ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
статья на тему

Жаркова Анна Андреевна

Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает  - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.

Личность, обладающая  развитым творческим  мышлением, обеспечивает себе достойное место в обществе и способствует прогрессу общества.

Физика - сложная наука ...  и учащиеся испытывают определенные затруднения при освоении  физических законов и явлений, при решении задач.

Творчество – умение найти нестандартный ход, прорыв за рамки стереотипности. С помощью различных методов учащиеся приобретают  знания, которые вызывают усиленный интерес к предмету, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Реализовать активные (а также интерактивные) методы обучения в информационном обществе позволяет применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве современного инструментария педагогической деятельности.

Творческий подход к уроку на примере интегрированного урока по физике  в 11 классе «Колокола России» по теме « Звуковые волны». В процессе групповой деятельности колокол показан как объект, играющий большую роль в жизни человека и разных человеческих сообществ, и это позволило представить его как ценность в масштабе общечеловеческой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ  В 11 КЛАССЕ

 «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»

Жаркова Анна Андреевна, учитель МБУ «Лицей №6»  г.о.Тольятти (Россия)

Аннотация:

Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает  - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.

Личность, обладающая  развитым творческим  мышлением, обеспечивает себе достойное место в обществе и способствует прогрессу общества.

Физика - сложная наука ...  и учащиеся испытывают определенные затруднения при освоении  физических законов и явлений, при решении задач.

Творчество – умение найти нестандартный ход, прорыв за рамки стереотипности. С помощью различных методов учащиеся приобретают  знания, которые вызывают усиленный интерес к предмету, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Реализовать активные (а также интерактивные) методы обучения в информационном обществе позволяет применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве современного инструментария педагогической деятельности.

Творческий подход к уроку на примере интегрированного урока по физике  в 11 классе «Колокола России» по теме « Звуковые волны». В процессе групповой деятельности колокол показан как объект, играющий большую роль в жизни человека и разных человеческих сообществ, и это позволило представить его как ценность в масштабе общечеловеческой культуры.

Ключевые слова:

Дети, крылья, творчество, наслаждение, личность, физика, сложная наука, урок, знания, условия, увлечение, звуковые волны, колокольный звон, Россия,  духовность.

Адрес: г. Тольятти, ул. Мурысева, 61а.

E-mail: anna-zdrok@yandex.ru

 «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.»

 Антон Павлович Чехов.

«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное,

шорох леса, краски заката, звон рифм… Любая замкнутость

 прежде всего свидетельствует об ограниченности. Физик, не

воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик».

Л.Д. Ландау.

Дети как птицы. У них тоже растут крылья. И задача учителя помочь им вырастить крылья. Как?  Надо искать и находить такие  доступные средства и формы, которые побуждают учеников  к активной творческой  деятельности. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой.  

Личность, обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества. В связи с этим к образованию вообще и к школьному образованию в частности предъявляются высокие требования в части формирования творческой активности учащихся, которая откроет выпускникам учебных заведений возможность порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для них профессиональные сферы и в случае необходимости переориентировать направленность своего труда. Это означает, что в основе преподавания   лежит  не просто трансляция информации, а обучение мышлению, и  важнейшим моментом в учебном процессе — переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями.

Что такое творчество?

«Творчество - момент создания будущего в настоящем», - когда-то сказал Джон Денискар.

«Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта», - такое определение предложил в 1959 году американский психолог Фромм.

Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических и физических формул. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, т.е. креативное мышление должно стать основой интеллектуального. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого. Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.

На практике творческое мышление, как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных  процессах: восприятии; внимании; воображении; памяти; речи.

К творческим способностям учащихся следует отнести: пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое, творческое мышление, способность находить и выражать оригинальные идеи, изобретательские порывы и богатое воображение, интерес к парадоксам.

Для развития этих умений ребят необходимо учить  умениям анализировать и сравнивать, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, планировать и проводить экспериментальную работу, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы.

Полезно приучать учащихся ставить перед собой вопросы: «Почему надо делать так, а не иначе?», «Нет ли противоречий или неясностей в данном объяснении явления?», «Правильно ли я думаю?» и т.д.

