Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения
методическая разработка

Васильева Дина Владимировна

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, эмоциональная выразительность. Учитель-дирижёр ставит задачи: правильно брать дыхание, формировать звук, научить детей петь чисто в небольшом диапазоне, достигать протяжного пения, научить петь выразительно, развивать музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. Произведения подбираются с учётом раскрытия и проработки этих понятий, а также учитываются особенности физических и психических свойств детей начальной школы. Но в первую очередь, очень непросто подобрать произведение, которое было бы интересно исполнять, которое полюбишь всем сердцем и будешь нести эту мелодию по жизни. Дирижёр-педагог должен чётко для себя представлять план работы над хоровым произведением, как его преподнести, чтобы его хотелось исполнять, но и нельзя забывать о связи музыки с другими видами искусств, а для того чтобы дети лучше усваивали новое произведение, нужно использовать в своей работе различные творческие приёмы. Рассмотрим в качестве примера работу над произведением «Земля полна чудес» Е. Зарицкой в хоровом коллективе общеобразовательной школы. Мелодия и слова этой песни проникают глубоко в душу, она не может не затронуть детские сердца, оставить их равнодушными. Работа над произведением начинается со знакомства в целом. Формы ознакомления с музыкальным произведения могут быть различными. Лучше всего его прослушивание (грамзапись) в исполнении профессионального хорового коллектива. При отсутствии такой возможности хормейстер сам должен его исполнить. Требования к показу песни: аккомпанемент играть не громко, неназойливо, чтобы дети могли отчётливо прослушать мелодию и текст песни. Песня должна быть выучена наизусть, исполнена без ошибок, эмоционально, выразительно, должен быть создан яркий художественный образ. Только тогда у детей появится желание выучить прослушанную песню. Если показ песни не произведет на школьников впечатление, работа над песней не будет успешной. Впечатление детей от первого прослушивания позволяет ощутить всю выразительность музыки. Чем полнее и ярче представление о произведении, тем интереснее будет протекать работа. Главная задача музыканта-исполнителя — донести до слушателя всё богатство содержания произведения, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. Анализ сочинения позволит углубить представление о художественном содержании текста и музыки, следует как можно полнее раскрыть музыкальный образ. Какую мысль (содержание) передают авторы (анализ текста, музыкальных средств, при помощи которых композитор передает те или иные образы)? После первого прослушивания обсуждается содержание песни. Ведётся беседа о средствах музыкальной выразительности: мелодия и её движение (плавное, скачкообразное), ритмический рисунок, лад (мажор, минор), динамические оттенки (громко, тихо), темп. Дети очень любят интересные факты из жизни композитора, поэтому после того как произведение было представлено, следует рассказать о композиторе. Евгения Зарицкая родилась в Минске, там окончила музыкальную школу, училище и консерваторию. Очень много детских песен сочинила Е. Зарицкая – «Светлячок», «Журавушка», «Хитрый бобёр» и другие. Евгения Зарицкая переехала в Ленинград, ныне Санкт-Петербург. У неё родились сын Игорь и дочка Арина, которая с годами стала помогать маме в её работе. Композитор создала свой вокальный коллектив. Он существует уже более 30 лет – вокальная группа «САМАНТА», своего рода детский музыкальный театр, где есть место и песням, и опере, и мюзиклу. Коллектив носит имя американской девочки Саманты Смит, которая стала символом мира и дружбы, символом открытости между детьми разных стран и народов. Дети-школьники очень любят рассказы о своих сверстниках, поэтому с интересом слушают историю о названии группы. Саманта Рид Смит — американская школьница, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала только что ставшему председателем Президиума Верховного Совета СССР Юрию Владимировичу Андропову в самый разгар холодной войны. По приглашению Андропова Саманта посетила Советский Союз. Девочка стала послом Мира, растопившим лёд холодной войны, и даже написала о поездке книгу. Но у неё очень грустная судьба – Саманта Смит и её отец погибли в авиакатастрофе. В своем письме (Саманте было всего 10 лет, когда она писала письмо Андропову) она очень переживала, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. В ответе Юрия Андропова было сказано, что Советский Союз всеми силами старается предотвратить войну. Все хотят мира. Коллектив «Саманта» – участник таких значимых мероприятий в жизни России и Санкт-Петербурга, как День города, День Победы, начало блокады Ленинграда, День матери и другие. Их песни – послание миру, высказанное понятным и доступным языком. Произведение Евгении Зарицкой, которое входит в репертуар ансамбля, формирует не только художественный вкус у детей, но и активную жизненную позицию. «Мы в этом мире не гости! От нас зависит, каким он будет!»