Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
материал

Людмила Геннадьевна Давыдова

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний студентами.

 Создание проблемной ситуации -  важный и ответственный этап проблемного обучения.

 Технология проблемного обучения предполагает определённую последовательность действий:

1.Создание проблемной ситуации

2.Формирование проблемы

3.Индивидуальное или групповое решение проблемы

4.Проверка полученных решений

5.Закрепление и применение вновь приобретённых знаний

Средствами проблемного обучения являются:

-проблемный вопрос;

-проблемная задача;

- проблемная ситуация.

На уроках физики можно применять следующие проблемные ситуации:

ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация предвидения, ситуация опровержения, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока: при изучении нового материала, при решении физических задач, в ходе физического эксперимента, при выполнении домашних заданий.

На своих занятиях по физике, я применяю следующие методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

 

 Проблемное изложение - преподаватель с самого начала ставит перед обучающимися познавательную задачу, формулирует проблему, раскрывает значимость ее решения для науки, народного хозяйства, удовлетворения потребностей людей, для дальнейшей деятельности самих обучающихся, а затем показывает пути ее решения.

 

Частично-поисковый -  поставив учебную проблему, преподаватель для ее решения привлекает обучающихся, то есть проблема решается преподавателем совместно с обучаемыми.

 

Исследовательский – преподаватель ставит проблему, решение которой достигается обучающимися самостоятельно.

Творческий – обучающие формулируют проблему и самостоятельно находят её решение.

Физический материал дает возможность создать много проблемных ситуаций, руководить познавательной деятельностью обучающихся, даёт возможность учить обучающихся учиться применять знания в профессии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики Разработала Давыдова Л.Г., преподаватель МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (КГА ПОУ «ДВТК»)

Слайд 2

Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний обучающимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.

Слайд 3

Создание проблемной ситуации Индивидуальное или групповое решение проблемы Формирование проблемы Проверка полученных решений Закрепление и применение вновь приобретённых знаний

Слайд 4

Средства проблемного обучения проблемный вопрос проблемная задача проблемная ситуация

Слайд 5

Ситуация неожиданности - Может ли кипеть вода при комнатной температуре? . Ситуация конфликта - Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях? Близкодействие и действие на И.Ньютон Х.Гюйгенс Д.Максвелл расстоянии. А.Энштейн

Слайд 6

Ситуация предвидения Ситуация опровержения - Можно ли вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля ? -Почему сейчас не рассматриваются определённые проекты вечных двигателей ? -Почему не возможны движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме ?

Слайд 7

Ситуация несоответствия Ситуация неопределенности Внутри ядра атома находятся частицы дух видов: положительные протоны и нейтральные нейтроны. По законам электростатики атомное ядро не может существовать. Но оно существует! Что же позволяет частицам не разлетаться? -Почему сила тока в цепи уменьшается при неизменном напряжении на концах потребителя? Чем вызывается повышение сопротивление проводника , ведь длина и площадь поперечного сечения проводника остались неизменными?

Слайд 8

Изучение нового материала -Какого цвета Солнце? -Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

Слайд 9

При решении физических задач -Задание с заведомо допущенной ошибкой; - Задания где полученные знания надо использовать в новой ситуации. -Готовые решения задачи, среди которых надо выбрать правильное; 1 . Найти длину провода, который пошел на изготовление данного резистора (провод нихромовый ). Примеры задач: 2. Что мы будем наблюдать, если на пути лучей, вышедших из линзы, поместить кольца Ньютона?

Слайд 10

В ходе физического эксперимента 1. Положить круглый карандаш на наклонно размещенную книгу: сначала вдоль книги, а затем поперек нее. Объяснить, в каком случае имеет место трение качения, а в каком — трение скольжения или трение покоя. Какая сила трения наибольшая? Наименьшая? 2. Объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем.

Слайд 11

При выполнении домашних заданий -Исследовательские; -Задания, в которых требуется обнаружить и устранить физическую ошибку; -Задания на проектирование физических опытов; -Задание на составление условий новых задач или изменение содержания задач, предложенных в учебнике. Что такое голограмма? Опустить карандаш в стакан с чистой водой. Что мы наблюдаем?

Слайд 12

Методы проблемного обучения: проблемное изложение частично-поисковый исследовательский творческий

Слайд 13

Преимущества: -мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения; -при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении; -развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы; -студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы. Недостатки: -не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему; -не для любого учебного материала можно смоделировать проблему; - подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО...

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО...

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»

В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения

Технологическая карта урока по теме"Способы управления кредитным риском"...

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения

Технологическая карта урока по теме "Эквайринг"...