Гибкость ума зависит от воображения, от способностей человека придумывать образцы, необычные условия, предвидеть их последствия. Воображение развивается при помощи специальных упражнений «на фантазирование», например: «Предсказать ход явления в случае уменьшения (увеличения) какого-либо параметра (ускорением свободного падения, удельной теплоты парообразования и др.)», «Рассказать какой станет картина явления в новых условиях (при дополнительном воздействии электрического поля, температуры и др.)», «Описать жизнь на земле при отсутствии трения (или магнитного поля планеты)» и т.д.

Творчество – есть умение найти нестандартный ход, прорыв за рамки стереотипности. Так вот с помощью различных игр, сочинений и сказок, применения дидактического материала, средств информационно-коммуникационных технологий, являющихся  современным  инструментарием педагогической деятельности, и проведения нестандартных уроков учащиеся приобретают  знания, которые позволят «войти» на этот путь.

Приведу один из примеров творческого подхода к уроку на примере интегрированного урока по физике  в 11 классе «Колокола России» по теме « Звуковые волны».

Физика - сложная наука ...  и учащиеся испытывают определенные затруднения при освоении  физических законов и явлений, при решении задач. Учеба — это серьезная работа. Поэтому при определении учебных задач урока стремишься замотивировать учеников. Вот так возникла мыль в выпускном классе посвятить урок колокольному звону. Получился интегрированный урок, где рассматриваются вопросы истории, литературы, музыки, биологии, и конечно же физики.

Урок « Колокола России» является заключительным уроком по теме « Звуковые волны». Форма проведения урока  – презентация колокола в форме конференции. В процессе групповой деятельности колокол был показан как объект, играющий большую роль в жизни человека и разных человеческих сообществ, что позволило представить его как ценность в масштабе общечеловеческой культуры.

На конференции присутствовали разные «специалисты»: историки, литейщики, физики, литературоведы,  инженеры, биологи, музыковеды, искусствоведы, представители прессы, роли которых исполняли ученики. Задания заключались в том, что учитель предлагал ребятам войти в образ изучаемого объекта.

Всю работу для проведения этого урока можно разделить на два этапа: это подготовка к уроку (длительный, но очень интересный, творческий этап), и непосредственно проведение самого урока.

Огромная работа была проведена учащимися и учителем при подготовке к уроку в поиске, отборе нужной информации. В процессе подготовки для полного раскрытия темы было изучено много нового интересного материала, много ребята узнали, им хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками. Каждый во время выступления стремился применить актерское мастерство, выступая в роли историка или искусствоведа, литературоведа или музыковеда, физика-теоретика или физика-экспериментатора, или биолога. Каждому выступающему дети придумали звучащие научные титулы и звания.

Цели урока:

образовательные:

- усвоение нового вида волн;

- формирование понятий звуковых, инфразвуковых, ультразвуковых волн;

- формирование человека и понимание им не только научных истин, но и прекрасного;

- пробуждение  и расширение познавательного интереса учащихся.

развивающие:

- расширение кругозора учащихся на основе интеграции знаний;

- углубление  знаний с использованием зрительной и слуховой информации;

- развитие логического и абстрактного мышления, творческих и интеллектуальных способностей;

- познавательного интереса;

- формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

воспитательные:

- формирование организованности, дисциплинированности, аккуратности, чувства коллективизма, уважения к труду предков и культуре России;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- содействие положительной мотивации к учению;

- способствование пробуждению духовных, гражданских, патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.

«В тот миг душа болезная светла,

Когда над Русью празднично и нежно

Благую весть поют колокола,

Любовь поют, и веру, и надежду.»

( С. Володина)

Урок начал учитель словами о том, чем для нас, русских людей, является колокол и почему хочется, чтобы современное поколение осмыслило искусство колокольного звона как неотъемлемую часть жизни своей Родины, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное.  

Колокол - это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом.

Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал - это значило, что Родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

Звон  колокола – это предмет почти одушевленный. В нем отражается всеобъемлющая радость и любовь к ближнему. Каждый человек, когда слышит колокольный звон, в каком бы состоянии он ни был, сразу внутренне преображается, его душа поднимается.

Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и в будни, и в дни торжеств, и в малые праздники. Люди слышат звоны Московского Кремля и Ростова Великого, и  многих населенных пунктов. В наши дни в малых городах, возрождаются традиции колокольных звонов.

После мотивационного вступления  учителя урок вели уже сами ученики.

Вначале выступил сам «Колокол», роль которого играл ученик, из его уст мы узнали о происхождении колокола, об одной легенде, которая вот уже много веков живёт в народе…. В 4 веке один монах заболел и пошёл в лес за целебными травами.  В дороге он устал, прилёг на траву и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. А при крещении священник произнес такие слова: «Господи! Где бы ни прозвучал этот колокол, да отступят далеко смелость умышляющих козни, мрак привидений, набег несчастий, удар молнии, нападение громов, сокрушительная сила града…». Это наполнило колокол  силой. Теперь он силой своего звука часто может противостоять врагам, наветам, природным стихиям, может притягивать к добру, ограждать человека от вредных дел. Поэтому много веков люди верят в чудесную силу колокола.

Каждое выступление «специалиста» сопровождалось яркой презентацией, опытом, фрагментами видео или звучанием колокольного звона.

Историк познакомил с тайнами и легендами колоколов. Колокола всегда участвовали во всех событиях, они печальным гулом провожали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник.  В 1552 году колокол помог русским воинам завоевать город Казань. Сначала они никак не могли преодолеть сопротивление противника, но однажды утром вдруг услышали в осажденном городе звон и узнали его. Это был голос большого колокола, увезенного татарами в плен из Симоновского монастыря в Москве. Воины пошли на его зов, взяли город и освободили колокол.

Литейщик показал  как льют колокола и из чего льют колокола, с акустикой колокола. Создание колокола было большим событием для города, где его делали. Долгие часы, а иногда и дни, остывала отливка в яме, причем тем дольше, чем большим делали колокол. А в городе в это время было тихо и спокойно: люди понимали, что если вдруг хлопнет дверь, раздастся топот, то задрожит земля, в которой упрятана форма с колоколом, и это помешает колоколу обрести свой голос; понимая, терпеливо ждали.

Физик теоретик познакомил нас со звучанием колоколов и рассказал о «Домах, где живут колокола и рождаются звуки». Как происходит  физический механизм звучания? При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое дрожание, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, характерный только для него набор добавочных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона.

Физик экспериментатор подготовил опыт о  других видах колебаний колокола. Чтобы представить их,  нужно перейти от объёма к плоскости: мысленно превратить колокол в круглую плоскую металлическую пластину. Закрепим её в центре, насыплем тонкий ровный слой песка и приведём в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры - фигуры Хладни (название дано по имени изучавшего их немецкого учёного Э.Ф.  Хладни). Эксперимент проводят сами учащиеся.(Результат потрясающий, восторг, удивление).

1. Фигуры Хладни на воде (фрагмент видео)

2. Песочные фигуры Хладни

Причина их образования - собственные колебания пластины: колеблющиеся секторы пластины, всучиваясь, стряхивают с себя песок, и он собирается вдоль линий покоя. Каждому сочетанию меридианов и параллелей покоя соответствует своя частота колебаний: более высоким частотам соответствует более дробная сетка линий покоя.

Музыковед рассказал почему  русский колокол поражает своим звучанием. Он может взять не одну, а три ноты: основной тон – в месте удара, ниже на четыре тона – в середине, ниже на целую октаву – вверху. Поэтому голос колокола – это сочетание нескольких звуков, которые гармонируют. Особенность звука колокола еще и в тембре: он не остается неизменным. Если в момент удара преобладает один тон, то через 3 секунды самым сильным становится другой, а первый постепенно затухает. Этой уникальной особенностью обладают только колокола. Узнали мы ,что такое звон, это  когда ударяют во все колокола или же в несколько колоколов. Трезвон-это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и так, трижды. Трезвон выражает особую радость, торжество. Двузвон - это звон во все колокола дважды в два приёма. Перезвон- это медленный звон поочерёдно в каждый колокол, начиная с малого и до большого, а после ударяют во все колокола вместе сразу и повторяют много раз.

Литературовед подготовил  интересные и красивые кадры о многократном воспроизведении и воспевании колокольного звона  в различных областях искусства - литературе, поэзии, живописи, музыке.

Биолог поразил своей информацией о том, почему наши предки во время эпидемий постоянно звонили в колокола. По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных волн и тем самым очищают пространство. Явление резонанса возникает при совпадении частоты вынуждающей силы с собственной частотой колебательной системы. Шатунов доказал: полно активный колокольный звон убивает  бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Молекулы вирусов скарлатины, гриппа, чумы, тифа, кори и холеры сворачиваются и превращаются в кристаллики! Таким образом, колокольный звон буквально стерилизует воздух. Так что недаром наши предки во время эпидемий били в колокола!

Урок прошел на одном дыхании!!! Ребята прекрасно вошли в свои роли. «Специалисты» рассказывали, объясняли, показывали опыты ,представители прессы задавали вопросы, спорили, дискуссировали.

На этом уроке ребята  узнали много о колоколах и колокольных звонах. Колокол – это частичка истории России, произведение литейного мастерства и искусства, музыкальный инструмент, лекарь.

«Зажечь» в душе ученика «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает (решает ли он задачи, выполняет практические задания, слушает объяснения учителя, читает литературу) – такая цель должна быть для любого занятия по физике, именно творческий подход вызывает усиленный интерес к предмету у  учащихся, развивает  способности учащихся, приобщает их к творческой деятельности, которая служит и фактором духовности личности, и способности успешного развития общества. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать современный урок на деятельной основе и ориентироваться на развитие творческой личности школьника.

Рефлексия с урока говорит о том, что такой урок цели достиг:

«Я ухожу с урока с чувством приподнятости и легкости»

«Сегодня на уроке я узнал про важность колоколов в истории России, о мощи звука, который издает колокол…»

«С урока я ухожу с чувством гордости за своих одноклассников, которые подготовили такой интересный урок…»

«Я ухожу с урока с чувством торжественности. Сегодняшний урок был очень познавательным и интересным для меня. Я узнал много новой полезной и интересной информации»

«Такой урок интересен тем, что в уроке участвует сразу весь класс, тем, что на уроке дается много информации, и зрительной, и на слух…»

Психологи утверждают, что в ребенке Природа проявляет себя в трех основных стремлениях: стремление к Развитию, стремление к Взрослению, стремление к Свободе. Все эти стремления, так или иначе, связаны со школой, в ней сосредоточены все условия для этого.

Развивается ребенок только в сотрудничестве и только через преодоление препятствий «Учитель – посредник между возможностями ребенка и превышающим эти возможности учебным материалом».

Задача учителя здесь состоит в  том, чтобы сделать учение жизненно важным для ребенка хотением, поскольку стремление к свободе проявляется в нем через желание познать окружающий мир.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового.

Многие педагоги, когда приходят на урок, должны  вспоминать слова Л.Д.  Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!». Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик и учитель становятся увлеченными коллегами.


Список литературы:

  1. Малафеев Р.В. "Проблемное обучение физике в средней школе", М.: "Просвещение", 1993;
  2. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. "Физика: Методика и практика преподавания", Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2002;
  3. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель», 2003;
  4. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006;

5.        «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А.  Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003;

6.        «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты;

7.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С. Полат – М., 2002;

8.   Быкова, Елена Александровна. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : (Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.)- Самара, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Классная физика» (http://class-fizika.narod.ru/10-11_class.htm)
  2.  Сайт «Виртуальная лаборатория» (http://www.virtulab.net/index.)
  3.  Сайт «Физика.ру» (http://www.fizika.ru)
  4.  ФИПИ (http://www.fipi.ru/)
  5. «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/)
  6. Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» (http://festival.1september.ru/articles /589095/)      Мастер-класс "Обучение творчеству на уроках физики" Жинкина Евгения Владимировна, учитель физики

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое мышление учащихся.Формы ,методы,технологии.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:деятельностьиндивидуальностьпоследовательностьпоэтапностьцикличностьпсихологический комфортсотрудничество...

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информа...

Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов

В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стал...

Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий

Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...

Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»

laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...