– утверждает автор, и так появляется песня «Земля полна чудес». Обязательно следует сказать несколько слов об авторе текста песни. Михаил Спартакович Пляцковский–поэт-песенник, драматург, автор слов многочисленных шлягеров советской и российской эстрады («Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего», «Ягода-малина», «Мамины глаза») и детских песен. Обсуждается текст песни. Его важно прочесть эмоционально, с выражением, чтобы в дальнейшем его образ было легко воплотить в музыке. В песне говорится о том, что в жизни всё прекрасно – и рощи, и поля, и разливы; наш мир чист как капли утренней росы, надо просто постараться увидеть прекрасное вокруг себя; мир для всех един и нельзя нарушать гармонию в мире. Следует дать детям возможность выразить свои мысли и чувства, прослушав данный текст. Закрепить понимание того, что всем нужен мир на земле. Земля не место для войны, когда все дружат между собой, тогда и жизнь полна чудес:«для друзей полна чудес Земля всегда!». Можно поинтересоваться, какие литературные произведения, родственные по образному строю, знают дети. Творческие задания помогают формировать музыкальное мышление детей. Очень важно научить детей размышлять, рассуждать творчески. Этот процесс охватывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает к самостоятельности, приучает к свободному самовыражению. Можно посоветовать ученикам, обсудить дома с родителями, что для них значит дружба и мир. В данной работе можно использовать такой творческий приём, как музыкальная «живопись», предложить детям дома нарисовать иллюстрацию к песне, как они её видят – в соответствии с характером музыкального образа, эмоциональным переживанием: выбор цвета, возможного сюжета. Какие музыкальные инструменты могли бы звучать в этой песне? Другой творческий приём – графическое искусство. Детям играют мелодию песни на фортепиано по фразам, после чего ученики изображают линиями движение мелодии. Важно проиллюстрировать на доске движение мелодии, в дальнейшем это поможет легче усвоить мелодию при разучивании. Близок детям такой способ переживания песни, как пластическое интонирование, позволяющее передавать музыкальные образы с помощью жестов и движений. Детям ещё раз исполняют музыкальное произведение «Земля полна чудес» и предлагают подвигаться по залу. Так удается снять напряжение, у детей появляется возможность непосредственно проявить свои эмоции. После такого ознакомления с произведением начинается его разучивание. Дирижёру следует овладеть репетиционным жестом, на протяжении разучивания песни педагог должен пользоваться именно этим жестом. Не будем забывать, что хор не профессиональный и раздать нотные партитуры нет возможности, вся работа ведётся с голоса дирижёра и на слух, это требует большой концентрации внимания, и собранности. В начале работы необходимо напомнить детям о таком понятии, как певческая установка: во время пения дети должны сидеть прямо, плечи не поднимать, не горбиться, руки положить на колени. Разучивая произведение, приходится иметь ввиду весь комплекс художественных и технических задач, обращать внимания на все нюансы, дабы предотвратить неправильное заучивание. Произведение всегда начинают разучивать в умеренном темпе, на звуковедении легато, что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодии. Учить его надо по заранее намеченным частям, например, по определенному количеству тактов, и желательно в полной связи со строением музыкального произведения и литературного текста, чтобы эти части имели завершенность предложения, фразы. Всем детям сначала предлагается петь в унисон и работать над одним голосом, так как элементы двухголосия встречаются только в конце произведения. Технический этап. Учитель пропевает фразу песни с текстом 2–3 раза, показывая движение мелодии рукой. Дети внимательно слушают, а затем сами поют эту же фразу. Мелодия движется вверх, значит, требуется высокая позиция, петь как бы приподнимая брови. Высокую ноту во время пения мысленно подтягивать вверх. У многих детей в школе плохо развиты слух и память, поэтому необходимо многократное повторение одной и той же фразы. Перейти от одной фразы к другой части можно тогда, когда предшествующая фраза хорошо усвоена детьми. Учитель должен формулировать требования доступно и лаконично, постоянно меняя певческие задачи, в этом случае мелодия при многократных повторениях не надоест детям. Несмотря на то, что мелодия еще не закреплена, надо продолжать учить дальше и вернуться после ознакомления с целым построением. Для закрепления фразы можно использовать разные приёмы, например, дать детям послушать, как звучит мелодия первого предложения на фортепиано, после учитель исполняет её сам, затем опять дети. Так постепенно от фразы к фразе, от предложения к предложению дети запоминают первый куплет, его надо закрепить 2-3 раза. На следующем занятии повторяется первый куплет, и приступают к разучиванию второго куплета, перед этим проговаривают текст. Дети уже знакомы с мелодией первого куплета, но сложность может вызывать новый текст, поэтому куплет исполняется 2-3 раза для закрепления. Перед началом пения обязательно выстраивать первый звук на фермате. Этот прием применяется в момент вступления в начале произведения, после пауз, инструментального проигрыша. Это очень важный приём в работе, благодаря которому достигается чистота интонации, тембровый и динамический ансамбль. Ритм. Для овладения метроритмической структурой произведения, наиболее эффективным является простукивание и прохлопывание ритмического рисунка произведения, как с текстом, так и без него. Паузы, находящиеся в произведении, учитель сам чётко просчитывает вслух. Таким