«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»
методическая разработка

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство

формирования творческого мышления

(на примере преподавания литературы и русского языка)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для преподавателей СПО32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Уйминой И.Г.

Научно-методическая разработка

преподавателя СОПК Уйминой И.Г.

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство

формирования творческого мышления

(на примере преподавания литературы и русского языка)»

Введение

        В 2020-х гг. в отечественной педагогике развивается гуманистическое научно-педагогическое сознание. Оно ориентирует средне-профессиональное образование (далее СПО) на обновление системы обучения студентов. Это проявляется «в реконструкции» СПО, в инновационной деятельности преподавателей, в ориентации СОПК на развитие творческого потенциала студентов 1 курса.

        В нашей стране создалась необходимость в воспитании творческих людей, которые имели бы нестандартный взгляд на проблемы, осмысливали и оценивали новые обстоятельства. В педагогической теории и практике возникло противоречие между потребностями обновления процесса обучения (в частности, литературе) и существующими традиционными подходами в адаптации студентов 1 курса к продолжению их обучения в колледже.

        Отмечу, что в своей повседневной деятельности многие опытные преподаватели СОПК стремятся сочетать на занятиях различные формы работы.

        Изучив исследования «классиков педнауки ХХ века» Ю.К. Бабанского, А.К. Громцевой, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др., могу с уверенностью сказать, что познавательный интерес способствует повышению эффективности учебно-познавательной деятельности несовершеннолетних. В любой периодизации возраст рассматривается как время жизни и как период становления личности. Самосознание человека теснейшим образом связано с формированием у него многообразных личностных качеств, с участием в познавательной деятельности, с общением. Именно на основе познания предметного мира и отношения к нему формируется мировоззрение студента 1 курса колледжа.

        Из моих бесед с опытными преподавателями СОПК выдвину предположение, что в системе мировоззренческого воспитания современного студента 1 курса имеется много неясного. Отказ от однозначного идеологизированного содержания, разнообразие концепций – все это вызвало некоторую растерянность в студенческой среде.

        В соответствии с рабочими программами по воспитанию (специальности 44.02.01, 49.02.01, 51.02.02, 54.02.02) вышеизложенное определило актуальность исследования мной проблемы содержания и организации аудиторной работы студентов 1 курса на занятиях по литературе и русскому языку. Мои наблюдения за учебной работой студентов в русле изучения их творческого мышления проводились в течение первых двух месяцев 2022 года обучения в СОПК (что принято считать периодом адаптации). Особенности и практическая значимость влияния аудиторной работы на формирование мировоззренческих идей обусловили выбор названия моей методической разработки: «Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)».

1 часть

«Задачи»

        Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа будет являться эффективным средством формирования творческого мышления, если преподавателем будут предусмотрены:

1) специально разработанное содержание занятий, ускоряющее процесс формирования творческого мышления студентов,

2) использование педагогических средств, приближающих содержание занятий к личностным возможностям студентов 1 курса,

3) гуманистическое взаимодействие преподавателя студентов, стимулирующее проявление творческого мышления при выполнении аудиторных заданий.

        Мной определены задачи с учетом состояния проблемы в теории и практике преподавания:

1) при характеристике сущности аудиторной работы обосновать наиболее важные качества творческого мышления студентов 1 курса,

2) сконструировать содержание, создать условия организации занятий по литературе и русскому языку с выявлением влияния активных форм работы на активность познавательной деятельности студентов.

2 часть

«Аудиторная работа в наши дни»

        Сегодня термин «аудиторная работа» вызывает у преподавателей интерес и споры. Мое знакомство с историко-педагогическими исследованиями обнаружило противоречивость понимания данного термина, поскольку авторы работ опирались на внешние признаки. Еще с 1955 года, когда вышла в свет Большая Советская Энциклопедия, по конец 70-х годов ХХ века (автор И.Т. Огородников) установлено, что прослушавшие новый материал в изложении педагога усваивают самое существенное, осмысливают причинно-следственные связи, улавливают эмоциональный тон и структуру изложения. Однако фактическая точность и прочность усвоения материала оказывается значительно ниже, чем при самостоятельном изучении.

        В течение сентября-октября 2022 года мной проводилось наблюдение по сравнительной эффективности фронтальной, групповой и индивидуальной работы со студентами на занятиях литературы (специальности «дошкольное образование», «физическая культура») и русского языка (специальности «социально-культурная деятельность», «декоративно-прикладное искусство»). Пришла к выводу о необходимости оптимального сочетания данных форм аудиторной работы. Проиллюстрирую виды работы в аудитории:

Ф – фронтальная работа для всех (ведет преподаватель),

Ие – индивидуальная работа (каждый самостоятельно выполняет задание, единое для всех),

Ид – индивидуальная дифференцированная работа (у каждого студента есть свое задание),

Ге – групповая работа над общим заданием,

Гд – групповая дифференцированная работа (каждая группа выполняет свое задание),

П – парная работа двух студентов над одним заданием,

В – выступление студента.

