика  обучения иностранному языку с использованием Интренет. На своих уроках использую Интернет как источник дополнительных материалов. Пользователь Интернет получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Практика показала, что Интрнет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения немецкому языку, но и для привития учащимся новой культуры обучения.

Не всегда эта работа с использование информационных технологий бывает успешной, т.к. слишком много времени уделяется поиску нужного материала. В работе помогает то, что большинство учащихся уже научились обращаться с компьютером. Такие уроки дают возможность учащимся экспериментировать и наглядно видеть свои шаги. Это пробуждает их интерес, развивает самостоятельность при прохождении какого-либо материала. После работы по какой-либо теме учащийся может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал, выполняя предложенные задания на компьютере. Эффективность их решения обусловлена доступной игровой формой.

Также опираясь на текстовой материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

Таким образом, Интернет, компьютеры, вносят разнообразие в учебный процесс, являются эффективным методом в изучении немецкого языка.

Перед педагогами стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовного развития учащихся, воспитания социальной личности, ориентированной на  ценности культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся. Успешность такого процесса во многом зависит от соответствия образовательного и воспитательного контекстов, органическая связь которых подтверждается на примере использования инновационных информационно-коммуникативных технологий.


Пути и методы пробуждения интереса к немецкому языку у учащихся

Преподаватель немецкого языка

Будылина Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира

В статье рассказывается о формах и методах работы со студентами СПО на уроках немнцкого языка....

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Воспитать у обучающихся глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.   ...

Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

Развитие коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка

Статья посвящена теме развития коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературного чтения-формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащихся»

Одним из преимуществ использования новых технологий в процессе обучения является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и...