образом, у хористов появляется чувство внутридолевой пульсации, а также приходит осознание темпа. Дикция и звукообразование. Из разговора о художественном содержании произведения дети поняли, насколько важен текст в музыке, поэтому осознанно могут работать над дикцией. Непонятные или трудные слова объясняются учителем до исполнения. Предлагается всем хором проговорить текст с хорошей артикуляцией в ритме музыки под репетиционный жест дирижера. В процессе работы выявляю логические вершины в тексте, продолжается работа над его ясным и чётким произношением. Детям объясняется, что основа пения – гласные звуки, их необходимо петь протяжно. От правильного образования гласных зависит красота тембра. Согласные произносятся чётко, энергично и ясно, обращается внимание на то, что некоторые согласные поются утрированно, особенно «р». Очень важно чётко замыкать согласные в конце слов, иначе будет такое впечатление, что слово «съели». Ещё раз акцентировать внимание, что в словах согласные следует переносить к следующему слогу или слову. Попросить детей дома потренироваться на скороговорках – для активизации артикуляционного аппарата; слова в скороговорках произносить твердыми губами при активной работе кончика языка, в среднем темпе, в удобной тесситуре (например, «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа», «щегленок щупленький за рощей нещадно щелкал и пищал»). Работа над двухголосием. Когда текст и мелодия уже на слуху, добавляются элементы двухголосия, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, a другому подыгрывает на фортепиано, постепенно выстраиваются интервалы и прослушиваются на фермате. В процессе разучивания, можно использовать не только собственный показ, но и показ группы хорошо интонирующих детей – это послужит стимулом для остальных. Можно предложить пение группам разных детей по фразам, чтоб дети могли аккуратно передавать мелодию от группы к группе. Так, постепенно «впевая» мелодию, дети выучивают куплет. Работа ведется уже не только над запоминанием песни, но и качеством ее исполнения. После того как произведение исполняется без напряжения и доведено практически до автоматизма, ведётся работа над хоровой звучностью и достижением художественной одухотворённости. Дыхание. Одним из важных моментов в работе над произведением является дыхание. Навыки правильно дышать вырабатываются не сразу, но детям надо постоянно говорить, как надо правильно сидеть, или стоять во время пения в хоре. Певческая установка, обеспечивает оптимальные условия для работы дыхательных органов. Так как произведение «Земля полна чудес» в конечном итоге разучивания исполняется в подвижном темпе, вдох должен быть коротким, быстрым, незаметным, без толчка, с мягкой атакой звука, но экономным по распределению дыхания на выдохе. Правильное певческое дыхание влияет на чистоту и красоту звука. Именно от правильного дыхания зависят и другие певческие навыки. В процессе работы над дыханием хормейстеру надо тренировать продолжительность выдоха на специальных упражнениях, в игровой форме. Например, упражнение «Звукоподражатель». Спросить детей, как жужжит пчела: ж-ж-ж-ж-ж…, шумит листва: ш-ш-ш-ш-ш…, дует ветер: с-с-с-с-с…Упражнение следует выполнять спокойно, медленно, равномерно расходуя воздух. Таким образом, можно научить детей владеть дыханием, регулировать выдох. Можно дать ученикам задание на дом: подготовить произнесение скороговорки на одном дыхании. Аккомпанемент. Далее вводится аккомпанемент. Очень важно приучить детей слушать сочетание голоса и сопровождения. Каждый новый куплет сопровождения дублирует мелодию, как бы помогая исполнителям, а в припеве надо быть очень внимательным, так как у инструмента здесь своя роль (аккомпанемент, как течение реки, льётся в своём ритме). Инструмент дополняет и обогащает звучание хора, делает его ещё более насыщенным. Музыкальные инструменты. Творческой активности детей способствует инструментальное музицирование. Музыкальные инструменты вводят постепенно, когда произведение уже хорошо выучено, и это не будет сбивать с ритма и отвлекать детей. Инструменты помогают подчеркнуть ритм, сделать мелодию более выразительной (треугольники имитируют капли росы, перкуссии – биение сердца, волнение от любви ко всему живому). Ансамбль. Работа над пением в ансамбле требует кропотливого труда, навык развивается в течение продолжительного времени. Для достижения ансамбля необходимо добиваться: - интонационной слаженности, - единой манеры звукообразования, - ритмической и темповой слитности, - динамического единства, - одновременного начала и окончания пения произведения в целом и отдельных его частей. При работе над ансамблем надо развивать у детей чувство ответственности, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Заключительный этап. Вся дальнейшая работа над произведением направлена на отработку вокально-технических навыков, исполнительских умений, и приобретение вокального мастерства учащихся. Выученное произведение исполняется целиком, стоя – как на концерте. Дети должны почувствовать радость от проделанной работы. Песня исполняется эмоционально, с воодушевлением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"

Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....

Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО

Влияние регионального  компонента на развитие  творческой активности  учащихся СПО...