        Приведу структуры проведенных мной занятий по литературе и русскому языку по шести модулям:

1 модуль: Ф – Ие – Ф – Ге – Ф

2 модуль: Ф – П – Ф – Ид – Ф

3 модуль: Ие – Ф – Гд – В - Ге – Ф

4 модуль: Ие – Ф – Ид – В – Ге – Ф

5 модуль: Ге - В - Ф – Ге – Ф

6 модуль: Гд – В – Ф – Гд – Ф

        С позиции преподавателя процесс обучения представляет собой динамическую систему, в которой деятельность студентов протекает по логике: получение информации – ее переработка – при необходимости внесение в деятельность корректив и т.д., пока не будет достигнута цель занятия.

        Чтобы умело спланировать предстоящую деятельность, нужно осуществлять самоконтроль. Таким образом, я вышла на самоуправление процессом обучения. Назову его компоненты: мотивация, планирование, самоорганизация и самоконтроль. Студент должен самоорганизовать себя на достижение цели занятия.

        Вывод: совершив экскурс в историю вопроса о проведении аудиторной работы, можно квалифицированно подойти к рассматриваемой мной теме.

3 часть

«Постановка дидактических и развивающих целей занятия

 на современном этапе»

        ХХ1 век требует от человека овладение методами познания для генерации им новых идей. В 2022 году по сравнению с прошлым десятилетием коренным образом меняется цель СПО: «вооружить» студентов не столько знаниями, сколько методами их «добывания». Прежняя модель СПО определялась формулой «образование на всю жизнь», то новая модель СПО выдвигает новую формулу – «непрерывное образование»: от преобладающих ранее репродуктивных методов к продуктивным, направленным на формирование навыков аналитического мышления студентов и творческой направленности развития их интеллекта.

        Я выявила связь выполняемой студентами работы в аудитории с дидактическими целями. Приведу примеры:

  1. Раскрыть в ходе занятия причинно-следственные связи событий, явлений.
  2. Обеспечить усвоение (повторение, закрепление) понятия, правила.
  3. Раскрыть характерные черты эпохи художественного произведения и обеспечить их усвоение.
  4. Продолжить формирование умений составлять план, тезисы, отвечать по плану письменно либо устно.
  5. Восполнить пробелы в знаниях студентов по теме.
  6. Проверить и углубить знания студентов по теме.
  7. Провести обобщение знаний по разделу.

Сформулирую примеры развивающих целей занятия:

  1. Развивать наблюдательность, память, воображение, познавательный интерес, творческие способности.
  2. Совершенствовать умение самостоятельно работать.
  3. Формировать познавательные интересы студентов через активность, привычку анализировать и оценивать свою деятельность.
  4. Формировать у студентов стремление сравнивать, обобщать знания, умение выделять главное.

На занятиях по литературе я уделяю внимание умению воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного, по русскому языку – работа над эссе, ведением записей в тетради.

        За первые месяцы учебы в колледже я старалась объяснить студентам 1 курса, что оценка не всегда прерогатива преподавателя. Необходимо учиться самооценке собственной работы и работы одногруппника.

        Вывод: преподаватель может переходить к конструированию содержания аудиторной работы, исходя из дидактических и развивающих целей занятия.

4 часть

«Проблемное занятие как вид аудиторной работы»

        Представить схему подготовки проблемного занятия по литературе, русскому языку – сложное для меня дело, поскольку проблема формулируется на основе противоречия, а студенты самостоятельно участвуют в ее постановке и решении. Однако в группах большинство студентов 1 курса проявляют недостаточный уровень самостоятельности. Проблемные вопросы формулировала я, сами же студенты в сентябре-октябре 2022 г. задавали вопросы на знание фактического материала. В этой связи согласно рабочим программам я включила тему «Дебаты», чтобы стороны «утверждения» и «отрицания» могли формулировать проблемы, приводить примеры проблемных ситуаций и аргументированно отстаивать свои позицию в споре. Темы дебатов мной были взяты из учебных пособий.

        Вывод: на данном этапе работы я подошла к осмыслению понятий «рефлексия» и «познавательная самостоятельность студента».

5 часть

«Особенности проведения аудиторной работы»

        Из личного опыта отмечу, что целесообразно объединять студентов в группы и подгруппы для эффективности работы. Мной было выявлено два типа групп: постоянно стремящихся проявлять творческое мышление и ситуативно проявляющие творческое мышление и нуждающиеся в побуждении (с моей стороны). В качестве мотивации могу предложить следующее: помощь в осознании ошибок и путей их устранения, укрепление в уверенности в своих силах, создание «ситуации успеха», задания по желанию студентов, при необходимости - временное облегчение заданий для определенных лиц.

        С психолого-педагогической точки зрения в каждой группе 1 курса я выявила студентов-«огоньков», «интересующихся», «запинающихся», «ускользающих», «несобранных», «присутствующих».

6 часть

«Аудиторные работы по литературе»

        Будучи глубоким стариком, Гете говорил, что научиться читать стоит больших трудов. «Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели»,- сказал он однажды.

