Развитие творческой активности учащихся
статья на тему

Горчунова Галина Сергеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.razvitie_tvorch.aktivnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  “ Развитие  творческих способностей        учащихся “.

Докладчик:    преподаватель Горчунова Г. С.

        Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у учащихся значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существуют две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим.

2. В Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладаюшие общественной значимостью.  Данный критерий применим к оценке труда выдающихся  ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты.  Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.  Поэтому  второе определение не совсем подходит для определения творчества.  

        Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.  (Например: Там, где нет образца, а учащийся сам находит что-то новое, например, способ решения задачи, то здесь выступает творческое мышление.)

В качестве основного  критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.

Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди  других стандартных решений.

         Творческий характер мышления проявляется  в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления ( отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

        Все эти качества характеризуют творческого человека. Противоположенными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей.

        В основе творческих способностей лежат общие умственные способности.

Но не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

        Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями учащимися тех или иных истин – является  метод проблемного  обучения. Суть его заключается в том, что перед учащимися ставят проблему, познавательную задачу, и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.  Учащиеся строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают.

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

        Большое значение для  развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, т.е. в положительных эмоциях радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

        Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности учащихся.  В одних случаях  он носит характер подражательный, в других поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений, навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей учащихся не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

        Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всей группе. При их выполнении оценивается только успех

        Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.

        Уровень развития творческих способностей  зависит от содержания и методов обучения. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, мы  развиваем у детей подвижность и гибкость мышления, учим их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

        Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо- поисковую активность.

        Важную роль играют вопросы преподавателя. Рекомендуется  использовать систему уровневых вопросов, основанную американским психологом Бенджамином Блума, т.е. толстых ( сложных) вопросов, требующих развернутых ответов:

“Дайте 3 объяснения – “почему?”

“Почему вы думаете…?”

“ В чем различие…?”

“ Объясните почему…?”

“ Почему вы считаете…?”

“ Предположите если будет…?”

“ Верно ли…?”

“ Согласны ли…?”

“ Будет ли…?”

        Психолог Алексей Михайлович Матюшкин обращает наше внимание на использование открытых вопросов ( т.е. тестов), которые стимулируют творческое мышление, так как  учащимся представляется возможность выбрать свой ответ.

Стимулируют учащихся и творческие задания на составление вопросов.

        У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

«Развитие творческой активности детей через дизайн».

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создав...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, ...

Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО

Влияние регионального  компонента на развитие  творческой активности  учащихся СПО...