Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов
учебно-методический материал на тему

Методические указания предназначены для студентов специальности 35.02.03 «Технология деревообработки» для выполнения самостоятельной работы при изучении профессионального модуля ПМ 04 «Техническое выполнение конструкторских проектов в производстве мебели» и других дисциплин специальности.

В методических указаниях рассматриваются рекомендации по правильному выполнению заданий самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_sam._raboty.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ  Трубчевский политехнический техникум

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов

Преподаватель:  Федотенкова Т.Д.

2015

Аннотация

Методические указания предназначены для студентов специальности 35.02.03 «Технология деревообработки» для выполнения самостоятельной работы при изучении профессионального модуля ПМ 04 «Техническое выполнение конструкторских проектов в производстве мебели» и других дисциплин специальности.

В методических указаниях рассматриваются рекомендации по правильному выполнению заданий самостоятельной работы.

  1. Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, разного вида записи (выписки, план, тезисы, конспекты и др.), схемы.
  2. Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Конспекты бывают четырех типов:

- плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта);

- текстуальные (состоящие из цитат);

- свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы);

-  тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации по выполнению конспекта:

1.Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, главы и параграфы, выделите значимые места текста.

2.Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

3.Составьте план текста – он поможет в логике изложения материала.

  1. Конспект-схема (опорный конспект) – это схематическая запись прочитанного.

Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые и т.п. располагаются в последовательности «сверху вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка».

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Рекомендации:

1.Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.

2.Определите ключевые слов, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

3.Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.

4.Заполните схему данными.

Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, доклады.

4.Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширению познавательных интересов, приучает критически мыслить.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники, систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщение.

5.Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания литературы по теме.

Это самостоятельная исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит собственныевзгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Рекомендации:

1.Этапы работы над рефератом:

1.Подбор и изучение основных источников по теме.

2.Составление библиографии.

3.Обработка и систематизация информации.

4.Разработка плана реферата.

5.Написание реферата.

6.Публичное выступление с результатами работы.

2.Примерная структура реферата:

1.Титульный лист.

2.Оглавление (последовательно излагает название пунктов реферата, указывает страницы пункта).

3.Введение (обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задача реферата, дается характеристика используемой литературы).

4.Основная часть (в ней могут быть представлены таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д.)

5.Заключение (подводятся итоги, предлагаются рекомендации).

7.Список литературы.

6.Кроссворд –род задачи – головоломка – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и по вертикали получались заданные по значению слова.

Рекомендации:

1.Внимательно прочитайте тему, по которой составляете кроссворд.

2.Выделите основные понятия (например – «круглый шип» - вопрос).

3. Подберите  к нему ключевое слово –ответ (например –«шкант»).

4.Заполните перекрещивающиеся ряды клеточек по горизонтали и вертикали вопросами так, чтобы  в них получались ключевые слова.

7.Мультемидийная презентация.

В наше время от любого студента требуется создавать те или иные презентационные материалы. Презентации, созданные с помощью программы MicrosoftPowerPoint очень часто демонстрируют при защите курсовых и дипломных  проектов. Форма и содержание презентации PowerPoint разнообразна: сопровождение доклада, демонстрация мультимедийных видеовставок и фотографий. Все зависит от умения и фантазии.

Пошаговое руководство по созданию презентации в PowerPoint.

1.Хорошо подумайте над содержанием вашей будущей презентации. Определитесь с целью, структурой и содержанием.

2.Запускаете программу PowerPoint.

3.При помощи функции «Создать слайд», находящейся в правом верхнем углу панели навигации, выбираете макет нового слайда.

4.Выбранный макет можно применить не только сразу  ко всей презентации, но и указать для каждого слайда по отдельности.

5.Определите как будете создавать вашу презентацию ( по заданному шаблону или создание пустой презентации).

6.Чтобы создать новую «нулевую» презентацию на основе шаблона PowerPoint нажимаете большую круглую кнопку (Office) и в этом меню выбираете команду «Создать». В появившемся окне, в группе «Шаблоны» выбираете действие «Пустые и последние» и делаете двойной щелчок мыши по кнопке «Новая презентация».

7.Для придания презентации желаемого внешнего вида, на вкладке «Дизайн» переходите в группу «Темы» и щелкаете по нужной теме документа. Для изменения внешнего вида слайдов, на вкладке «Слайды» выберите нужные слайды, щелкните правой кнопкой мыши по теме, которую нужно применить к этим слайдам, и в контекстном меню выберите команду «Применить к выделенным слайдам».

8.Темы в программе, более-менее подходят для всех видов презентаций. При помощи кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» добиваетесь подходящего цветового решения для темы.

9.Работа с текстом презентации по редактированию и форматированию построена на тех же принципах, что и работа в MicrosoftWord.

10.Чтобы вставить текст, следует поставить курсор в поле «Заголовок слайда» или «Текст слайда», а после на вкладке «Главная» войти в группу «Шрифт».

11.Размещение различных схем, фотографий и рисунков доступно во вкладке «Вставка». Заходите в группу «Иллюстрации», и щелкаете по какой-нибудь готовой группе иллюстраций. Фотографии можно разместить, используя команды «Копировать» и «Вставить».

