РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННО - ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Пикулина Анастасия Петровна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННО - ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_v_protsesse.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННО - ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пикулина А.П., преподаватель информатики

ГАПОУ СО "Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой" (г. Вольск)

Ключевые слова: творческая активность, информационно-проектировочная деятельность, методы развития творчества, проектно-ориентированное обучение, процесс «самости».

Современный этап развития образования в условиях информатизации общества характеризуется поиском подходов в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых,  - несоответствие традиционных форм и методов обучения приоритетам современной образовательной политики, ориентированной на развитие творческой личности и ее активность в учебном процессе.

В создавшихся условиях проблема развития творческой активности в процессе информационно – проектировочной деятельности приобретает активность и становится важным направлением многоаспектных научных исследований.

Общефилософские аспекты информатизации общества и образования рассматриваются в работах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, В.Н. Михайловского. Условия и средства освоения информационных технологий в образовательном процессе выявляются в работах Г.Р. Громова, Б. Хантера, Г.И. Железовской. Важность формирования познавательной и творческой активности личности обосновывается Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и другими учеными.

При всей теоретической и практической значимости проведённых исследований развития творческой активности учащихся остается одной из психолого-педагогических проблем современности.

Разделяя точку зрения В.И. Андреева, под творческой активностью личности понимаем особый вид творческой деятельности субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление и самосовершенствование личности.

Составим идеальный протрет творчески-активного обучающегося:

  • Знает структуры и системы отношений, принципы, методы, обобщенные приемы учебной деятельности, приемы их переноса.
  • Решать задачи в нестандартных ситуациях, самостоятельно использует справочную литературу, персональный компьютер, проводит несложные исследования, использует для самообразования различные источники информации и формы.
  • Быстро создает надежные, полные образы группы объектов, кодирует новую информацию, проявляет удовлетворение от реагирования.
  • Отражает или создает образы объектов осмысленно, творчески  и оригинально, точно и четко, абстрактно - логически, с изменением структуры объекта.
  • Осознает принципы организации материалы, видит скрытые ошибки.
  • Использует знания из разных тем, разделов и областей для решения новых проблем.
  • Находит различные основания для сравнения и самостоятельно их использует.
  • Обучающийся проявляет критичность, гибкость, глубину и широту, оригинальность свернутость мышления, вкус к исследованию, использованию приемов творческой деятельности и их составлению.

Представленный перечень можно дополнить, охарактеризовав умение учиться, познавательный интерес, нравственные качества, восприятие прекрасного и т.д. в процессе экспериментальной работы отслеживалась сформированность названных качеств на трех уровнях: «низком», «среднем» и «высоком».

Изучение научной и методической литературы, обращение к практическому педагогическому опыту, результаты проведенной экспериментальной работы позволяют определить наиболее эффективную технологию, обеспечивающую развитие творческой активности обучаемых технологию учебного проектирования.

Ценность технологии обусловлена ее образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся в творческую деятельность, а так же овладеть различными способами этой деятельности. Следовательно, среди основных задач, стоящих  в настоящее время перед образовательным учреждением и преподавателем, нет другой более важной и в тоже время сложной, чем задача создания условий для развития творческой активности обучающихся в процессе информационно – проектировочной деятельности. В процессе непрерывной педагогической практики была реализована авторская система формирования творческой активности у обучающихся 1 курсов в процессе информационно – проектировочной деятельности.

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: приоритетная цель, специально отобранное содержание, соответствующие формы (консультация, интерактивный плакат, видеоролик,  творческие опыты, внеурочная работа), методы (метод проектов), средства (информационные технологии, интерактивные доски, Интернет), контроль (творческий отчет, презентация, защита проекта), результат.

Развитие творческой активности обучающихся – целенаправленный длительный процесс. Поэтому об эффективности предложенной системы можно судить по обнаруженной тенденции повышения уровней сформированности операций анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации, приемов творческой деятельности.

Список литературы

  1. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  2. Большакова А. А. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС//Сборник материалов интернет — конференции/ Под общей ред. канд. фил.наук, доцента Н. В. Осколковой. — Северодвинск, 2016 — С.4–6.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2013.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.: Народное образование, 2009
  5. Фролова, Е. Ю. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект) / Е. Ю. Фролова, Ю. Е. Фролова. — Текст : непосредственный //Молодой ученый.—2018—№22(208).—С.355-358.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

«Развитие творческой активности детей через дизайн».

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создав...

«Развитие творческой активности детей через дизайн». - презентация и речевое выступление

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, ...