        Литература редко дает однозначно ответы на все вопросы, которые ставит жизнь, что понятие «учить» кажется неуместным. По-настоящему значимой литература становится тогда, когда она превращается в «дорогу к себе». За время знакомства со студентами 2022-23 уч.г. я рассуждаю: важно ли знать 16-17-ти летнему подростку, какими художественными средствами пользуется писатель/поэт? Ставлю вопрос по-другому: Отчего нам делается грустно или смешно?

        Каждый преподаватель вырабатывает требования к учебной дисциплине. Назову выбранные мной.

  1. Осмысление курса литературы Х1Х века, его связи с внешним миром. Здесь подразумевается способность пропустить «через себя» все самое значимое, пройти свой путь вместе или рядом с чужим, прожить прочитанное, самому ставить перед собой вопросы.
  2. Развитие способности понимать и чувствовать других людей. Речь идет о попытке предпринять психологический анализ, который литература может дать раньше, чем сама жизнь: поиск причин изменения внутреннего состояния героя, его поведения, мотивов поступков, чувств. Это все взгляд на человека как на изменяющееся, развивающееся, значит, живое духовное существо.
  3. Самоопределение по отношению к различным проблемам, поиск своей доказанной и осмысленной позиции. Способность выслушивать иное мнение и принять его право на существование – задача не только для подростка, но и для взрослого.
  4. Умение читать. На занятиях по литературе использую фрагменты художественных фильмов – экранизации произведений.

Это способность выходить на уровень диалога с писателем.

Данные требования следует выражать с учетом возрастных и личностных возможностей студентов 1 курса. Главное в таком подходе то, что не возникнет необходимости «проходить» произведения, бездумно переписывать из сети Интернет готовые определения и принятые трактовки. Преподаватель дает право студентам излагать свои мысли, искать ответы на нерешенные вопросы.

        Вывод: через внутренний мир реальных людей, которые пришли на занятие, станет возможным в аудитории обмен идеями, «проникновение» в художественный мир писателя/поэта. Каким образом это можно реализовать на практике? Сами студенты задают вопросы по прочитанному. Приведу пример.

А.Н. Островский «Гроза»

1. Докажите, что в пьесе поставлены самые насущные вопросы своего времени.

2. В чем разница взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

3. Верят ли в Калинове в Бога?

4. Любил ли Борис Катерину? Аргументируйте ответ.

5. Какие функции выполняет в пьесе пейзаж?

        При вдумчивом чтении студенты оценивают мысли автора: одни принимают, другие отвергают. Уместно будет задать вопрос «Почему в данных обстоятельствах герой поступил так, а не иначе?»

        Вывод: Подобно тому как человек имеет разум и духовную сущность, так и литература обладает интеллектуальной и духовной природой. Следовательно, книги – хранилища знаний.

        Многие недостатки ответов по литературе оказались общими для групп: не умеют анализировать произведение, некоторые студенты лишь пересказывают внешнюю фабулу.

7 часть

«Аудиторные работы по русскому языку»

        Разделив студентов 1 курса «по силам», я провела обучающий эксперимент, в ходе которого в практическом плане научить писать сочинение-миниатюру (эссе) на тему: «Какие слова самые главные в жизни?» Система обучения написанию эссе в аудитории строилась мной в следующей последовательности:

- словарная работа,

- фронтальная беседа,

- тренировочные упражнения (составление плана, тезисов),

- логично построить отобранный материал.

Миниатюру надо было написать дома (срок: 1 неделя).

        У студентов появилось стремление высказать письменно свое мнение, пополнился словарный запас. Однако миниатюры были еще недостаточно обоснованны.

        Вывод: Чтобы оценить сочинение, я пользовалась следующими общеизвестными критериями анализа письменных работ: соответствие теме, глубина раскрытия темы, аргументированность основных положений, логичность, самостоятельность рассуждений. Анализ миниатюр показал, что 95% студентов двух групп написали эссе, соответствующее теме, 50% раскрыли тему глубоко, 40% аргументировали основные положения сочинения, 70% тему раскрыли логично, 50% - самостоятельно.

        Таким образом, с задачей, поставленной перед студентами, большинство справилось, но самостоятельность эссе многих студентов вызвала сомнение (работы были скопированы).

Заключение

        Чтобы в конце 2022-23 уч.года учебные дисциплины были не только пройдены, но и усвоены, мной выделены наиболее эффективные приемы обучения на аудиторных занятиях:

  1. Использование проблемных заданий.
  2. Применение на занятиях игровых моментов.
  3. Рецензирование работ студентов.
  4. Использование карточек-вопросов, анализ текстов по памяткам.
  5. Выполнение творческих заданий.
  6. Участие студентов 1 курса в конкурсах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов

Методические указания предназначены для студентов специальности 35.02.03 «Технология деревообработки» для выполнения самостоятельной работы при изучении профессионального модуля ПМ 04 «Техническое вып...

КОС УД "Русский язык и литература" блок "Русский язык"

В данной работе представлен полный комплект КОС по учебной дисциплине "Русский язык и литература", ьлок "Русский язык"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ Оказание помощи при «остром животе» в гинекологии Внематочная беременность по типу трубного аборта

Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по Специальность 31.02.01. Лечебное дело (углубленный уровень). Методическое пособие написана в...