12.Для вставки музыки в презентацию MicrosoftPowerPoint на вкладке «Вставка» перейдите в группу «Клипы» и выберите функцию «Звук». Появится список звуков, из которого  можно выбрать по названию короткий звуковой сигнал.

13.Для установки скорости смены слайдов, в группе «Переход к следующему слайду» раскрываете кнопку (Скорость перехода), а затем задаете нужную скорость. В группе «Смена слайда» указываете порядок смены автоматически или по щелчку.

14.Для просмотра получившейся презентации, в правом нижнем углу нажимаете кнопку (Показ слайдов). Если слайды нуждаются в корректировке, возвращаетесь к слайдам, нажав кнопку на клавиатуре (Esc). Откорректированную презентацию сохраняете в какой-нибудь папке на жестком диске через команду «Сохранить как» «Презентация PowerPoint».

Полезные советы по созданию презентации в  PowerPoint.

- Не надо размещать на одном слайде кучу текста и рисунков. Это сильно отвлекает внимание и ухудшает его концентрацию.

- В разделе шаблонов для PowerPoint можно найти и выбрать «Классический фотоальбом», «Современный фотоальбом», «Викторина», «Рекламный буклет», и «Широкомасштабная презентация».

- Текст и фон должны хорошо контрастировать друг с другом, иначе информацию  будет сложно прочитать.

- Используйте слайды с одинаковым цветовым решением. Использование  на слайдах 3-4 цветов улучшает восприятие и повышает концентрацию внимания.

- Материал на слайде следует делить на основной и дополнительный. Дополнительный материал лишь подчеркивает основную мысль слайда.

- Для разных типов объектов следует использовать разные размеры шрифта. Заголовок слайда оформляем размером 22-28 пт., подзаголовок – 20-24 пт., текст, заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22пт.

- Применяем одну и туже гарнитуру шрифта на всех слайдах презентации. Для лучшей читаемости с любого расстояния в аудитории применяем шрифты  «Verdana»,  «Arial»,  «BookmanOldStyle», «Calibri», «Tahoma».

- Для повышения эффективности восприятия материала применяем там, где возможно «принцип шести». То есть, используем в строке шесть слов, а на одном слайде  - шесть строк.

- Слишком частое использование разного звукового сопровождения слайдов ухудшает восприятие содержания.

- Смену слайдов рекомендуем делать по щелчку мыши. В тексте вашего выступления заранее сделайте пометки, которые укажут на смену слайда в тот или иной момент речи.

- Лучше сразу сделать пару экземпляров выступления: один – себе, а второй помощнику, который будет руководить показом презентации.

- Используйте фотографии и картинки только хорошего качества, чтобы не испортить эффект от презентации.

- Для звукового сопровождения выбирайте спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации.

- Не следует перенасыщать презентацию эффектами внимания. Большое количество мигающих и скачущих объектов, внезапных звуковых, картинок с анимацией лишь отвлекает аудиторию. Анимация используется по минимуму с полезной функциональной нагрузкой.

- Любая презентация не является самоцелью, а всего лишь средство в ее достижении.

8.Курсовые и выпускные квалификационные работы.

Тематика  их должна быть актуальной, содержание – отвечающее современным требованиям. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все эти виды работы являются и зачетными и к ним предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Курсовая работа (проект) - это более глубокое и объемное исследование учебного курса.

Выполняется курсовая работа на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, практически по тому же алгоритму, что и реферат.

По содержанию курсовая работа (проект) может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовая работа (проект) состоит из пояснительной записки и практической части.

Рекомендации:

Пояснительная записка работы (проекта) конструкторского характера включает в себя:

- введение;

- расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;

- технологическую часть (описание конструкции, выбор материалов, соединений);

- заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы);

- список используемой литературы;

- приложения (если имеются).

Практическая часть работы (проекта) содержит чертежи общего вида изделия, разрезов, монтажных узлов, деталирование изделия, спецификации.

Объем графической части – 3 листа.

Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями ЕСТД и ОСКД.

Курсовая работа (проект) является самостоятельной работой студента, где преподаватель выступает в роли консультанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по МДК 01.03. Системы коммутации, технологии их монтажа и обслуживания для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки)

Методические рекомендации  содержат  указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по междисциплинарному курсу МДК 01.03 Системы коммутации, технологии их монтажа и обслуживания...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по ПМ. 02. Организация сетевого администрирования для специальности 230111 Компьютерные сети

Методические рекомендации  содержат  указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по профессиональному  модулю ПМ. 02. «Организация сетевого  администрирования».Метод...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по ПМ. 03. Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки)

Методические рекомендации  содержат  указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по профессиональному  модулю ПМ. 03. Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры.Методич...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса ГБПОУ КК «Ладожский многопрофильный техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса всех специальностей техникума.Самостоятельная внеаудиторная работ...

«Методических рекомендациях к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Налоговое право» для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность»

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Налоговое право». ...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине "Экологическое право" для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Экологического права&raq...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ самостоятельной внеаудиторной работы студентов по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

МЕТОДИЧЕСКие рекомендациипо выполнениюсамостоятельной внеаудиторной работы студентов  по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности...